В то время как российская кинопродукция только ищет возможности для того чтобы заявить о себе на международном рынке, российская анимация уже несколько лет как прочно занимает там свою нишу и не собирается сбавлять обороты. Так на крупнейшем в мире Международном рынке аудиовизуального контента в Каннах на объединённом российском стенде снова будут представлены такие суперпопулярные отечественные мультипликационные проекты как «Маша и медведь», «Лунтик», «Фиксики» и многие другие. В чём секрет международного успеха российских мультсериалов? Сильная школа отечественной анимации помноженная на большой внутренний рынок и грамотную работу продюсеров, ориентированных на создание и продвижение бренда.
Если вы считаете, что отечественная анимация находится в глубоком упадке, то я сейчас расскажу вам много интересного. Поговорим про мультсериалы. Хотя и с полнометражными мультфильмами всё не так плохо как принято считать. Те же «богатырские» мультфильмы от питерской студии «Мельница» стабильно собирают в прокате по несколько десятков миллионов долларов. И это только в кино. Без учёта продажи прав на телек и мерчендайзинга.
Самый успешный на данный момент российский мультсериал — это «Смешарики». Он транслируется по телевидению с 2004 года. Уже вышло 11 сезонов (453 серии). Права на показ мультсериала купили 60 стран мира. Его перевели на 15 языков. Ежедневная аудитория составляет 50 миллионов человек по всей планете. По количеству зрителей первое место занимает Китай. Россия только на втором. В 2011 году вышел полнометражный мультфильм «Смешарики. Начало», который собрал в прокате больше восьми миллионов долларов. В марте следующего года выйдет вторая полнометражная история — «Смешарики. Легенда о золотом драконе».
Под брендом «Смешарики» на данный момент выпускается более 4200 наименований товаров. Большинство из них — продукты питания. Примерно одну треть составляют канцелярские принадлежности, книги и раскраски, мягкие игрушки, развивающие игры и многое другое. Всего у мультфильма 60 лицензиатов, которые в прошлом году заработали до пяти миллиардов рублей, из которых производители мультсериала получили 310 миллионов.
Мультсериал «Маша и медведь» транслируется более чем в сорока странах мира. В Италии на данный момент это самый популярный детский мультфильм, каждую серию которого на местном детском телеканале смотрят около миллиона человек, что является сумасшедшим по местным меркам рейтингом. Франция, Канада, Бразилия, Китай, Индия, США — большинство детей мира имеют возможность наблюдать за приключениями русской девочки Маши и её друга медведя. Помню читал переводную польскую статью посвящённую данному мультику, в которой местная журналистка рассуждала о культурном влиянии, которое нехорошие русские оказывают на польских детей посредством мультфильмов. Там она ещё убивалась по поводу того, что качество наших мультфильмов находится на недостижимом для польских аниматоров уровне.
На ютьюбе число подписчиков официального канала мультсериала приближается к четырём миллионам. Число просмотров — 4 миллиарда 600 миллионов. Одна из серий мультсериала («Маша + Каша») набрала на данный момент 826 миллионов просмотров и по этому показателя она занимает 19ое место среди самых просматриваемых видео на ютьюбе за всё время существования хостинга. Майли Сайрус и Фарелл Уильямс отдыхают. Один из секретов такой популярности заключается в том, что в сериале нет диалогов. То есть он понятен зрителям и без перевода.
Лицензии на право выпускать товары под брендом «Маша и Медведь» с 2009 года приобрели больше 150 компаний по всему миру. Среди них Danone и Ferrero. В этом году выручка лицензиатов составит до четырёх миллиардов рублей. 300-400 миллионов из этой суммы получат создатели мультика. Американский журнал Animation Magazine включил «Машу» в мировой рейтинг мультсериалов обречённых стать классикой. Я с составителями рейтинга абсолютно согласен. Это, пожалуй, самый качественный отечественный сериал на данный момент. Уровень анимации высочайший.
Мультсериал «Лунтик и его друзья» от той же «Мельницы» также смотрят и любят в разных странах. Сериал транслируется с 2006 года. На данный момент вышло 8 сезонов (464 серии). «Лунтика» смотрят маленькие зрители в Финляндии, Дании, Швеции, Германии, Польше, Венгрии, Сербии, Таиланде. Плюс СНГ и Прибалтика. На официальном канале «Лунтика» на ютьюбе около 1 миллиона 200 тысяч подписчиков и 3 миллиарда 300 миллионов просмотров. Он входит в пятёрку самых крупных русскоязычных каналов. Сейчас у «Лунтика» 60 лицензиатов, которые занимаются выпуском игрушек, кондитерских изделий, паззлов, компьютерных игр и др. Это миллиарды рублей, из которых несколько сотен миллионов получают создатели сериала.
В мире множество телеканалов, руководство которых постоянно находится в поиске нового контента. Ведь каждый день нужно что-то ставить в эфир. Телеканалам нужны длинные истории. Максимальные шансы быть купленными имеют проекты длиной от пятидесяти серий. В этом смысле занять свою нишу на рынке мультсериалов значительно проще, чем, например, на кинорынке. Российские производители анимации быстро поняли что к чему. Как только появилась возможность, все силы тут же были брошены на создание многосерийных историй. Первые 30-50 серий пристраивались на местных российских каналах. Затем успешная демонстрация на международных кинорынках, заключение контрактов на дистрибуцию в разных странах, подписание лицензионных соглашений. В результате за приключениями Маши наблюдают полмира, бразильские дети играют в компьютерные игры про Лунтика, а канадские — собирают паззлы со смешариками.
Вдумайтесь в это, одна только студия «Мельница» ежегодно выпускает в полтора раза больше часов анимации, чем Союзмультфильм в лучшие годы. Другие студии не отстают и только наращивают производство. Что ж, зарабатывать на мультиках мы научились. Это объективный факт. Дальше нужно наращивать темпы экспансии на международном рынке и повышать качество продукции. Думаю, что появление российского хита мирового масштаба уровня «Симпсонов» или «Южного парка» — это всего лишь вопрос времени.