В понедельник, 28 сентября, президенты России и США Владимир Путин иБарак Обама провели первую встречу после двухлетнего перерыва. Встреча, которая проходила в Нью-Йорке, на полях юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН, продолжалась вдвое дольше запланированного — 1 час 40 минут вместо отведенных по протоколу 55 минут. Однако когда Путин и Обама вышли на публику, они ограничились рукопожатием без слов.
Итоговую пресс-конференцию провел лишь российский лидер, Обама от комментариев воздержался. Президент Путин назвал беседу полезной, конструктивной и «на удивление очень откровенной».
«Отношения между Россией и США находятся на достаточно низком уровне. Но это не наша инициатива — понизить отношения до такого уровня, — это позиция наших американских партнеров. Думаю, это плохо и для двусторонних отношений, и для мировых дел. Мы всегда готовы возобновить отношения, восстановить их в полном объеме. Что касается сегодняшней встречи, наши американские партнеры достаточно ясно изложили свое видение по урегулированию ситуации на Украине и по сирийской проблематике. У нас, как ни странно, очень много совпадающих точек и мнений по этим вопросам. Есть и расхождения, они в принципе известны, над которыми мы договорились вместе работать», — заявил Владимир Путин.
По ситуации в Сирии, сообщает Reuters со ссылкой на источник в Белом Доме, президенты договорились о необходимости провести переговоры между представителями военных ведомств России и США, чтобы избежать конфликтов в ходе возможных операций. Преодолеть разногласия о будущем сирийского президента Башара Асада не удалось. Однако, по информации Reuters, главы двух держав согласились «изучить варианты решения сирийского политического вопроса».
Говоря о роли России в урегулировании сирийского конфликта, Путин отметил, что «об участии российских воинских контингентов в наземной операции речи не идет и идти не может», но при этом не исключил участия РФ в авиаударах по террористам в Сирии.
Что касается Украины, Обама считает, что Минские соглашения можно выполнить в течение нескольких месяцев, пояснил правительственный собеседник Reuters. При этом президент США выразил поддержку суверенитету и территориальной целостности Украины, а также выразил озабоченность планами ДНР и ЛНР провести собственные местные выборы в обход Киева. Путин, комментируя украинскую тематику, указал, что «США в известной степени стоят за спиной киевских властей, находятся в постоянном контакте с европейцами, но и у нас с Соединенными Штатами налажен хороший деловой контакт по линии Министерства иностранных дел и Госдепа». Он добавил, что сегодняшние консультации показали, что «наши американские коллеги в материале целиком и полностью» и влияют на переговоры.
И все-таки главный вопрос остался без ответа: как теперь будут развиваться отношения Россия-США, пройден ли пик противостояния?
— Встреча лидеров Россия и США показала, что сторонам пора прекращать выдвигать взаимные претензии, и переходить к более деловому стилю в отношениях, — уверен заместитель директора Института США и Канады РАН, профессор Виктор Кременюк. — В качестве «пробного камня» к такому переходу была выбрана не Украина, как можно было бы ожидать, а Сирия — тема достаточно отдаленная от центральной оси отношений Россия-США. И оказалось, что на сирийском направлении стороны могут договориться действовать совместно. Причем, речь даже идет о совместных военных акциях — а это предполагает почти союзнический уровень отношений.
На мой взгляд, этап устного противоборства Москвы и Вашингтона завершается, мы переходим к этапу с доминантами сотрудничества и даже координации. По-моему, это более чем достаточный позитивный сигнал для всех членов ООН.
— Значит ли это, что российско-американские отношения разворачиваются в сторону сближения?
— Этого мы еще не знаем. Сирия далеко не исчерпывает списка наших спорных проблем. Я бы рассматривал встречу Путина и Обамы как приглашение к новому туру отношений — более взвешенному, менее воинственному. А вот получится ли этот тур — сейчас трудно сказать…
— Смысл встречи Путина и Обамы заключался в том, чтобы каждый из лидеров прочертил свои «красные линии», за которые другой заходить не должен — по сирийскому и украинскому конфликтам, другим вопросам, — считаетполитолог, научный сотрудник Института перспективных гуманитарных исследований и технологий (ИПГИТ) им. М.А. Шолохова Геворг Мирзаян. — Это необходимо сделать, чтобы наши конфликты с американцами — до исчезновения которых еще далеко — находились в приемлемых рамках, чтобы мы не скатывались в открытую и серьезную конфронтацию. Судя по тому, что говорил Путин, прочертить «линии» удалось.
Другой важный момент — в диалоге глав двух держав явно нашлись точки соприкосновения, в пределах которых можно договариваться. Конечно, быстрых решений от встречи президентов в Нью-Йорке никто из серьезных аналитиков не ожидал. Но подвижки в российско-американских отношениях налицо.
— В чем конкретно заключаются «красные линии» Путина и Обамы?
— «Красная линия» России по Украине заключается в том, что РФ не собирается предавать Донбасс, и не собирается мириться с нынешним украинским правительством. Россия четко хочет, чтобы американцы не поставляли Киеву летальные вооружения, и не усиливали американский воинский контингент.
«Красные линии» США — чтобы Россия не занималась созданием Новороссии, и не пыталась идти маршем на Киев.
Надо понимать: и Обаме, и Путину выгодно, чтобы украинский конфликт сейчас вошел в вялотекущую стадию, чтобы не было особых обострений. У президента США на носу предвыборная компания, у Путина — сложная ситуация в экономике. Поэтому обе стороны будут, видимо, аккуратно себя вести на украинском направлении.
— А на сирийском?
— По Сирии и США, и Россия заинтересованы найти общий язык, поскольку «Исламское государство» * является нашим общим врагом. Мы хотим, чтобы американцы либо вступили в нашу коалицию против ИГ, либо не мешали ей работать.
Чисто теоретически, мы можем справиться и без американцев. А вот США без нас не могут. Если вдруг окажется, что коалиция России, Китая, Ирана, Ирака и Сирии справилась с основной угрозой современности — ИГ — без американцев, у многих возникнет вопрос: являются ли после этого США мировым лидером? Американцы такого поворота не могут позволить, и потому готовы сотрудничать с новой коалицией.
— Какие сигналы покажут, что российско-американские отношения теплеют?
— Прежде всего, мы увидим снижение антироссийской риторики со стороны США. Естественно, в Америке грядет предвыборная кампания, в ходе которой кандидаты в президенты США будут костерить Россию. Но по существу критики в адрес РФ должно стать меньше — в частности, по вопросу Сирии.
Мы, кроме того, должны увидеть ослабление санкционного давления.
Но даже при этих условиях речь не идет о потеплении в отношениях РФ-США — до этого еще далеко. Речь о прекращении дальнейшего замораживания этих отношений, и их стабилизации.
— Встреча в Нью-Йорке носила рабочий характер, — отмечает старший преподаватель кафедры международных проблем МГИМО Андрей Сушенцов. — И главным предметом обсуждения на ней стала ситуация в Сирии. До сих пор на сирийском направлении и речи не шло о российско-американском сотрудничестве. Однако энергичные действия, которые Россия в последнее время предприняла в Сирии, многое изменили. Думается, Бараку Обаме важно было уточнить, какие цели ставит перед собой российская сторона.
На мой взгляд, в результате состоялась «пристрелочная» беседа о том, как действия РФ и США на сирийском направлении должны выглядеть в перспективе. И это, конечно, положительный факт. Не исключаю, что президентские поручения, которые, видимо, уже получили главы военных ведомств двух стран, выльются в итоге в небольшое сотрудничество по борьбе с «Исламским государством» — например, в виде обмена разведданными.
— Возможно ли сближение позиций РФ и США по украинскому вопросу?
— Скорее всего, украинская тема на встрече президентов обсуждалась крайне мало. Да, сами американцы участвуют в украинском процессе, но к координации с нами не стремятся.
На мой взгляд, в США пока не наступило ощущение, что украинская игра стоила свеч. Ощущение, что сделанное на Украине дало устойчивый результат, который бы оправдывал политические затраты Вашингтона. А раз такого ощущения нет — значит, американцы не готовы пересматривать свои приоритеты по «незалежной»…
* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото: Сергей Гунеев/ ТАСС