В интервью британскому изданию Independent Пётр Порошенко заявил, что олигархическая система, сложившая на Украине, представляет серьёзную угрозу для страны.
Примечательно, что, пожалуй, впервые президент Украины в качестве угрозы безопасности и целостности государства, упоминает не пресловутую «агрессию со стороны России». Ещё большую экстравагантность этому высказыванию придаёт тот факт, что его озвучил политик, чьё личное состояние за полтора года исполнения властных полномочий, по подсчётам экспертов, увеличилось в разы.
В интервью британским журналистам Порошенко призвал предпринять активные действия по ограничению контроля рынка со стороны олигархов. Показательно, что при этом он предпочёл умолчать о размерах своих собственных доходов и их источниках.
В виду этого обстоятельства версия о неожиданном классовом перерождении «президента-олигарха» или его публичном покаянии за отказ от идеалов Евромайдана (который, помимо прочего, декларировался организаторами ещё и как антиолигархический) представляется маловероятной.
Очевидно, что за популистским посылом, обращённым не только к западной, но и к внутренней аудитории, скрывается намерение Порошенко обосновать схватку с конкурентами по «олигархическому цеху» за передел собственности и сфер влияния в стране. Первым отголоском этого процесса стала отставка с поста главы Днепропетровской области олигарха Коломойского и его последующая словесная пикировка со ставленником президента Михаилом Саакашвили. Это событие произошло в преддверии региональных выборов, когда борьба между олигархическими кланами на Украине ужесточилась до предела.
Первый удар по клану Арсения Яценюка был нанесен Саакашвили. Глава Одесской ОГА обвинил премьер-министра в отказе от проведения необходимых экономических реформ и «подыгрывании» олигархам.
В ответ, не обременяя себя излишним политесом, человек, который до недавних пор считался держателем «днепропетровской вотчины», назвал Михаила Саакашвили, представляющего интересы президента-олигарха, «собакой без намордника». «Что касается хозяина, мы понимаем, кто он», — добавил Игорь Коломойский.
Пётр Порошенко ведёт борьбу за всю полноту власти на Украине, считаетзаместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин.
— Для информационного обеспечения этой кампании он использует популярный в народе тезис о необходимости борьбы с олигархами. Точно так же некоторые наши либеральные издания пытаются представить те действия, которые предпринимает президент Украины в отношении добровольческих батальонов, чуть ли не как борьбу с неонацизмом в стране.
Действительно, эти группировки во многом теперь поставлены под контроль госвласти, стали возбуждаться уголовные дела (можно вспомнить историю с задержанными бойцами «Торнадо»), а Коломойского лишили административных полномочий. Но истинная подоплека состоит в том, что Порошенко пытается стать единственным держателем крупных активов на Украине. А своих конкурентов перевести в разряд просто богатых людей. И он не может решить эту задачу, не разобравшись с добровольческими батальонами, которые находятся на содержании у этих олигархов.
Поэтому, когда «трещат чубы» у «правосеков» (членов организации «Правый сектор» *) и «свободовцев», это ещё не значит, что идёт борьба с «бандеровщиной». Это означает, что «паны дерутся», пытаясь вырвать друг у друга оставшиеся «лакомые куски» украинской экономики.
— На Украине власть и собственность ведь традиционно неразделимы.
— Именно так. Здесь нельзя остаться просто очень богатым человеком, если ты потерял свои позиции во власти. Это означает, что очень скоро ты потеряешь и собственность. Все эти «фирташи», «балоги», «коломойские» хорошо знают специфику украинских реалий. И только тот факт, что капиталы этих олигархов находятся под контролем США, не позволяет им открыто выступать против Порошенко.
— США заинтересованы в консолидации власти и собственности в руках Порошенко?
— Вашингтон диверсифицирует свою стратегию управления Украиной. С одной стороны, ему нельзя допустить перерастания внутриэлитного конфликта в открытое противостояние (как это было между Ющенко и Тимошенко). Белому дому не хочется потерять контроль над Украиной, если воротилы бизнеса сцепятся между собой. При том, что США совершенно наплевать на то, кто и какой кусок экономики себе оторвёт. С другой стороны, они хорошо знают продажность украинской элиты. И если всё окажется в одних руках, победитель в олигархических войнах может решить, что теперь он может «кинуть» и США. А о том, что украинская элита всегда всех предавала, мы знаем со времён Мазепы.
— Видимо, с этим связно то, как долго держится на посту премьера Арсений Яценюк — «заклятый друг» Порошенко…
— Президент уже давно пытается его «съесть». Потому что Яценюк контролирует огромную собственность и финансовые потоки на Украине. При этом он не подчинён Порошенко. И многие олигархи до сих пор остаются «на плаву» благодаря этому обстоятельству. Например, тот же Коломойский. Более того, чтобы противостоять Порошенко, премьер должен поддерживать других олигархов.
— Получается, когда Саакашвили обвиняет Яценюка в их поддержке, он говорит правду?
— Разумеется. Просто Саакашвили не раскрывает истинную подоплёку борьбы с той частью олигархата, которую прикрывает премьер. Если Яценюк займёт пост Порошенко, он точно так же начнёт «антиолигархическую» кампанию за передел собственности.
Итоги выборов в Раду подтверждают, что США искусственно поддерживают это противостояние. Буквально за две недели до дня голосования Яценюк создал «Народный фронт», который лихо занял первое место на выборах. Ни для кого не секрет, что незадолго до этого будущий премьер летал в Вашингтон. Очевидно, что американцы дали ему добро на эту махинацию с подтасовкой результатов выборов.
— А кто устроил «файер-шоу» у стен Рады, когда там принимались поправки о децентрализации?
— Очевидно, что никто не рассматривал это как истинную децентрализацию или «уступку Москве», как утверждает украинская пропаганда. Наоборот, эти поправки предусматривают колоссальную концентрацию власти в руках Порошенко. Президент получает огромные полномочия на региональном уровне, которые не имели ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, ни Янукович.
Недавно было опубликовано большое интервью с бывшим «некоронованным хозяином» Закарпатья Виктором Балогой. Когда его спросили про конституционную реформу, он ответил, что это «узурпация власти — мы получим диктатора на Украине».
Вот почему акции протеста у Рады организовывались самим Порошенко и его приближёнными — надо было первым нанести удар по своим противникам. Дескать, вы выступаете против конституционной реформы, значит, солидаризируетесь с отморозками, которые бросали гранаты в нацгвардейцев.
Таким образом, он ослабляет позиции формирований, которые пока ему неподконтрольны.
«Объявляя войну» олигархам, Порошенко, видимо, имел в виду угрозу со стороны «деловых коллег» для него лично, предполагает завсектором ИМЭМО РАН Николай Работяжев.
— На Украине, при всей массированной пропаганде, прекрасно осознают, из чьих рядов вышел сам Порошенко. Точнее говоря, он даже не выходил из рядов украинского олигархата. Неудивительно, что за год с небольшим своего президентства, Порошенко, по оценкам экспертов, увеличил личное благосостояние в 7 раз.
Поэтому ясно, что это высказывание представляет собой «наезд» на своих конкурентов. В первую очередь, на Коломойского, который недавно вступил в острую словесную полемику с протеже Порошенко в лице Михаила Саакашвили. Хотя метил он, безусловно, выше — в стоящего за Коломойским Яценюка.
— Создаётся впечатление, что это часть информационного мифотворчества властей — создать у людей, вопреки известным фактам, представление о том, что сам Порошенко к числу олигархов не имеет никакого отношения.
— Возможно, у него произошло некоторое психологическое вытеснение. Впрочем, за объяснением этого феномена лучше обращаться к психиатрам.
— А может быть, Порошенко банально готовит «раскулачивание» олигархов с целью дальнейшей распродажи Украины своим западным спонсорам? Помощь в организации госпереворота и последующем приходе к высшей власти наверняка оказывалась на не безвозмездных началах.
— Майданный банкет заканчивается, приближается время платить по счетам. Так что приватизация наиболее ликвидных активов в пользу транснациональных компаний будет иметь место. Но, скорее, фраза Порошенко отражает его раздражение по поводу внутренних конкурентов. И прежде всего, Коломойского. Учитывая, что этот олигарх финансирует противостоящие Порошенко политические силы, которые норовят сами участвовать в политике.
— США контролируют процессы, происходящие в украинском «террариуме единомышленников»?
— Отчасти американцы управляют этим процессом. Вопрос, в какой степени. От радикальных шагов они Порошенко будут удерживать. Им совсем не нужен громкий «скандал в неблагородном майданном семействе» с последующим саморазоблачением его участников.
С другой стороны, некоторые процессы в обществе в принципе невозможно контролировать. Любая революция (пускай это лишь олигархический переворот) развивается по сценариям, на которые бывает сложно повлиять. Например, конфликт Порошенко с радикалами из «Свободы» и «Правого сектора» был предопределен. Потому что первый заинтересован в стабилизации ситуации «под себя». В ходе подобных социальных катаклизмов наиболее фанатичные революционеры (в данном случае участники госпереворота) уничтожаются более умеренными группировками. Это почти социологический закон.
До местных выборов, намеченных на 25 октября, обострения ситуации не будет. Дальше многое будет зависеть от нового расклада политических сил на местах.
— Есть мнение, что любое изменение властной конфигурации на Украине приведёт к ещё большей радикализации правящего класса.
— По моим ощущениям, к власти должны прийти более вменяемые силы центристской направленности, вроде «Самопомощи» или «Оппозиционного блока». То есть, партии украинского этнического национализма будут активно вытесняться партиями европейского выбора.
Это объясняется фактором усталости. Потенциал, который предшествовал такому колоссальному выбросу социальной энергии, который произошёл в период Майдана, так быстро не восстанавливается. Как правило, после этого наступает период апатии и фрустрации: общество деморализовано, приходит в себя и просто занимается выживанием.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал это праворадикальное объединение экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России.
Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня