В Мире

Что президент Египта хочет от России?

9h

Стремительно расширяющаяся география нестабильности на Ближнем Востоке вкупе с неизменным непостоянством внешней политики Вашингтона заставляет лидеров арабских стран искать партнеров и союзников на стороне. Так как Китай полностью поглощен проблемами в Юго-Восточной Азии, статус «политической Мекки» достался Москве, известной на Ближнем Востоке своей принципиальностью и верностью данным обещаниям – железную позицию по Сирии оценили даже спонсоры свержения Башара Асада.

События последней августовской недели, запомнившейся большинству обозревателей прошедшим международным авиасалоном МАКС-2015, в очередной раз подтвердили верность тезиса о том, что Россия вернулась на политическую арену Ближнего Востока. Москву с деловыми визитами посетили несколько высокопоставленных политиков ряда мусульманских стран: король Иордании Абдалла II, заместитель верховного главнокомандующего ОАЭ Мухаммед аль-Нахайян, вице-президент Ирана Сурна Саттари, министр по делам национального примирения Сирии Али Хайдар и президент Египта Абдель Фаттах Ас-Сиси. Именно последняя встреча представляет для нас наибольший интерес.

Во-первых, Египет претендует на статус лидера арабского мира. Аргументом в пользу этого служат как крайне удачное географическое положение, так и наличие одной из сильнейших армий в регионе. Демографический и промышленный потенциал также нельзя сбрасывать со счетов.

Во-вторых, содержание американо-египетского диалога существенно изменилось после прихода к власти военной хунты во главе с Абделем Ас-Сиси. Несмотря на то что Вашингтону и Каиру под давлением региональных вызовов и угроз все-таки пришлось преодолеть ряд противоречий, говорить о реставрации откровенного «американизма» времен Хосни Мубарака не приходится.

В-третьих, Египет является одним из столпов стабильности в регионе, гарантируя при этом безопасность монархий Персидского залива. В частности, Саудовская Аравия и ОАЭ выступают в роли главных спонсоров режима Ас-Сиси, рассматривая египетскую армию в качестве естественной защиты от угрозы, исходящей от «Исламского государства».

В-четвертых, Египет, балансирующий на грани полноценной гражданской войны, имеет все шансы стать той силой в регионе, которой удалось полностью вытеснить идеологию радикального ислама из своего политического пространства. С большей долей вероятности можно говорить о том, что после восстановления работы парламента Ас-Сиси приступит к внедрению единой национальной идеи – египетского национализма.

9h_1

Проблема противодействия распространению радикального ислама и расширению географии «зеленого интернационала» в российско-египетском диалоге занимает особенное место. В частности, президент Египта выразил свою поддержку российской программе по урегулированию сирийского конфликта, которая заключается в необходимости формирования широкой антитеррористической коалиции во главе с правительственными войсками Сирии.

«Подчеркнута принципиальная важность формирования широкого антитеррористического фронта с участием ключевых международных игроков и стран региона, включая Сирию», — заявил Владимир Путин на пресс-конференции, посвященной итогам переговоров с Ас-Сиси.

Президент Египта в свою очередь подчеркнул: «Мне было очень приятно осознать совпадение наших интересов и видение решений этих вопросов. Мы, в частности, подтвердили необходимость политического урегулирования сирийского кризиса в соответствии с положениями Женевского коммюнике».

Тут также необходимо привести выдержку из совместного заявления лидеров Египта и Иордании:«Стороны подтвердили важность достижения всеобъемлющего политического решения конфликта в Сирии, которое бы отвечало желаниям сирийского народа и сохранило бы единство сирийской территории».

Солидарность египетской стороны с предложенным Путиным планом урегулирования сирийского конфликта означает ровно одно – Египет не только признает легитимность Башара Асада, но и считает, что «тиран уходить вовсе не обязан». Это весьма примечательное заявление, так как главным спонсором Египта является Саудовская Аравия, для которой свержение режима Башара Асада является краеугольным камнем всей региональной политики.

Отдельно между лидерами России и Египта обсуждались вопросы экономического сотрудничества. В частности, было отмечено, что в прошлом году товарооборот между странами вырос на 86 процентов и достиг 5,4 млрд долларов. Основными статьями российского импорта является торговля энергоресурсами и зерном — 1,1 млрд и 1 млрд долларов соответственно. Стоит подчеркнуть особо, что Россия обеспечивает около 40 процентов египетских потребностей в зерновых.

В ходе встречи также были затронуты российские интеграционные проекты: «Среди конкретных шагов по дополнительному стимулированию экономики — возможное создание зоны свободной торговли, по сути, между Египтом и Евразийским экономическим союзом и использование национальных валют во взаимных расчетах, содействие инвестиционному сотрудничеству и инвестиционным потокам», — заявил Владимир Путин на итоговой пресс-конференции.

Помимо прочего, обсуждались возможности сотрудничества в промышленной сфере, в частности, был поднят вопрос о создании промышленно-индустриальной зоны в районе Суэцкого канала. Не обошлось без обсуждения проекта «Росатома» по строительству атомной станции в районе Ад-Дабаа. Владимир Путин отметил, что «специалисты обеих стран завершают проработку практических аспектов сооружения этой станции». Губернатор египетской провинции Марса Матрух, в свою очередь, пообещал, что первый камень в фундамент будущей АЭС будет заложен уже в октябре текущего года.

Но наиболее существенной составляющей российско-египетского диалога является сотрудничество в военно-технической сфере, что в целом характерно для взаимоотношений с любой страной арабского мира еще с момента образования государства Израиль.

Что примечательно, возобновление египетского интереса к российскому вооружению (после 30-летнего «застоя») было спровоцировано реакций Соединенных Штатов на свержение Мухаммеда Мурси силами военных. Вашингтон отложил решение о поставках в Египет партии истребителей F-16, вертолетов «Apache», противокорабельных ракет «Гарпун» и тому подобной продукции своего ВПК. На решение Соединенных Штатов сразу отреагировали ОАЭ, Кувейт и Саудовская Аравия – на счета египетского ЦБ были переведены 12 млрд долларов. Чуть позже последовала реакция от России, которая, в свою очередь, составила для Египта свою корзину предложений на 3,5 млрд долларов. Конкретный перечень предлагаемой продукции до недавних пор был неизвестен, однако после визита Владимира Путина в Египет информация просочилась в интернет.

Во-первых, в марте месяце информационное агентство ТАСС сообщило о том, что Россия до конца следующего года поставит Египту полк систем ПВО «Антей-2500». Сотрудник организации по военно-техническому сотрудничеству с другими странами комментирует новость: «В соответствии с контрактом, Египту будет поставлен полк систем «Антей-2500» трехдивизионного состава, включая командный пункт. Стоимость контракта превышает 1 млрд долл. В эту стоимость входит подготовка египетских военнослужащих к эксплуатации систем, которая начнется в этом году в одном из учебных центров Сухопутных войск».

Во-вторых, уже в мае Египет и Россия согласовали контракт на поставку 46 самолетов МиГ-29. В случае заключения договора эта сделка станет крупнейшим экспортным заказом для корпорации «МиГ» за весь постсоветский период: ее сумма оценивается в два миллиарда долларов. Российское предприятие сможет увеличить свой портфель заказов более чем вдвое, что обеспечит его работой примерно до 2020 года.

В-третьих, в июне российские и египетские моряки провели совместные учения «Мост дружбы-2015», в ходе которых была отработана организация противовоздушной обороны. Один из представителей ВМФ России отметил: «По оценке объединенного руководства учением, экипажи кораблей двух стран успешно провели маневрирование в строю на выходе из пункта базирования, результативно провели учения по отражению атаки малоразмерной цели. В соответствии с установленными параметрами и нормативами провели совместное учение по организации противовоздушной обороны в районе действий с привлечением истребителей F-16 ВВС Египта».

В-четвертых, в середине августа египетский флот пополнился ракетным катером Р-32 проекта 1241 типа «Молния» российской постройки, с противокорабельным ракетным комплексом «Москит». Катер уже успел принять участие в церемонии открытия второй ветки Суэцкого канала. Министерство обороны Египта также передает: «В ближайшее время Египет направит в Россию группу моряков и технических специалистов на обучение».

В-пятых, буквально неделю назад, уже после визита египетского президента на МАКС-2015, появиласьновость о том, что Египет заказал у России боевые вертолеты Ка-52. Параллельно с этим пришла новость о том, что Каир заинтересован в покупке у Франции «Мистралей», за которые Москва уже получила свои деньги. Обе новости интересны по одной причине – так как часть вертолетоносцев собиралась на российских верфях, Россия может заблокировать сделку по продаже. А так как «Мистрали» проектировались под палубную версию вертолета Ка-52, то наиболее вероятным сценарием развития всей этой эпопеи является комплексная продажа двух «Мистралей» с полным набором российских вертолетов – по 16 на каждый из них. Так что вполне возможно в ближайшее время ВВС Египта пополнятся 32 Ка-52.

Но несмотря на то, что президенту Ас-Сиси удалось решить целый ряд стратегических проблем за счет выстраивания продуктивного диалога с Москвой, говорить о том, что Россия для Египта является незаменимым партнером и уж тем более — союзником, может только тот, кто с подобных аналитических заключений кормится.

В реальности любые красочные словеса о плодотворном сотрудничестве двух стран являются лишь данью самому процессу. Египет за счет России банально диверсифицирует свои внешнеполитические контакты, доказывая ряду крупных игроков наличие самостоятельности на мировой арене. И ничего уникального в подобной стратегии нет – балансирование между двумя сверхдержавами, сопровождавшееся получением рядом экономических и политических бонусов от обеих сторон, являлось основой всей внешнеполитической линии Египта в годы Холодной войны.

Аналогичную картину мы наблюдаем и сейчас. Потепление в отношениях с Вашингтоном наступило еще до недавнего визита госсекретаря Соединенных Штатов в Египет. В частности, еще в марте этого года Вашингтон возобновил поставки вооружения и финансовой помощи Каиру, а в следующем году они будут продолжены уже в полном объеме. А так как проблемы с функционированием демократических институтов в Египте (что и послужило причиной заморозки помощи) за все это время не были искоренены, то можно с уверенностью говорить о том, что заигрывание египетского президента Ас-Сиси с Владимиром Путиным своей цели достигло.

Таким образом, говоря о потеплении в российско-египетских отношениях, необходимо понимать, что ценность любого партнера измеряется в финансовом или геополитическом эквиваленте, а не количеством теплых встреч и звонкостью хвалебного слога. В случае с Египтом данный эквивалент пока что оценивается в относительно скромную сумму, однако перспективы сотрудничества весьма привлекательны.

Источник

Фото и видео Politrussia

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.