Четыре месяца прошли с тех пор, как на Украине вступил в силу запрет на российские фильмы и сериалы, в которых, в частности, пропагандируются силовые структуры «страны-агрессора». Это, однако, вовсе не значит, что украинцы больше не смотрят российское кино.
Российское кино и особенно российские сериалы составляли главное «наполнение» программ, которые смотрели украинские телезрители в последние двадцать с лишним лет. Как показывает исследование компании Media Resources Management, результаты которого приводит ИноТВ, в 2014 году крупнейшие телеканалы Украины показали зрителям более 27 тыс. часов сериалов, из которых 66% — российские, ещё 6% — совместного производства и только 5% — украинские сериалы.
Премьеры после запрета
Именно поэтому в июне нынешнего года, после вступления в силу принятого Верховной радой закона о запрете трансляции российских фильмов и сериалов, у украинских телеканалов возник дефицит контента. Большинство фильмов и сериалов из России подпали под запрет: они снимались после 1 января 2014 года, воспевали российские и советские госорганы, правоохранительные, силовые структуры, угрожали «национальному единству». «Мы запретили более 365 фильмов и сериалов российского производства. Все они отвечали запретительным критериям закона», — объяснила DW представитель информационного отдела Госагентства Украины по вопросам кино Ксения Косик.
Три летних месяца помогли украинским каналам прийти в себя. Одни вернулись к сотрудничеству с европейскими или турецкими продюсерами и студиями и достали с полок уже знакомые и показанные когда-то сериалы, другие решили открыть новый сезон премьерами украинского производства. После запрета производство украинских сериалов возросло втрое. Однако над их качеством еще надо работать, подчёркивает заместитель председателя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Украины Ольга Герасимьюк.
В обход закона
Вместе с тем некоторые телеканалы начали искать возможности обойти закон о запрете российских фильмов и сериалов, поскольку в нём есть, как считают эксперты, определённые неясности. Так, например, не ясно, считать ли фильм украинским, если его снимали украинский оператор или режиссер, а всё остальное — российское? А если лента снята на российские деньги, но с украинскими актёрами? «Этим и пользуются телеканалы», — отмечает заместитель главного редактора отраслевого издания «Телекритика» Светлана Остапа.
То, что украинские телеканалы стали просто приспосабливать запрещённые российские сериалы к украинским реалиям, подтверждает и Герасимьюк. По её словам, на украинском телевидении начали отрезать титры на российских сериалах, чтобы невозможно было определить год производства, пытаются ретушировать портреты Путина в кадре, российские номерные знаки на автомобилях и российские названия. «Каждый сериал — это деньги. Снять качественное кино — дорого и долго, и владельцы телеканалов не хотят особенно тратиться, снимать украинское кино, когда у них на складах лежат сотни уже купленных дешёвых российских кинолент», — говорит Ольга Герасимьюк. Кроме этого эксперты отмечают, что как российские, так и украинские продакшн-студии учли особенности украинского телерынка и начали делать «размытое» кино: без чёткого указания географических названий, без привязки к конкретным общественным проблемам, чтобы можно было продать свой телепродукт и на российском, и на украинском телерынках.
Сами кинопроизводители и представители украинских телеканалов не скрывают, что не собираются отказываться от российской кинопродукции, несмотря на запрет. «Нам близки российские сериалы, потому что ментальность похожа. Мы годами живем в общем духовном культурном пространстве. А теперь всё это отвергать, отрезать? Это ненормально», — заявила Анна Безлюдная, глава Inter Media Group, куда входит телеканал Интер.
Владимир Бородянский, руководитель группы StarLightMedia (СТБ, ICTV, Новый канал), считает, что украинские телеканалы пока вообще не могут производить качественные сериалы из-за ограниченных бюджетов, которые им выделяют владельцы компаний. Поэтому и выгоднее покупать кино в России. «Наша экономика позволяет производить сериал стоимостью 20 тысяч долларов в час, а соседняя экономика — 300 тысяч долларов. В таких условиях невозможно конкурировать», — подчёркивает Бородянский.