В Мире

Обзор летней кампании 2015 года

17h

В первых частях материала мы рассмотрели состав и численность армий хунты и республик. Описали возможности их роста как численно, так и качественно. По словам лидеров конфликтующих сторон, война окончена и пора подводить итоги. Мы же пока не будем этого делать, а подведем итоги летней кампании. Вторая летняя кампания этой войны имела несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание.

Любая война, ведущаяся осознанно, имеет свою цель. Достижение поставленной цели является маркером выигрыша кампании. Для более полного понимания ситуации следует разобраться в тактическом построении армий и их способности вести те или иные операции.

Тактическое построение

Тактическое построение армий противников имело некоторые особенности, но в целом было идентичным.

На переднем крае стоит боевое охранение.

Я понимаю, что с военной точки зрения это передний край, но длина фронта и слабая насыщенность его войсками позволяет говорить о войсках, находящихся на нем, как о боевом охранении и не больше.

В ВСУ оно состояло из состава механизированных бригад и отдельных мотопехотных батальонов. Ширина фронта — до 20 км на батальон. Оборона построена на основе взводных и ротных укрепрайонов на узлах коммуникаций, господствующих высотах и возле населенных пунктов.

В ВСН переднюю линию держали батальоны территориальной обороны и часть мотострелковых бригад. Ширина та же — до 20 км на батальон.

Тактические резервы ВСУ

Прекрасно понимая, что передняя линия обороны имеет чисто условную возможность для сопротивления (поскольку все укрепрайоны пристреляны противником и легко подавляются в случае массированного артналета) на глубине 30-50 км от переднего края (вне зоны поражения основной массы штатных артиллерийских систем) располагались резервы сектора. Обычно в составе ротных и, реже, батальонных тактических групп. В случае наступательной операции со стороны противника в течение нескольких часов они должны были выдвигаться к точке прорыва и сковывать противника до подхода основных сил.

В случае выявления места главного удара войск ВСН к месту прорыва предполагалась переброска основных резервов из состава секторальных и резервов командующего АТО, которые по замыслу должны были решить судьбу сражения.

ВСН, используя возможность передвижения по внутренним операционным линиям, могли быстро сосредотачивать ударную группировку и усиливать ее по мере необходимости. С учетом ограниченности сил и технических средств планировать наступательную операцию стратегического масштаба было бессмысленно, а наступление на фронте нескольких десятков километров с продвижением вглубь на 20-30 км было им вполне по силам.

Как это могло выглядеть на практике (по опыту боев в районе Марьинки в июне 2015 года)? В течение нескольких дней производится усиленная артиллерийская подготовка. Затем короткий и мощный артиллерийский налет, подавляющий сопротивление опорных пунктов первой линии. Танково-механизированные группы проникают в места разрыва обороны на глубину до 10-20 км. Тактические резервы противника подавляются на марше дальнобойной артиллерией и РСЗО (как летом 2014 года ротная тактическая группа 92-й бригады) и атакуются во встречном сражении. До момента подхода основных сил противника происходит закрепление успеха и налаживание снабжения.

Стратегия ВСУ

Последней кампанией, в которой ВСУ имели тактическую инициативу или пытались ее навязать, была летняя кампания 2014 года.

Тогда армии ВСН фактически не было, разрозненные отряды отбивали поочередные атаки превосходящих сил противника, казавшиеся бесконечными. Тем не менее уже в июле части ополчения могли местами навязывать армии противника свою волю. В августе 2014 года ВСУ уже и не думали об осмысленных атаках. Развязка, произошедшая в августе–сентябре, окончательно уничтожила наступательные возможности ВСУ. Зимняя кампания 2014-15 гг. состояла из нескольких навязанных армией ВСН сражений, которые закончились поражениями ВСУ. Потери, понесенные армией хунты, а также слабые возможности их восполнения (в первую очередь в технике) повлекли за собой выбор оборонительной стратегии.

Тактическое построение, оснащение, дислокация войск хунты — все говорило о том, что и в летнюю кампанию 2015 года ждать активных наступательных действий от киевской армии нет смысла.

Причин здесь несколько.

  • Технические. Артиллерия и в этом конфликте подтвердила простую истину, что она — Бог войны. Тотальный перевес в этом компоненте был залогом успеха любой наступательной операции:
  1. Летняя кампания 2014 года: Славянск, сражение на южной границе.
  2. Зимняя кампания 2015 года: ДАП, Дебальцево.

В первую очередь эти победы были результатом тотального перевеса в артиллерии. Как только одной из сторон удавалось организовать артиллерийское противодействие, наступление становилось невозможным либо было сопряжено с неоправданно высокими потерями. Таким образом, для успешной наступательной операции необходимым условием было тотальное превосходство в артиллерии на поле боя.

Именно поэтому в районе Дебальцево широкий охват группировки ВСУ был невозможным. Несмотря на тотальный перевес ВСН в артиллерийском огне в районе Дебальцево, севернее Светлодарска организовать аналогичные условия было невозможно.

Перевес ВСН в зимнюю кампанию по дальнобойным тяжелым САУ был очевиден, как и невозможность Киева уменьшить эту разницу. Поэтому планировать оперативные наступательные действия для него было сродни самоубийству. Создать тотальное артиллерийское превосходство даже на локальном участке фронта артиллерия хунты уже давно не способна. Тем более имея почти исключительно буксируемые дальнобойные орудия.

  • Организационные. Просматривая ленты военных ресурсов, я очень часто натыкался на оптимизм сторонников армии хунты, основанный на анализе штатной численности бригад ВСУ. Они отмечали, что артиллерийская группа бригад хунты была значительно сильнее аналогичных групп бригад ВСН. Да, это так. Но был упущен из виду важный момент. Этот перевес имел бы значение в маневренной войне, когда бригада поддерживается своей артиллерийской группой и ведет активные боевые действия. В позиционной войне артиллерийские группы бригад на пассивных участках фронта никак не могли помочь своим частям. В это же время артиллерия ВСН, собранная в отдельные подразделения и концентрируемая в полосе фронта по мере необходимости, обладала лучшей управляемостью, концентрацией и, в конечном счете, более эффективно решала свои задачи.
  • Морально-психологические. Самый мотивированный состав у армии хунты был в летнюю кампанию 2014 года. После августовского разгрома произошел надлом этой «военной машины». Бои в районе Дебальцево лишь подтвердили, что армия разложена и уже неспособна даже эффективно обороняться.

Некоторые части без приказа снимались с позиций и отступали, оголяя фланги соседей, что во многом и стало причиной катастрофы.

Морально-психологическое состояние армии режима на начало лета 2015 года значительно ухудшилось. В запас ушли солдаты первых двух волн мобилизации. Новое пополнение не хотело и уже не могло воевать. Естественно, что рассчитывать на успех наступательной операции в данной ситуации было бы глупо, и поэтому… она даже не планировались.

Слабым местом ВСУ является техническая оснащенность. Резервы старой советской техники уже в значительной степени истощены. Еще одних потерь, аналогичных прошлогодним, ВСУ не переживут. Со складов пошла техника 1950-х годов выпуска – знаменитые «Студебеккеры», названные в СССР ЗИЛ-157. В артиллерии, бронетехнике проблема в той или иной степени была такая же.

Стратегия ВСУ заключалась в ожидании удара ВСН. При помощи активных оборонительных действий производилось изматывание войск противника и срыв наступательного порыва его частей с нанесением ему неприемлемых потерь.

Стратегия ВСН

Армия Новороссии в зимнюю кампанию, одержав ряд побед, понесла значительные потери. Новый набор добровольцев был произведен в феврале-марте, поэтому она не могла рассчитывать на то, чтобы быстро восстановить свои силы для возобновления наступательных операций. Обучение новых частей должно было быть окончено не ранее июля месяца, после чего можно было планировать активные боевые действия.

Расчеты показывали, что численный перевес в живой силе над армией хунты достигнуть вряд ли удастся. С другой стороны, было очевидным, что армия противника наступать не будет, и это позволяло более свободно использовать наличные резервы. Да и просохшая степь во время летней кампании развязывала руки наступающей стороне.

В то же время итоги боев зимней кампании показали, что любое наступление имеет свою кровавую цену. Даже неся сравнительно низкие по отношению к ВСУ потери, армия ВСН к концу февраля была измотана и истощена. Потери в летней кампании в случае начала широких наступательных операций также могли достичь «неприемлемых» значений. Надо понимать, что резервы Донбасса не безграничны.

Ход кампании

Летняя кампания началась где-то в районе 20-х чисел мая и состояла в основном из постоянных и временами очень сильных артиллерийских дуэлей, артиллерийских налетов на войска противника и нескольких «прощупываний» войск противника при помощи коротких атак.

Всю весну и начало лета внимание СМИ было приковано к прибрежному селу Широкино, в конце концов полностью уничтоженному. Бои носили упорный и местами ожесточенный характер. Контроль над селом изначально не имел никакого военного смысла. Итогом стали десятки убитых с обеих сторон и сотни раненых.

Конец мая – начало июня отмечены резким усилением обстрелов в районе Донецка. Бои за с. Марьинка 3 июня были очень интенсивными и поучительными. Фактически их можно считать разведкой боем, закончившейся неожиданным успехом. Части ополчения нанесли поражение артиллерийской группе противника в районе боев, обратили в бегство гарнизоны укрепрайонов. Фактически был осуществлен прорыв обороны. При наличии планов наступления выход в район Курахово мог быть осуществлен уже 3 июня. Но, видимо, ВСН и сами не ожидали подобного результата, а потому, увлекшись преследованием, не обеспеченным ни организационно, ни технически, понесли неоправданные потери и отошли на исходные рубежи.

Июль-август прошли в постоянных обстрелах на большей части линии соприкосновения. В августе было некоторое оживление в районе восточнее Волновахи. Несколько попыток атаки со стороны войск хунты чуть было не закончились ловушкой в первый раз и разгромом во второй.

Также стоит обратить внимание на то, что противник в эту кампанию применял тактику ударов по жизненно важным коммуникациям противника. ВСУ били по линиям водоснабжения республик, ВСН несколько раз очень «удачно» поставили энергосистему Украины на грань веерных аварийных отключений. Еще запомнилось точное попадание в магистральный газопровод в районе Красногоровки.

Вообще складывалось впечатление, что после артдуэлей цели ЖКХ и энергетики были основными в этой кампании. Война приняла характер войны на истощение, но… была остановлена в конце августа.

Надолго ли?

Потери

Потери хунты, судя по «ремонтным ведомостям», были значительными. В первую очередь бросается в глаза существенное число попавшей в ремонт артиллерийской техники.

Стабильно больше 10, а иногда и больше 20 за неделю.

Количество бронетехники, прошедшее через ремонтные мастерские, также значительно выросло с началом интенсивных боев.

Летом в среднем в неделю из ремонта полевых мастерских выходило до 10-15 танков, 30-50 единиц ББМ (а иногда и выше), около 200-250 автомобилей.

Значительная часть техники — это не боевые потери. Но резкий рост количества ремонтируемой техники начался именно в начале активной фазы летней кампании (с 20-х чисел мая и до сих пор). Особенно это заметно было в артиллерии.

Одновременный ремонт 4-6 буксируемых гаубиц «Гиацинт — Б» говорит о том, что батарея попала под раздачу. Также резко выросли «ремонты» САУ 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация» и РСЗО.

Потери ВСН, по моим данным, также были довольно значительны. Как минимум один раз колонна ВСН попадала под точный артиллерийский налет противника. Войны без потерь не бывает. Следует отметить, что у ВСН был свой большой плюс — потери в технике для них «несущественны». В смысле они могут быть существенными, но не очень заметными.

Источник

Фото и аудио Politrussia

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.