В пятницу вечером стало известно о смене парламентской власти в Донецкой народной республике. На внеочередном заседании Народного совета его председателя Андрея Пургинаотправили в отставку, исполняющим обязанностиглавы парламента ДНР стал Денис Пушилин.
Таким образом, Пушилин, занимавший должность заместителя председателя парламента и являющийся полпредом ДНР на переговорах в трехсторонней контактной группе по урегулированию в Донбассе, стал вторым лицом в ДНР — после президента республики Александра Захарченко.
Депутаты прошедшее заседание комментировали неохотно. «Проголосовали практически единогласно и за отставку Пургина, и за назначение исполняющим обязанности председателя Народного совета Пушилина. Воздержались два или три депутата. Мотивацией была деструктивная работа Пургина», — сообщил РИА Новости депутат, участвовавший в заседании.
Впоследствии в заявлении Пушилина были обнародованы цифры: за отставку Пургина проголосовали 70 из 73 депутатов.
Следом последовали официальные заявления Пушилина и министерства госбезопасности (МГБ) ДНР. В ведомстве опровергли поступавшую ранее информацию о том, что въезд на территорию ДНР Пургину, который возвращался из России, был закрыт. В МГБ заверили, что не пропускали лишь руководителя аппарата Народного совета ДНР Алексея Александрова.
«В действительности МГБ был закрыт въезд в ДНР руководителю аппарата Народного совета ДНР Александрову А.Г. в связи с его деструктивной деятельностью, которая представляла угрозу государственной безопасности республики», — отметили в ведомстве.
«К моему большому сожалению, под влияние этого человека (Александрова) попал и председатель Народного совета Андрей Пургин. Последней каплей терпения депутатов стала сегодняшняя попытка срыва заседания Народного совета, когда депутатскому корпусу пришлось выслушать заведомо ложные заявления, сделанные с целью нагнетания и дестабилизации ситуации», — заявил в свою очередь Пушилин.
Между тем, Пушилин, по мнению некоторых политологов, человек, представляющий интересы олигарха Рината Ахметова, а также наиболее последовательный сторонник выполнения Минских соглашений «любой ценой».
— В настоящий момент уже чётко видно: партия «миротворцев», то есть тех, кто настроен на исполнение Минских соглашений, достаточно плотно контролирует как ДНР, так и ЛНР, — считает публицист, руководитель Центра координации и поддержки движения «Юго-Восток» Алексей Анпилогов. — Достаточно вспомнить недавнее заявление представителя ЛНР господина Дейнего, который уже начал будировать вопрос передачи под контроль Киева границы между донбасскими республиками и Россией. На днях он сказал, что в этом шаге не будет ничего плохого, главное, чтобы были сохранены «атрибуты независимости» ДНР и ЛНР.
То есть мы видим однобокое выполнение Минских соглашений, которое в итоге приведёт к политической и фактической гибели ЛДНР. Это процесс подходит к наиболее решающему моменту, когда даже далёким от политики людям станет ясно: сливают республики или нет. И поэтому те, кто заинтересован в «минском процессе» стараются подойти к этому моменту, максимально контролируя ситуацию. В силу этого формально поддерживающий «минское урегулирование», но относительно независимый Андрей Пургин оказался неудобен на посту председателя Народного совета ДНР. А вот Пушилин, который последний год всегда занимал наиболее соглашательскую позицию, и кроме того имеет, скажем так, небезупречное прошлое, представляется «миротворцам» наиболее удобной и управляемой фигурой на посту спикера. Пушилин обеспечит в любом случае выполнение даже самых непопулярных в республиках решений по минскому урегулированию.
«СП»: — То есть перспективы республик Донбасса теперь очерчены однозначно?
— На мой взгляд, окончательное решение, сливать республики, или нет, пока не принято. Думаю, что это произойдёт к моменту выборов в ДНР и ЛНР. Пока ни украинский истеблишмент, ни радикальные националисты не готовы принимать Донбасс обратно в Украину на условиях даже формальной автономии. Вокруг этого идёт сейчас торг. Повторюсь, к моменту его окончания те, кто ведёт торг, хотят видеть в руководстве непризнанных республик людей, выполняющих приказы без рассуждения.
О дальнейшей судьбе Пургина и Александрова можно сказать, что сейчас во многом от них самих зависит, сумеют ли они остаться в политическом пространстве ДНР и ЛНР, или разделят судьбу Павла Губарева, практически устранённого из публичной политики.
«СП»: — С другой стороны, совсем недавно, выступая перед журналистами на Восточном экономическом форуме, Владимир Путин довольно жёстко обвинил Киев в том, что тот на самом деле не выполняет ни одного из политических пунктов Минских соглашений. Например, не принят закон об амнистии всех участников ополчения Донбасса, закон об особом статусе ЛНР и ДНР имеет формальный характер, и не согласован с представителями непризнанных республик. Означает ли это заявление, что Москва не готова выполнять Минские соглашения «любой ценой»?
— Да, мы видим, что Киев сейчас занял позицию, обозначенную в статье одного из самых влиятельных «серых кардиналов» Украины Владимира Горгулина: не воевать, но и не договариваться. То есть заставлять Россию нести бремя поддержки Донбасса, помноженное на бремя всё более ужесточающихся санкций. При этом не идти даже на те небольшие уступки Донбассу и России, которые прописаны в Минских соглашениях. Требовать всего и сразу. Вот такая позиция как раз и останавливает Россию от окончательного «урегулирования» ситуации в Донбассе, которое выразилось бы в постепенном уничтожении республик. Киев стараются «дожать» хотя бы до формального признания особого статуса Донбасса. Конечно, Россия несёт моральную ответственность за соотечественников и должна не допустить того, чтобы Киев «раскатал» всех, кто симпатизировал России в Донбассе. Но ставки очень высоки, противостояние происходит со всем западным миром. Поэтому в итоге будет принято одно решение. Невозможно держать ситуацию в подвешенном состоянии вечно. Либо республики получат реальную независимость, и попытаются выйти к административным границам Донецкой и Луганской областей, либо же они будут в итоге уничтожены. Половинчатые варианты вряд ли возможны.
— Среди политологов ходят, скажем так, слухи, которые кажутся мне правдоподобными, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — В конце июня происходила встреча Владимира Путина и Сильвио Берлускони. Там, якобы, был заявлено от лица дружелюбно настроенных к России европейских государств, что Россия к сентябрю должна минимизировать своё влияние на происходящие в Донбассе события. Иначе последует волна новых ещё более болезненных санкций. За прошедшее с той встречи время Россия как раз понемногу «уходила» с Донбасса. Поэтому у меня есть основания предположить, что Москва вынуждена отступать под давлением Запада. Это, конечно, не означает полную капитуляцию, полный слив Новороссии. Хотя бы потому что в Донбассе находятся около 20 тысяч вооружённых людей, которые могут повести себя непредсказуемо. И значительная часть из них, в случае уничтожения ДНР и ЛНР может оказаться в России.
«СП»: — Что в таком случае означают последние жёсткие высказывания Владимира Путина в адрес Киева?
— Дело в том, что в Минских соглашениях довольно много «туманных моментов». Россия надеялась, что все «недомолвки» будут поделены примерно поровну. Где-то пойдут навстречу Киеву, где-то — ДНР и ЛНР. Однако сейчас Запад трактует все спорные моменты в пользу Киева. Москве это неприятно, чем и вызвано резкое заявление Владимира Путина. Думаю, что в ответ Киев всё-таки пойдёт на какие-то уступки, но они будут минимальными.