Соединенные Штаты стремительно теряют авторитет на планете и вынуждены спасать свой имидж на международной арене. Серьезный удар по репутации Вашингтон получил из-за действий России на Ближнем Востоке. Таков основной посыл статьи обозревателя Financial Times Гидеона Рахмана. По мнению колумниста, сейчас перед Америкой стоит задача удержать военно-политическую гегемонию.
«Как долго страна, население которой составляет менее 5% от мирового, а экономика — 22% от мировой, может оставаться доминирующей военной и политической силой? Этот вопрос все чаще задают на Ближнем Востоке, в Восточной Европе и Тихоокеанском регионе», — пишет Рахман. Причиной такого положения обозреватель называет то, что на Ближнем Востоке сформировался «вакуум власти», который Москва поспешила заполнить.
Кроме того, нестабильность на Ближнем Востоке и уменьшение у США возможностей влиять на ситуацию заставляют страны в других регионах пересматривать свое отношение к американской политике. Речь идет, прежде всего, об Азии, где усиливаются позиции Китая, и о Европе, недовольной санкционной политикой в отношении России. Как замечает Рахман, если в Старом Свете и Азии перестанут считать США самым сильным государством, то нынешний «мировой порядок не спасет ничто».
Выход из ситуации Рахман предлагает своеобразный. В качестве правильных шагов колумнист называет решение Вашингтона разместить американские военные базы в Прибалтике и отправку кораблей в Тихий океан к островам, вокруг которых давно разгораются споры между Китаем и Японией. Можно предположить, что подобным образом мыслит и значительная часть американского политического истеблишмента.
Понятно, что нынешнее снижение авторитета Соединенных Штатов связано именно с тем, что они активно вмешиваются в дела других государств, причем часто при помощи грубой силы. Спасать же положение предлагается не изменением подходов к международной безопасности, а усилением прежнего курса. Не ухудшит ли это положение США еще больше?
Специалист по международным отношениям, профессор МГУ Андрей Манойло полагает, что спасти свой авторитет Штаты могут только мирными инициативами:
— Россия перехватила стратегическую инициативу на Ближнем Востоке. С момента «арабской весны» на Ближнем Востоке и в Северной Африке США доминировали. «Цветные» революции повторялись в различных странах, и американцы считали, что они могут «лепить» ситуацию в регионе по своему усмотрению. Они тасовали лидеров, активно реализовывали технологии управляемого хаоса, признавали одни режимы легитимными, а другие нелигитимными, формировали удобные для себя коалиции для свержения неугодных властей. По сути, Штаты заигрались и упустили приход России в этот регион. Своей операцией в Сирии Москва перехватила у Вашингтона стратегическую инициативу, для американцев неожиданно. И сегодня Россия стала точкой притяжения для Ближнего Востока и арабских стран Африки. Сейчас арабский мир с надеждой смотрит на нашу страну, а не на США, что мы сможем защитить от «Исламского государства» * и терроризма. Собственно, эту комбинацию могли разыграть и Соединенные Штаты, но по каким-то причинам замешкались, и Россия вышла в лидеры.
Репутация США понесла большой урон. Многие страны, которые раньше ориентировались на американские интересы, стали сомневаться, действительно ли Америка всемогуща. Это не значит, что нынешняя ситуация продемонстрировала слабость Соединенных Штатов. У американцев достаточно мощи для решения задач, которые они перед собой ставят. Но первые сомнения у государств уже появились. Именно это положение вещей и отражает публикация в Financial Times.
— К чему могут привести эти сомнения партнеров США?
— Они могут иметь далеко идущие последствия. Ранее очень немногие проблемы американцы решали своими силами. Они предпочитали по всему миру воевать руками своих союзников. У союзников была непоколебимая уверенность в том, что Штаты делают всё правильно и представляют собой единственную силу, которая может сломить кого угодно. Одновременно у союзников была железная убежденность, что в случае чего Соединенные Штаты придут им на помощь. Пока эта уверенность была, сателлиты слепо следовали туда, куда их направлял Вашингтон, хоть в Ирак, хоть в Афганистан. Страны несли боевые потери в войнах, которые им совершенно не были нужны. Но они верили, что поддерживают правильную сторону, единственного мощного мирового лидера.
Сейчас в этой уверенности появилась огромная трещина. Союзники начали размышлять, так уж бесспорно лидерство Соединенных Штатов. Да, США — сильная страна, но слишком много войн она ведет на разных направлениях. Ни одна супердержава войн на нескольких фронтах не выдержит в долгосрочной перспективе.
Эти сомнения скажутся на том, что союзники, которые ранее безусловно поддерживали Соединенные Штаты и участвовали во всех военных авантюрах Вашингтона, теперь будут вести хитрую многовекторную игру. На словах союзники будут по-прежнему лояльны, а на деле начнут саботировать указания Вашингтона.
США остаются самой сильной державой, особенно в военно-политическом отношении, но на ресурсы своих союзников они уже вряд ли смогут рассчитывать. Это основной результат тех сомнений, которые появляются сегодня и у европейских союзников, и у ключевых региональных союзников, которые не входят в блок НАТО.
— Будут ли прежние партнеры США искать новые мировые центры силы?
— Этот поиск уже начался. Очень показательна ситуация с Европой, где растет, пока вялотекущее, сопротивление политике Соединенных Штатов. Со стороны европейских лидеров раздаются слабые голоса, что далеко не все согласны с политикой Вашингтона.
Одновременно мы видим активность лидеров государств Ближнего Востока. За последнее время лидеры этих стран намного чаще стали посещать Москву, нежели Вашингтон. Это говорит о том, что они начинают проводить многовекторную политику, а не только в русле США.
Трудно говорить, что вдохновленные успехом России в Сирии, все бросят вызов Соединенным Штатам. Об этом говорить преждевременно. Но факт, что сомнения у государств есть, а поддержка Штатов становится всё более рыхлой.
В то же время, у России сегодня есть все шансы сформировать на Ближнем Востоке собственную коалицию. Объединяющая идея — борьба с международным терроризмом и крупнейшими террористическими организациями, такими как «Исламское государство».
— Что могут предпринять американцы, чтобы восстановить свой авторитет на международной арене?
— Сегодня Вашингтон выбрал в корне неверную стратегию. Бряцание оружием никогда не ведет к повышению авторитета, а именно это пытаются делать Соединенные Штаты. Отправка кораблей в Южно-Китайское море, к спорным островам, это попытка давить на Китай. Кстати, значительную часть своих вооруженных сил с окончанием «Холодной» войны американцы перебросили из Европы в Юго-Восточную Азию. Они ориентировались на то, что реальностью «номер один» станет возможный конфликт с КНР. Практически все подводные лодки США с ядерными баллистическими ракетами сегодня сосредоточены на базах в Азии, вдоль китайской морской границы. Это — реализация политики сдерживания Китая.
Но тут рисков для Штатов очень много. Свой авторитет в регионе они не поднимут. В свое время США ушли с Филиппин, на которые сейчас собираются возвращаться, в первую очередь потому, что упал авторитет Соединенных Штатов. Для государств Азии американские базы из фактора защиты превратились в обузу.
Сейчас, я думаю, Штаты просто «перегреются», пытаясь сдерживать рост влияния одновременно России и Китая.
Что касается переброски самолетов и ракет в Европу, поближе к границам России. Американцы пытаются такими шагами успокоить европейских союзников. Но европейцы понимают, что переброска вооружений в Старый Свет ставит их под угрозу. Если представить, что произошел какой-то инцидент, то ответный удар будет не по территории Соединенных Штатов, а по территории европейских государств, где размещены американские самолеты. И этот факт нервирует европейцев намного сильнее, чем имеет место успокоительный эффект от наличия американского бронированного «кулака». Так что и в Европе США поступают недальновидно.
Авторитет Соединенных Штатов могли бы повысить не бряцание оружием и развязывание конфликтов, а конкретные усилия по поддержанию международной безопасности. США должны проявить добрую волю, не провоцировать нестабильность, а направить усилия на поддержку Организации Объединенных Наций. Надо вступить в диалог с другими государствами. Тогда США могут увеличить свой авторитет в мире и войти в историю как авторитетное государство. Союзников вокруг Штатов было бы еще больше в этом случае.
К сожалению, современная американская элита не такая дальновидная. У нее очень короткие периоды планирования. Американский истеблишмент пытается решать сиюминутные задачи, ориентируясь на скорые выборы. Больше его ничего не интересует. Поэтому авторитет Штатов падает.
Похожего мнения придерживается и политолог-американист Дмитрий Дробницкий:
— Авторитет Америки начал падать на Ближнем Востоке не сегодня, а где-то в 2003 году, когда стало ясно, что США начали войну в Ираке под ложным предлогом. Последние события в Сирии лишь укладываются в старую логику. Никто не может понять действий Штатов в Сирии. То ли Вашингтон выступает против ИГ, то ли за свержение Асада.
Что касается посыла, что из-за России авторитет Америки упал. Наша страна вступила в сирийский конфликт потому, что никто более не отвечает на вызовы. Нам приходится воевать с террористами, они намного ближе к России, нежели к Соединенным Штатам. Да, эта ситуация снижает авторитет США.
Надо понимать, что снижению авторитета способствовала и политика Обамына сокращение присутствия военного присутствия США в разных регионах мира, в том числе, на Ближнем Востоке. Его критиковали за это внутри США. Сегодня можно сказать, что разговоры о снижении авторитета Америки связаны еще и с внутренними политическими разногласиями в Штатах.
— На что готовы США, чтобы восстановить свой авторитет в мире?
— Сегодня американцы действуют по ситуации. Но на такую политику не хватит никаких ресурсов.
На мой взгляд, восстановить свой авторитет США смогут, если станут инициировать глобальные инициативы. Мы можем вспомнить президента Никсона, который произвел фурор в мире. Он начал политику разрядки с Советским Союзом, наладил отношения с Китаем, закончил войну во Вьетнаме. И авторитет Соединенных Штатов в мире существенно вырос. Тоже самое мы можем сказать про президентаРейгана. Он пытался наладить отношения с Советским Союзом. И в мире было ощущение, что можно построить безопасный мир.
Америка всегда получала наибольший авторитет в мире, не тогда, когда ее авианосцы подходили к чьим-то берегам, а когда она предлагала глобальные мирные инициативы. На мой взгляд, будущие президентские выборы в США должны строиться именно вокруг того, что может предложить Америка для глобальной безопасности.
* — «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС
2 комментария
Просто США не хочет стать виновников в развязывании войны. Это нужно понимать. Кинуть несколько ядерных на РФ не составит труда, а что будет потом, догадаться не сложно.
США, сейчас, как командир подразделения перед выполнением поставленной задачи, решает какой нужно отдать приказ.
А приказ должен быть отдан тот и в такой форме, который будет выполнен подчиненными. Если подчиненные приказ откажутся выполнять по какими либо предлогами, то авторитет командира будет подорван, а задача не выполнена. И командиру останется только застрелиться.