Кто бы мог подумать, что всё начнется во время заседания юбилейной 70-й сессии Генассамблеи ООН! В соответствии с давней традицией на такие даты драку не заказывают, и публика всегда готовилась к заслушиванию скучных обязательных программ, которые лишь изредка расцвечивались в былые времена солированием таких неординарных личностей, как покойные Муаммар Каддафи и Уго Чавес.
И на этот раз зал привычно воспринял неструктурированный поток сознания Барака Обамы, вполне отражающий состояние внешней политики этого государства. Президент США охотно демонстрировал содержимое своего интеллектуального багажа, и, надо сказать, он был нисколько не хуже багажа его предшественника. Даже лучше: Обама хотя бы не утверждал, что ежедневно общается с Господом, как это делал Джордж Буш-младший, что являет собой шаг вперёд.
Впрочем, свойственная баптистским проповедникам манера исторгать угрозы нераскаявшимся грешникам, как и намёки на то, что он на короткой ноге с Богом, никуда от Обамы не делась. За два президентских срока он в полной мере овладел искусством доводить до грешников мысль о том, что они могут получить на орехи задолго до Страшного суда.
Правда, теперь у Обамы уже нет возможности сделать самое главное – продемонстрировать нечестивому миру, какие последствия ждут тех, кто не захотел к нему прислушаться. Для Америки остался в прошлом тот момент славы, когда предшественник нынешнего президента Джордж Буш-младший вылез из кабины истребителя на палубе авианосца «Авраам Линкольн» в Персидском заливе, походкой накаченного силиконом Рэмбо прошествовал к шеренге моряков и объявил о «победе в Ираке». В тот момент Америка ликовала. Камеры стрекотали, публика заходилась в криках «виват», репортерши были готовы отдать самое дорогое и по всей планете гудел эфир: американцы и англичане надрали холку кровавому Саддаму.
Через некоторое время оказалось, что Джордж Буш-младший зря героически выпячивал грудь. Вместо Саддама появилось «Исламское государство» (ИГ) и надрало холку победителям вместе с их приспешниками. Это совпало со скорбным уходом «коалиции мстителей» из Афганистана, в которой роль бюро ритуальных услуг взяли на себя талибы. Всё это не могло добавить внятности в выступление президента США в ООН, зато в этом выступлении уже чувствовалось ожидание грома небесного в виде вопроса: «Вы хоть поняли, что натворили?»
Вопроса этого американцы очень избегали и даже выпустили для разогрева публики украинского президента Петра Порошенко. Вождь древних укров нёс такую околесицу, что, казалось бы, публика должна была забыть о повестке дня и разойтись по ресторанам восстанавливать нервную систему. Однако собравшиеся реагировали сдержанно и даже не вызвали Порошенко на бис, хотя послушать еще раз о ведущей роли Украины в мире и антиукраинских происках Москвы было бы занимательно. Присутствующие ждали, когда придёт Путин и испортит американцам праздник самолюбования. Так оно и случилось, но не потому, что Путину не нравятся незамысловатые забавы «наших американских друзей», а потому, что машина ООН застопорилась и настала пора приводить ее в движение.
На виду у изумленной публики российский президент прямо на ассамблее включил первую передачу (поставил Западу «неуд» за политику на Ближнем Востоке и заявил о необходимости создания антитеррористической коалиции), затем, не откладывая, переключил на вторую (начал операции российских ВКС против ИГ ) и тут же перевел на третью – по инициативе РФ было созвано специальное заседание СБ ООН, на котором Россия предложила проект резолюции Совбеза о создании международной коалиции по борьбе с «Исламским государством» в Сирии. Российский проект заставил также вспомнить об органе, который существует на бумаге с 1945 года. Это Военно-штабной комитет ООН, то есть инструмент контроля за международными военными операциями.
И что еще горячее – русские предложили обеспечение сбалансированного внешнего сопровождения политического процесса сирийского урегулирования с участием России, Китая, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара и ЕС.
Как жить будем, мистер Обама? Куда ни сунься, везде рогатки, никакой возможности размахнуться со всей американской удалью и шарахнуть по какому-нибудь супостату без санкции СБ ООН.
И даже это еще не всё. Русские заговорили о потоках нефти от ИГ на Запад. То, что основную трубу из Ирака в Турцию контролирует сынок президента Эрдогана, ещё полбеды. А вот где дочки «Шеврон» и других её американских сестричек найдут такую нефть за такие деньги? Это о-о-о-чень серьёзный вопрос. Вопрос на засыпку!
Состояние ступора, охватившее администрацию Обамы, можно точнее всего охарактеризовать как «очумелость»: боевики будут сбивать их самолеты, пролепетал Джон Керри; они бомбят мирных жителей — забили тревогу чиновники в ООН (правда, потом взяли свои слова обратно, но слово не воробей); мы будем внимательно за ними наблюдать, признались в Пентагоне.
Потом, чуть опомнившись, запустили на всю катушку единственное, что им пришло в голову: русские бомбят не тех и не то. Тут же к хору присоединились ближайшие союзники, и соло повела самая демократическая на Ближнем Востоке страна Саудовская Аравия. В общем, шуму много и будет ещё больше, но что толку? Дело сделано. Россия круто изменила траекторию развития ситуации на Ближнем Востоке.
Что ж, джентльмены, доводите до пиковых нагрузок децибелы своей пропаганды и наблюдайте за действиями ВКС России, хотя это непросто делать глазом, натянутым на филейную часть. Именно такая неприятность случилась с Объединенным комитетом начальников штабов, РУМО, ЦРУ и другими очень специальными службами, которые неожиданно для себя обнаружили в районе СВОИХ боевых действий:
— орбитальную группировку российских военных спутников,
— переоборудованные под интенсивные операции аэродромы и вертолетодромы в Латакии,
— средства ВКС, разведки, ПВО, обеспечения и сопровождения военных операций против «Исламского государства»,
— кодированные каналы связи сил ВКС в Сирии с ГШ ВС РФ.
И что самое главное: вся эта машина уже непрерывно работает.
Ну нет, нет больше под рукой Барака Обамы какого-нибудь авианосца US navy, на который он приземлился бы на «Фантоме» и объявил морякам, что час славы их родины не за горами, а ИГИЛ осталось жить до Дня благодарения.
Американские самолеты продолжат уныло долбить по населенным пунктам в основном в Ираке (и лишь иногда в Сирии), что никак не влияет на обстановку, потому что наземной разведки в Сирии у американцев практически нет. А война в этой стране пойдет своими путями, преимущественно без «победителей Саддама».
Придётся брести с понурой головой в конгресс и признавать, что неструктурированный потока сознания, возобладавший в администрации, привёл к тому, что Белый дом утратил инициативу в ближневосточной политике. А это такая штука, которую совсем непросто вернуть.