Украина может получить от Норвегии грант в размере 800 тысяч долларов для борьбы с контрабандой радиоактивных веществ. Издание LifeNews опубликовало документы, согласно которым заявка киевских властей на получение гранта была успешно рассмотрена Консультационным советом по ядерной энергетике МИД Норвегии.
Полученные средства должны быть использованы для оснащения пограничных пунктов на Западе страны, в частности, в Мукачево, всем необходимым для обнаружения радиоактивных веществ. В настоящий момент, как следует из документа, украинские пограничные службы из-за недостатка финансирования испытывают нехватку средств для индивидуального дозиметрического контроля, оборудования для индивидуальной защиты и дезактивирующего оборудования, которое необходимо при обнаружении источников излучения.
На первый взгляд, оснащение пограничных пунктов оборудованием для обнаружения радиации выглядит рутинным действием с целью повышения безопасности. Однако в последнее время из Украины уже поступала информация о попытках нелегально провезти запрещенные вещества через границу.
Так, 5 августа пресс-служба СБУ сообщила, что в Ивано-Франковской области «гражданин Украины по сговору с неустановленными лицами готовился осуществить незаконное перемещение через таможенную границу Украины в Республику Румынию радиоактивных материалов» без маркировки. Как выяснилось позже, в преступную группировку входило четверо молодых людей, которые в коробке из-под чипсов перевозили ядерное вещество «уран-238».
Хотя в СБУ отчитались в задержании контрабандистов, дальнейшей информации о том, каким образом они завладели радиоактивным веществом или кто был заказчиком операции, не последовало. Понятно, что просто так радиоактивный уран, вполне пригодный для создания «грязной» атомной бомбы, не продашь. Для такого специфического товара нужен не менее специфический заказчик. Страшно подумать, что будет, если радиоактивные материалы с плохо контролируемой территории Украины попадут в руки того же «Исламского государства» *. Поэтому неудивительно, что Норвегия без лишних разговоров согласилась выделить немаленький грант Украине. Ведь речь идет о безопасности всей Европы.
— На Украине в зоне Чернобыльской аварии находится большое количество радиоактивных материалов, — говорит сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов. — Помимо этого, есть атомные электростанции. Собственно, 50% всей электроэнергии этой страны вырабатывается именно на АЭС. Крупнейшая в Европе атомная электростанция — Запорожская.
До недавнего времени существовала договоренность, что отработанное ядерное топливо будет вывозиться в Россию и там утилизироваться. Сейчас эти договоренности нарушены. Украинцы сказали, что все отходы будут хранить у себя. Но пунктов по переработке ядерного топлива у них нет. В результате, оно просто складируется. Хранение этих материалов превращается в серьезную проблему.
Напомню, что атомные электростанции возникли, как побочный продукт гонки вооружений, поэтому фактически они могут предоставлять сырье для производства ядерного оружия. Учитывая хаос, который творится сегодня на Украине, где каждый «самостийный» делает все, что хочет, у каких-то структур вполне может появиться желание заработать деньги на вывозе радиоактивных продуктов, которые там имеются в большом количестве.
— А кто может стать покупателем?
— Есть много вариантов. Например, тот же Иран. Тегеран заключил «ядерную сделку» и заявил, что не будет обогащать уран. По соглашению все ядерные станции Ирана будут работать под контролем МАГАТЭ. Они законсервировали все центрифуги, которые занимались очисткой переработанного ядерного топлива и производством чистого урана-238 и плутония. Но ничто не мешает им нелегально закупить эти вещества на Украине.
Для людей, которые озабочены ядерным нераспространением, это серьезная проблема. Больше всего это вызывает беспокойство у американцев, что вполне естественно. Если атомный заряд появится у кого-то помимо существующих ядерных держав, его могут применить и против Израиля, и против США. Скорее всего, в ситуации с Украиной Норвегия, как нейтральная сторона, которая много внимания уделяет проблемам экологии, просто выполняет роль ретранслятора, чтобы не вылезли уши американцев.
Повторю, что после того, как Украина расторгла договор с Россией, главная проблема в том, что радиоактивные продукты, которые являются сырьем для производства ядерного оружия, могут свободно уходить с территории Украины.
— Их можно использовать для изготовления так называемой «грязной» бомбы?
— Речь не только о «грязной», но и о полноценной ядерной бомбе. Технологий для этого достаточно, центрифуги для очистки имеются в том же Иране, о котором я уже упоминал.
Такая же проблема есть с Кореей. Пакистан также может разрабатывать ядерное оружие. Имеется оно и в Индии. В мире есть порядка 20 стран, которые имеют оборудование для потенциального производства ядерного оружия. Главная проблема в этом случае — неконтролируемые источники радиоактивных материалов.
— А если говорить не о государствах, а о террористах, например, ИГИЛ?
— «Исламскому государству» даже не обязательно изготавливать ядерную бомбу. Достаточно взять продукты распада из чернобыльской зоны и произвести загрязнение какой-то территории, а затем обнародовать эту информацию и вызвать панику. Чернобыльскую зону никто не охраняет, туда ездит множество туристов, там живут около 200 семей. Конечно, она должна быть полностью закрыта. Но так как она свободна для доступа, ничто не мешает приехать туда, набрать почву, потом раскидать ее где-нибудь в Лондоне и заявить, что город заражен. Ущерб от радиации будет мизерный, но вызванная паника — огромна.
— Значит, оборудование пограничных пунктов действительно необходимо?
— На самом деле нужно не границы оборудовать, а осуществлять жесткий контроль над источниками радиоактивных материалов, в первую очередь — над атомными станциями и хранилищами и Чернобыльской зоной. У Украины сейчас нет денег для того, чтобы это делать, поэтому они хотят усилить контроль хотя бы на границе. Впрочем, если у контрабандистов будет желание вывезти из Украины радиоактивные продукты, совсем не обязательно они будут делать это через пункты контроля. Украине же еще не построили стену, о которой говорят. Та же граница с Белоруссией, которая во многом представляет собой болотистую местность, сел на лодку и поплыл.
Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН Алексей Яблоков полагает, что серьезной угрозы для Европы нет, но допускает, что возможна контрабанда радиоактивных материалов в коммерческих целях.
— До недавнего времени из Украины везли радиоактивный металлолом в Россию. В чернобыльской зоне осталось множество металла, который еще лет пять назад активно вывозили в нашу страну. Мы оснастили пограничные пункты соответствующим оборудованием, и стали задерживать контрабандистов с радиоактивным ломом.
Видимо, теперь необходимость оснащения погранпостов радиационным оборудованием возникла и на западной границе. В принципе, это закономерно. На Украине развита атомная индустрия, они производят и обогащают уран. У них есть атомные электростанции, есть даже физико-технический институт, в котором находится атомный реактор и осуществляется производство изотопов. Теоретически какая-то контрабанда радиоактивных материалов возможна. Но вероятность этого, мне кажется, не велика.
— Зачем тогда нужно это оборудование?
— Вообще оборудование пограничных пунктов радиационным контролем — это нормальная практика. В нашем мире это необходимо делать безотносительно политической ситуации, потому что неизвестно, откуда могут появиться радиоактивные вещества. Правда, насколько я понимаю, занимающиеся такими вещами, проносят опасные вещества в специальных контейнерах, которые датчик не улавливает. Пограничные пункты наверняка будут оборудованы обычными датчиками, которые могут среагировать только на гамма-излучение и фонящие металлы.
Я рад, что на Украине будет повышена радиационная безопасность. Хотя мне кажется, что большой опасности для Украины или ее соседей контрабанда радиоактивных веществ не представляет. Возможно, могут вывозиться медицинские изотопы. Они производятся в той же Венгрии, но на Украине это гораздо дешевле. Думаю, это скорее коммерческий момент, а не террористический. Но повышение безопасности погранпунктов станет хорошим шагом повышения общей культуры перемещения опасных веществ. Наши пункты, например, таким оборудованием давно оснащены.
Меня беспокоит другой момент. Ситуация на Украине крайне коррупционная. Не исключено, что чиновники из Киева просто вытягивают из Запада деньги, чтобы положить себе в карман. Похожая история была со строительством «Чернобыльского саркофага», которое обошлось в три раза дороже, чем ожидалось, потому что деньги банально разворовывали.
— Если норвежцы выделили деньги на оборудование украинских погранпунктов, — это хорошо, — говорит директор Межотраслевого экспертно-сертификационного, научно-технического и контрольного центра ядерной и радиационный безопасности Михаил Рылов. — Как человек, который работал с норвежцами и знает их аккуратность и обязательность, я был бы еще больше рад, если бы они взяли под свой контроль все технические работы по оснащению пограничных пунктов.
Дело это, безусловно, нужное. Мой небольшой опыт работы с предприятиями Крыма, который сейчас стал частью территорией России, показал, что учет и контроль радиоактивных веществ на Украине находится в ненадлежащем состоянии, то есть не соответствует российским и международным нормам. Чего хорошего можно ждать, если радиоактивные вещества будут бесконтрольно путешествовать по всему миру? У нас, кстати, такой контроль давно осуществляется, на границе имеется все необходимое оборудование.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Фото: Максим Шеметов/ ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня