Автором идеи «повесить» взрыв гранаты на националистов Олега Тягнибока былсекретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов. Он убедил президента Петра Порошенко начать атаку на партию «Свобода» и инициировать ее запрет. Однако «тягнибоковцы» сумели повернуть ситуацию в свою пользу. Об этом 11 сентября рассказал украинский политолог, бывший советник (2006—2010) главы Секретариата президента Виктора Ющенко Вадим Карасев.
— По инсайдерским источникам, инициатором обвинений в адрес «Свободы» был Александр Турчинов. Якобы у него с националистами еще со времен «майдана» достаточно натянутые отношения, — отметил Карасев. — Главное в том, что он сумел убедить президента в виновности «Свободы» и необходимости ее законодательного запрета, навесив ярлык террористов.
Он также заметил, что «Народный фронт» премьера Арсения Яценюка настроен продавить эту историю.
— Кому-то хочется, чтобы все предстоящие местные выборы «свободовцы» просидели на «скамейке запасных». А потом на следующих парламентских выборах занять нишу «Свободы», — добавил Карасев.
8 сентября Турчинов заявил, что злоумышленники планировали 31 августа использовать возле Верховной Рады не одну, а семь гранат, в том числе, шесть боеприпасов должны были попасть в окна парламента.
Напомним, 31 августа у стен Верховной рады Украины начались беспорядки в то время, когда парламент рассматривал президентские поправки, касающиеся децентрализации власти на Украине. Верховная Рада приняла данный законопроект в первом чтении под возмущенные крики митингующих националистов. В сотрудников правоохранительных органов и служащих нацгвардии, которых стянули для защиты Верховной Рады, полетели дымовые шашки, камни, а затем — и боевая граната. От ее взрыва пострадали около 140 человек, три нагвардейца погибли.
Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько считает, что известный политолог Карасев, которого часто приглашают и на российское телевидение для выражения альтернативной точки зрения, пытается делать хорошую мину при плохой игре.
— На самом деле, события у стен украинского парламента обусловлены общим состоянием украинского общества, которое продолжает радикализоваться и деградировать в социально-экономическом отношении. Кроме того, у стен Верховной Рады был не только Олег Тягнибок со своими людьми, но и другие националисты, а внутри парламента активно поддерживал протест Олег Ляшко, выражала свое недовольство Юлия Тимошенко, а также «Самопомощь». И сводить все к одному Тягнибоку и его людям было бы значительным упрощением ситуации. Думаю, что взрыв гранаты у стен парламента — это вполне закономерный итог радикализации украинского общества, которая началась давно, но интенсивно развивалась после победы Майдана и начала «АТО».
— 12 сентября лидер «Правого сектора» * Ярош снова предложил партии «Свобода» объединиться. Такое возможно в нынешней ситуации?
— Думаю, жесткого слияния не будет по той простой причине, что два «фюрера» между собой не уживутся. Однако тактический союз между ними возможен, чтобы доставить проблем ныне действующей власти
Однако директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисовговорит, что подобная информация просто так не появляется. И, похоже, что администрация Порошенко таким образом решилась на «слив» секретаря СНБО Турчинова.
— Во-первых, политолог Вадим Карасев уже достаточно давно официально работает на действующую администрацию президента. Во-вторых, он озвучил совершенно незаконную схему, которая привела к гибели людей. Теперь Генпрокуратура в обязательном порядке должна проверить ее подлинность — провести расследование.
— А это может отразиться на Порошенко, ведь по версии Карасева — он дал согласие «топить» «Свободу»?
— На данный момент на нем вряд ли что-то может отразиться. Суммарный рейтинг доверия к правящему режиму сейчас — всего 10 процентов, и подобная история на имидж президента сильно повлиять не может. Проще говоря, ничего страшного.
— На ваш взгляд, чем не угодил Порошенко Турчинов? С 22 февраля 2014-го (по 27 ноября 2014-го) он занимал пост председателя Верховной Рады, а с 23 февраля по 7 июня 2014 года был временно исполняющий обязанности президента Украины.
— Турчинов все-таки представляет группу так называемых радикальных ястребов. Он последовательно выступал и продолжает выступать за то, что ситуацию на Востоке страны можно решить только силовыми методами. Причем Турчинов очень часто делает заявления по различным проблемам, занимая жесткую, бескомпромиссную и непримиримую позицию. В то время как Порошенко сейчас необходимо поле для маневра. Он, по крайней мере, делает вид, что идет на некоторые уступки. В этом контексте подобная позиция со стороны секретаря СНБО может выглядеть следующим образом: Порошенко — пораженец, но есть люди — «истинные патриоты», которые гораздо лучше понимают многие проблемы. То есть вполне возможно, что Турчинов просто стал неудобен и его решили подвинуть.
— Какое значение в современной политике Украины имеет должность секретаря СНБО?
— Традиционно эта должность была демонстрационной и показательной — с крайне ограниченными полномочиями, консультационными функциями в сфере безопасности, внешней и внутренней политики. Но, исходя из того, что по Конституции СНБО возглавляет президент Украины, а фактически структурой руководит секретарь, то получается, что последний — второй человек после президента. Это наделяет его некими неформальными полномочиями влиять на самые разные ситуации.
— На ваш взгляд, при нынешнем раскладе в украинской власти, кто может сменить Турчинова?
— Сложно сказать вот так — навскидку. Знаете, когда в 2005 году выборы выигралВиктор Ющенко, тогда секретарем СНБО стал как раз Петр Порошенко — с чего, в принципе, и начался раскол «оранжевой» коалиции. На тот период времени Порошенко сделал из СНБО практически дубляж кабинета министров. Кто знает, может, Порошенко так сказать, в виде «алаверды» возьмет и назначит Виктора Андреевича главой СНБО.
— Запрет партии «Свобода» действительно может быть связан с попыткой отстранить «свободовцев» от участия в местных выборах?
— После «майдана» Олег Тягнибок ни в какую тень не отходил. Скажем, Олег Махницкий был делегирован партией на пост генпрокурора (занимал эту должность до 18 июня 2014 года — «СП»), а также был целый ряд министров-«свободовцев». Понятно, что в то время нахождения у власти люди получили контроль над сумасшедшими доходами. Собственно, это касается и генпрокурора Махницкого.
Затем выборы в Верховную Раду привели к тому, что «Свобода» фактически перестала быть парламентской партией — было только несколько человек, которые прошли по «мажоритарке». Но это было прогнозируемо и ожидаемо, учитывая реакцию американских и европейских партнеров нынешней украинской власти. Она заключается в том, что Украину нужно как можно тщательнее оградить от представителей радикальных партий и течений. Все прекрасно понимают, что такие одиозные фигуры как Ирина Фарион или Игорь Мирошниченко на Западе воспринимаются совершенно однозначно — как неонацисты. Вот поэтому «Свобода» и была исключена из парламента Украины.
Сейчас просто идет второй этап процесса. В октябре будут проходить региональные выборы, а «Свобода» фактически является главным конкурентом партии власти на Западе Украины. Вот ее традиционным для нынешней Украины способом решили просто взять и запретить.
Что касается слияния «Правого сектора» и «Свободы», то такой сценарий маловероятен. Хотя, с другой стороны, самый страшный сон Петра Алексеевича — это именно консолидация националистически ориентированных партий и так называемых добровольческих батальонов. Очевидно, что если они выступят единым фронтом против нынешней власти, то у нее просто нет никаких шансов выстоять. Вот если такие тенденции начнут реализовываться на Украине, то это будет крахом киевской власти.
* «Правый сектор» решением Верховного суда РФ был признан экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото: Михаил Палинчак/пресс-служба президента Украина/ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня