Командование ВВС США заявило о своей заинтересованности в создании БЛА, которые могли бы стать ведомыми летательными аппаратами для истребителей четвертого и пятого поколения и брать на себя часть боевых функций самолета. Об этом сообщило официальное издание ВВС США AirForceTimes.
— Ведомые им беспилотники могут взять на борт аппаратуру, которую сейчас приходится устанавливать на боевом самолёте — мощные радиолокационные станции, сенсорные устройства и другие необходимые аппараты. В окружении таких беспилотников сам истребитель мог бы действовать более эффективно, оставаясь менее заметным для противника, — отмечается в статье AirForceTimes.
Кроме того, такие БЛА могли бы наносить удары по целям, указанным пилотом.
Вместе с тем издание указывает на существенную проблему данного проекта: звеньями БЛА предлагается снабжать лишь высокоскоростные истребители четвертого и пятого поколения — F-15 Eagle и F-22 Raptor соответственно. Значит, «для эффективного взаимодействия в звене беспилотники должны обладать скоростью и маневренностью не меньшей, чем у этих машин, однако таких БЛА, насколько известно, сейчас нет ни у одной армии мира», заключает автор материала.
Технические подробности о перспективных беспилотниках-ведомых пока неизвестны, а военные еще не проработали требования к таким системам. Между тем, Командование специальных операций ВВС США объявило, что нуждается в малых беспилотниках, сопровождающих самолеты воздушной поддержки AC-130 Spectre/Spooky — переработанную версию всем известного военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules, предназначенную для огневой поддержки разведывательно-диверсионных подразделений и сухопутных войск.
Напомним также, что в июле Пентагон сообщил о еще одном проекте, связанном с беспилотниками. Он носит сказочное название Gremlins — в честь вымышленных существ из английского фольклора. В рамках проекта планируется создать аппараты, которые смогут выполнять групповые полеты, а затем возвращаться на борт самолета. При этом БЛА, оснащенные разными типами оборудования, будут выполнять одно конкретное задание группой.
А пока в США военные ломают голову над тем, как организовать взаимодействие самолетов и беспилотников, способных наносить удары по указанию лётчиков или вести разведку в заданных секторах, в России пока только ведутся работы по созданию первого ударно-разведывательного «тяжелого» БЛА «Орион». Он должен подняться в воздух до конца этого года, а сдан заказчику — Минобороны до конца 2017-го.
Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов замечает: теоретически концепция «истребитель-БЛА» выглядит достаточно красиво — пилотируемые военные самолеты при выполнении задач, связанных с высоким риском, выпускают впереди себя по курсу беспилотные летательные аппараты, которые производят разведку или доразведку.
— Полученные разведданные используются для поражения обнаруженных целей либо оружием, размещенным непосредственно на пилотируемом самолете-носителе, либо другими системами оружия воздушного или наземного базирования. Сам же пилотируемый самолет-носитель в это время остается вне зон поражения средств ПВО противника.
Полагаю, что здесь речь может идти не об использовании существующих БЛА, а скорее о создании новых. Действительно применяемые сегодня БЛА в основном имеют скорости меньшие, чем у современных истребителей, что, собственно, обусловлено теми задачами, которые они решают. Однако в самом создании скоростных аппаратов нет принципиальной новизны — подобные системы ранее уже создавались, равно, как и создавались уже БЛА с воздушным стартом.
С другой стороны, сейчас это уже возможно сделать с использованием существующих на настоящий момент технологий, которые ранее были не доступны. Полагаю, что сейчас перед подобными БЛА могут главным образом ставиться задачи обнаружения целей, определения их координат и, возможно, их подсветки для систем высокоточного оружия. Весьма важными в данном контексте являются вопросы информационной интеграции подобных БЛА с пилотируемыми летательными аппаратами-носителями для эффективного решения указанных задач в режиме реального времени. Кроме того, критически важными являются вопросы их взаимодействия с другими пилотируемыми и беспилотными ЛА при групповых действиях. Полагаю, что как раз что-то подобное предполагается создать в ходе реализации проекта Агентство перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона — Gremlins.
Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский уверен, что такое перспективное направление как звенья беспилотников для истребителя будет развиваться.
— Причем не только для самолетов. Скорее всего, быстрее в войсках будет организовано взаимодействие БЛА с вертолетами — это и проще сделать с технической точки зрения, и даже более необходимо, чем совместные действия БЛА и реактивной авиации. Что касается самолетов, то тут действительно есть проблемы с тем, как обеспечить равную скорость аппаратов с истребителем при том, что БЛА будут нести какую-то полезную нагрузку.
Скорее, роль такого рода беспилотников будет заключаться во вскрытии системы ПВО, создания передового рубежа для разведывательно-информационного поля, которое будет поступать на пилотируемые истребители. Плюс — применение каких-то средств РЭБ, в том числе использование БЛА в качестве ложных целей, отвлекающих внимание ПВО от основного пилотируемого ударного самолета. Думаю, решение технических вопросов будет найдено в среднесрочной перспективе, а в ближней, как я уже сказал, будет внедрено в войска взаимодействие беспилотников и вертолетов.
— На ваш взгляд, чтобы обеспечить БЛА скорость сопоставимую с истребителем, необходимо создавать принципиально новый аппарат или экспериментировать с уже существующими?
— Думаю, придется создавать принципиально новые беспилотники, которые по своим и маневренным, и скоростным возможностям будут соответствовать современному реактивному истребителю. Это сложная задача, на реализацию которой понадобится не меньше семи-восьми лет.
— А беспилотные версии самолетов McDonnell Douglas F-4 Phantom II или F-16 Fighting Falcon, которые ВВС США используют в качестве мишеней, могут выполнять роль таких БЛА?
— Можно, но это не слишком удачный вариант, поскольку эти самолеты разрабатывались все-таки под пилотируемый вариант, они большие, с огромным расходом топлива. Поэтому не думаю, что такой вариант будет воплощаться в жизнь. Возможно, в перспективе разработка новых самолетов, которые могут работать в опционном режиме, то есть использоваться как в пилотируемом, так и в беспилотных вариантах.
— А почему в статье еженедельника ВВС США упоминается истребитель пятого поколения F-22, но не F-35? Это связано с тем, что американцы никак не могут запустить его в серию из-за разного рода проблем?
— Не только. F-35 — массовый самолет, который будет использоваться не только в США, но и в Великобритании, Южной Кореи, Австралия, Япония и еще десятке стран. То есть это не тот истребитель, ради которого стоит создавать обсуждаемые БЛА.
— Если США удастся воплотить этот проект в жизнь, такая система сильно «осложнит жизнь» существующим средствам ПВО?
— Возможно их перегрузка, если сразу несколько таких групп будет действовать одновременно. То есть рой беспилотников вокргу истребителя — это серьезная нагрузка даже для комплексной и эшелонированной системы ПВО.
— А что касается проекта Gremlins — беспилотников, использующих воздушный старт и базирующихся на авиаматке? Уже были сообщения, что в качестве такого носителя военные США рассматривают давно и хорошо отработанный «транспортник» C-130 Hercules от Lockheed Martin (читайте об этом в материале «СП» — «Тринадцатый подвиг Hercules»).
— Такой проект американцы могут достаточно быстро воплотить в жизнь. Все технические решения для этого уже имеются. Надо просто все интегрировать в одну систему. Но России, к сожалению, до таких новшеств далеко — мы серьезно отстаем в сфере беспилотной авиации.
Военный эксперт Владимир Щербаков замечает, что в США уже давно реализуется программа по оснащению вертолетов нового поколения AH-64D Apache Longbow беспилотными летательными аппаратами, которыми смогут управлять сами пилоты.
— По расчетам военных, первые такие машины должны были появиться на вооружении армии США еще в 2012 году, но, судя по всему, проект был немного отодвинут в сторону, и сроки его реализации были смещены.
Понятно, что у вертолета совершенно иная скорость, чем у реактивного истребителя четвертого и пятого поколений, но, в принципе, американцы уже используют БЛА во взаимодействии с авиацией. Так, самолет базовой патрульной авиации P-3C Orion имеет малогабаритный беспилотник, который вылетает по тому же принципу, что радиогидроакустический буй. То есть сбрасывается капсула с беспилотником. Но у таких аппаратов другие задачи — они покрывают некие районы, передавая данные на самолет-носитель, который совмещает информацию и проводит анализ.
Но пока непонятно, какие задачи будут решать беспилотники, летящие вместе с истребителем. Если речь идет о барражирующих в отдалении от самолета боеприпасах, которые летчик может направить для атаки средств ПВО, чтобы его истребитель прошел дальше и смог уничтожить главную цель своими бортовыми средствами — это одно. А если речь идет о ведении разведки и постановке помех — то это осуществить гораздо проще. В принципе тогда БЛА и не надо делать сильно скоростными — их можно просто направлять в разные стороны от самолета, чтобы они передавали данные о том, что творится вокруг. Сейчас в США такую задачу решают самолеты AWACS. Они ведут воздушную разведку наземного и надводного пространства. Но такие самолеты крайне дорогие и их количество ограничено.
Кроме того, сейчас подготовка летчика того же F-22 занимает столько времени и сил (не говоря о заоблачной стоимости такого самолета), что действительно — проще создавать БЛА в помощь пилотируемому летательному аппарату.
Понятно, что подобные вещи предназначены не для того противника, на вооружении которого стоят примитивные средства ПВО — ЗУ-23 или ПЗРК. С ними американцы будут воевать по-другому — сыпать бомбы с многокилометровой высоты…
Что и говорить, американцы серьезно развивают беспилотную тематику и в сфере авиации, и морских необитаемых аппаратов (о беспилотном корабле «Морской охотник», опытный прототип которого уже строится в Сан-Франциско читайте вматериале «СП» — «США выходят на „морскую охоту“»). И, наверное, лет через 10 мы такое звено БЛА вокруг истребителя увидим в реальности.
Фото: AP Photo/ТАСС