Вслед за заявлениями представителей США о развертывании в Сирии российских военных самолетов специализированное британское издание IHS Janes во вторник опубликовало закупленные им коммерческие спутниковые снимки территории Сирии, из которых, по мнению издания, следует, что в аэропорту Латакии развернуто 12 штурмовиков Су-25, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М и четыре многофункциональных истребителя Су-30СМ, а также несколько ударных вертолетов. Кроме того, в районе аэропорта видны позиции артиллерии и танков.
Учитывая направленность этого издания, к публикуемым им снимкам следует отнестись серьезно, полагает редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Исходя из опубликованных подсчетов авиатехники российского происхождения, можно утверждать, что в Латакии развертывается смешанная ударная авиационная группа, основу которой будут составлять эскадрилья Су-24 и эскадрилья Су-25, а прикрывать их будет звено истребителей Су-30СМ.
Функционирование такой группы потребует развертывания батальона аэродромно-технического обеспечения, а ее охрана – примерно батальонной тактической группы, говорит эксперт. Согласно российским традициям командовать смешанной группой, если таковая будет развернута, станет авиационный генерал, ему же будет подчинена охрана, но пункт материально-технического обеспечения флота в Тартусе вряд ли будет подчиняться командующему группировкой, поскольку имеет крайне ограниченное значение.
Авиагруппа станет своего рода «сухопутным авианосцем»: ее самолеты смогут наносить удары как для непосредственной поддержки войск, так и по целям террористических группировок в их тылу, для чего ей потребуются свои средства разведки, поскольку опираться на чужие разведданные в гражданских конфликтах чревато, говорит Мураховский.
По данным сайта Flightradar24, 23 сентября самолет Ту-154М Минобороны России (используется для перевозки командного состава) приземлился в Латакии. 19 сентября (по окончании учений «Центр-2015», где присутствовал Владимир Путин) он вылетел из Оренбурга, 21 сентября был в Багдаде, а 22 сентября – в Тегеране.
По словам человека, близкого к Минобороны, это, видимо, означает, что российская военная делегация согласовывала важные вопросы с военными Ирака и Ирана, а затем отправилась в Сирию. Поэтому нельзя исключать, что в своей речи на Генассамблее ООН 28 сентября Путин заявит о совместных действиях военных Сирии, Ирака, Ирана и России против запрещенной в России группировки «Исламское государство», говорит собеседник.