17 сентября власти города Пененжно демонтировали памятник советскому генералу Ивану Черняховскому, выбрав эту дату, чтобы символическим образом почтить жертв 76 годовщины нападения СССР на Польшу, сообщало Polskie Radio (21.09). В ответ на возмущение и протесты российской стороны польский Институт национальной памяти направил в посольство РФ научный труд под названием «»Памятники благодарности» Красной армии в Народной Польше и Третьей Польской республике». «Это такая книга, которая позволяет понять польскую историческую чувствительность, понять, как эти памятники создавались, что с ними связано», – отметил заместитель руководителя ИНП Павел Укельский (Paweł Ukielski), слова которого цитирует радиостанция.
В польском публичном пространстве остается еще много подобных монументов, добавляет директор Управления по делам образования Института Анджей Завистовский (Andrzej Zawistowski): «Это памятники, которые находятся не на кладбищах, не на местах захоронений. Они возведены в центрах городов и выступают своеобразными печатями, которые советская власть ставила на завоеванных польских землях, называя себя «освободительницей»».
Nasz Dziennik (18.09) приводит высказывание историка Лешека Жебровского (Leszek Żebrowski), называющего генерала Черняховского человеком, который принес полякам освобождение от немецкой оккупации, но вместе с этим — новое порабощение. «Нам не позволили самостоятельно управлять своей страной, забрали у нас половину Польской республики, вновь начались выселения, ссылки в Сибирь. И символом всего этого стал Черняховский», — указывает эксперт.
Руководитель польского Института национальной памяти Лукаш Каминьский (Łukasz Kamiński), которого цитирует газета, подчеркивает, что в 1939 году Советский Союз аннексировал польскую территорию, а после начал насильственно насаждать коммунистический режим, в процессе чего «в течение нескольких лет были убиты или подверглись жестоким репрессиям сотни тысяч поляков, а среди преступников был генерал Красной Армии Иван Черняховский».
Россия ведет решительную борьбу за прошлое и активно распространяет свою историческую пропаганду, «не боясь, что кто-то опровергнет ее историческую ложь», — продолжает Tygodnik Powszechny (21.09). В будущем Москва продолжит использовать демонтаж каждого памятника, связанного с памятью о Красной армии, для атаки на поляков, чтобы «прикрыть неприятные новости о своей экономике сообщениями с фронта исторических баталий», — пишет автор комментария, делая вывод: «Режим Путина обостряет курс, во всей своей полноте возвращается советская версия истории, поэтому нет никаких перспектив, чтобы наши споры о прошлом прекратились».
Внимание портала wPolityce.pl (21.09) привлек внесенный в Думу законопроект, предлагающий запретить отрицание преступлений сталинского режима. В последние годы в России существовал обратный тренд: запрещено было оспаривать версию о полностью положительной роли СССР во Второй мировой войне, на страницах школьных учебников появились тексты о «великом государственном деятеле Сталине», а «отрицание очевидных исторических фактов, признанных когда-то российскими историками и российским государством, стало всеобщим явлением в находящихся под контролем Кремля СМИ», — с удивлением отмечает публицист портала. И высказывает надежду на то, что если закон будет принят, в России станет противозаконной «катынская ложь». Катынское дело идеально подпадает под критерии проекта, обращает внимание он: ведь Москва уже неоднократно на официальном уровне признавала, что ответственность за это преступление несет Советский Союз.
«В какую игру играет Путин, перебрасывая в Сирию свои войска?» — спрашивала Gazeta Wyborcza (24.09) у аналитика Польского института международных дел Марчина Пиотровского (Marcin Piotrowski). С одной стороны, при помощи военной демонстрации Кремль стремится показать российскому обществу, что у России все еще есть глобальные интересы, а с другой, что еще важнее, стремится вернуть себе имидж надежного партнера в международной политике и вновь войти в «мировые дипломатические салоны», — отвечает собеседник газеты.
Москва напоминает, что она сыграла положительную роль в операции по химическому разоружению Сирии и не пыталась торпедировать атомное соглашение с Ираном, а европейские и американские политики все больше склоняются к тому, чтобы признать Россию союзником по борьбе с «Исламским государством», рассказывает Пиотровский. Однако, как подчеркивает эксперт, «все действия Путина оказываются новыми пощечинами для Барака Обамы, и неизвестно, где закончится личное терпение американского президента».
«Кремлевский шахматист уже расставил множество фигур и приступил к масштабной акции», — образно описывает ситуацию wPolityce.pl (22.09). Москва наращивает свое военное присутствие в Сирии, проводя операцию так умело и слаженно, как «в лучшие времена Красной и Советской армии», однако не объявляет, кто и где станет ее целью.
Россия заявила о координации воздушных операций с Израилем, но не координирует их с США, Турция ведет военные действия в Сирии и Ираке, кое-где продолжают борьбу отряды уцелевших прозападных сирийских повстанцев. В целом в регионе царит полный хаос, в котором рождаются сложные геополитические комбинации и перестает действовать привычная формула «враг моего врага — это мой друг», — пишет комментатор портала. В этих многомерных геостратегических шахматах одержать победу может лишь настоящий гроссмейстер, между тем в Европейском союзе не нашлось даже простых шахматистов — там остались только пешки, с сожалением заключает он.
Россия намеревается нанести демонстративный удар по джихадистам в Сирии, чтобы доказать, что она умеет решать глобальные проблемы лучше США и готова помочь Западу в деле, с которым он, по ее мнению, не справился, указывает Newsweek Polska (23.09). Для усиления позиции Путина в переговорах с западными лидерами в Нью-Йорке необходимы не только контролируемые утечки о переброске российских вооружений, но и картинки с «зелеными человечками», которые громят «черных человечков» из Исламского государства. Поэтому, возможно даже в тот момент, когда Путин будет выступать на сессии Генассамблеи ООН, россияне могут начать в Сирии свою первую наступательную операцию, предсказывает еженедельник.
Военные действия России в Сирии несут в себе ряд рисков, предупреждает эксперт фонда Amicus Europae Томаш Отловский (Tomasz Otłowski) в разговоре с порталом Wirtualna Polska (24.09). Усиление Асада может лишь продлить войну и укрепить силы джихадистов, повышенная активность российской армии увеличит вероятность случайных столкновений между силами антиисламистской коалиции и россиянами, а повторение афганского сценария, то есть долгой, дорогостоящей и кровавой войны на чужой территории, обернется для Кремля трагичными последствиями, перечисляет аналитик.
«Если масштаб российского присутствия останется на уровне военных экспертов, авиации и разведки, риск невелик. Но если в дело вступят сухопутные силы и специальные подразделения, может быть по-разному. Я лично считаю, что россияне, скорее, выберут первый вариант, хотя, возможно, они пару раз покажут „на публику“ своих солдат в прямых столкновениях с Исламским государством», — подводит он итог.