В Мире

Послевоенная Украина ищет партнеров за спиной у России

18р

Для Украины в новых, то есть послевоенных, реалиях очень важен вопрос: что делать дальше? Очевидно, что курс на конфронтацию с Россией привел ее к экономическому коллапсу. Старые производственные связи, разрушенные Киевом, почему-то не превратились в новые, европейские. А экономика не может ждать. Она либо живет, либо умирает. Точно так же, как не могут ждать и люди.

Они хотят жить, кушать, а значит, им надо как-то и где-то работать. Хваленная нынешним правительством евроассоциация не работает. Падение торговли с ЕС точно такое же, как и общее падение внешней торговли Украины — 34%. Все это значит, что нужно искать новый выход и новых партнеров.

Белоруссия

Больше всего экономически и политически выиграла от украинского кризиса Белоруссия. Кем был Лукашенко до второго Майдана?

Последний диктатор Европы, «нерукопожатный» изгой мирового сообщества, у которого экономика вошла в системный кризис. Кроме того, Россия начала программу импортозамещения, которая ударила и по Белоруссии. Это сразу сказалось на ориентированной на российский рынок белорусской экономике.

После Майдана Беларусь легко перекрыла своими поставками то, что потеряла на российском рынке Украина. Более того, она получила и «продуктовую» нишу Евросоюза, которая образовалась после того, как Россия ввела встречные санкции против европейских производителей. Если посмотреть на комплексную статистику внешней торговли Белоруссии по импорту-экспорту, то мы обнаружим интересные моменты. Наряду с ростом поставок в Россию, страна резко увеличила закупку аналогичной продукции из стран — традиционных поставщиков РФ. А это значит, что, по сути, она стала перевалочной базой (и это на фоне общего падения оборота, вследствие кризиса).

А в результате в России появились устрицы, мидии, лосось, произведенные в Белоруссии. Кстати, точно так же обходили эмбарго и на российскую продукцию.

Да и украинский рынок в 2014 году стал для Белоруссии своим. На фоне общего спада импорта на 29%, Минск нарастил экспорт аж на 10%.

А «минский» формат переговоров по урегулированию стал для президента Белоруссии возвращением в большую европейскую политику. И поэтому не стоит удивляться тому, что после «не совсем демократичных» пятых выборов Александра Лукашенко на пост главы республики, ЕС временно, на четыре месяца, приостановил против него санкции.

Нет ничего более постоянного, чем временное.

Казахстан

На днях президент Украины Петр Порошенко посетил Казахстан. По итогам встречи пресс-служба главы украинского государства отчиталась об огромных экономических перспективах двухсторонних отношений между двумя странами. Фактически, Порошенко объявил о том, что Казахстан заменит Украине Россию, предоставив ей свои ресурсы в обмен на продукцию украинских заводов.

Насколько это реально?

«Как ни странно», особенно «бурно» экономические отношения между Украиной и Казахстаном начали развиваться осенью 2014 года, когда, казалось бы, Киев окончательно и бесповоротно отвернулся от Таможенного Союза и переориентировался на европейский рынок. В декабре прошлого года, когда Украину накрыл топливный кризис, а с австралийским углем начались проблемы, Порошенко поехал искать выход в Астану.

Честно говоря, поставки угля из Австралии изначально выглядели авантюрно и утопично. Закупочная цена, а самое главное — «плечо доставки» делало его дороже на 20% российского или казахского угля. А тем более угля донбасского.

Тогда не сложилось. Вернее, тогда все сложилось с Россией, которая на удивление быстро и в полном объеме вернула себе украинский угольный рынок.

Что очень контрастно смотрелось на фоне общего спада в торговле между двумя странами. Всего в 2014 году Россия поставила на Украину 9,4 млн тонн угля на сумму 1,14 млрд долларов, что составило 64% поставок.

А Казахстан по итогу года уменьшил поставки своей продукции на рынки Украины более чем на 43%. Сегодня, как и год назад, Украина испытывает значительную нехватку угля и хочет диверсифицировать поставки этого топлива, избавившись наконец-то от объятий большого брата.

Казалось бы, вот он выход. Но, поразмыслив и напрягши память, мы приходим к выводу, что очень похожая ситуация сложилась на Украине и по итогам первого Майдана…

Туркменский газ

Вообще-то это уже традиционная для украинских политиков практика. Как только отношения с Россией разлаживаются, начинается поиск универсального, оптимального решения, которое решит все проблемы.

Когда в первый раз Украина решила повернуться лицом к Европе и задницей к России (ох уж эта многовекторность), то есть укоренить в себе европейские ценности, это не только закончилось кратным ростом коррупции, но и резким замедлением экономики.

Почему? Да все потому же. Украина решила диверсифицировать поставки энергоресурсов. Тогда все помыслы были устремлены на Туркмению, которая мало того, что соглашалась поставить Украине газ по «пиисят», но и готова была за все это выгребать украинские промышленные неликвиды.

Это не шутка. Уже наверное все забыли жуткий скандал, устроенный туркменскими партнерами, когда выяснилось, что вместо новых тепловозов Украина «впарила» им старые, перекрашенные.

Гордые потомки ахалтекинских воинов не простили такого коварства и разорвали контракт. Хотя… Проблема была, конечно, иная. Путь туркменского газа пролегал не только через нейтральные Узбекистан и Казахстан, но и через территорию России. За это время он успевал обрасти ценой, не соответствовал диаметру трубы, просто прекращал течь. Все это стало результатом ловкости рук и нескольких добавочных контрактов «Газпрома» со своими среднеазиатскими партнерами. Для начала Россия выкупила у Туркмении весь лишний газ по демпинговой цене, а уж потом обнаружились ржавые паровозы.

И вместо газа по «пиисят», Украина получила газ по мировым ценам. А дальше пошли спад производства и агония лидеров первого Майдана.

Итак, как показывает практика, любые договоренности за спиной России и в обход России по ее территории обычно заканчиваются ничем хорошим для переговорщиков. Очевидно, что нечто похожее будет и на этот раз. Честно говоря, я не понимаю логики Киева (хотя понимаю, но пока буду молчать, чтобы не сглазить), когда он закрыл свою транспортную сеть для российских компаний.

Абсолютно несвоевременные санкции против России со стороны Украины уже оборачиваются против инициатора. Закрытие неба Украины для российских авиаперевозчиков — это полбеды, а вот перекрытие Украиной российского ЖД транзита — это нечто. Нет, я понимаю, если бы перекрыли аммиакопровод на Одесский припортовый завод. Это был бы удар по России, но ведь как раз его-то и не перекрыли.

Вместо этого, накануне важных переговоров с Казахстаном был остановлен именно транзит российских товаров через территорию Украины. На самом деле это для РФ не станет проблемой. Уже давно работает испытанная схема перевалки грузов через Россию «китайскими» компаниями, которые китайскими являются только по адресу. Все как шло, так и будет идти. А вот как Украина собирается получать казахский уголь? Через какую сеть железных дорог? Ведь Россия в ответ уже перекрыла Украине ее транзит? А ее транзит — это и казахский транзит в том числе.

Хотя, возможно, все это дымовая завеса для «патриотов».

Если с Россией все это согласовано, то и проблем не будет. Ни у кого: ни у Порошенко, которому надо показать диверсификацию, ни у России, которой надо не выпустить Украину из под контроля. Мне не верится, чтобы Нурсултан Назарбаев пошел против российских интересов. Слишком сильно он зависит от отношений с северным соседом, чтобы ставить ему палки в колеса.

Маркеры

Вообще все это не так важно по сравнению с тем, какой экономический выход из «украинского кризиса» согласован между ЕС и Россией. Ведь он начинался как экономический, хотя и с элементами геополитики. Краеугольный камень конфликта — это в чьей экономической сфере влияния, то есть в зоне свободной торговли, с кем и на каких условиях будет жить Украина в ближайшее время.

Пока она подвисла. Подписанная, но пока не реализованная зона свободной торговли с ЕС однозначно тянет Украину на дно. Это уже понятно всем. На 2015 год Украина защитилась от рынков Европы заградительными 5-10% пошлинами на все товары. Пока шла война, это было понятно. Но с 1 января 2016 года эти пошлины должны быть сняты…

А вот это и будет важным маркером. Если их (или еще каких экономических барьеров) действие будет продлено (по бюджетным или иным причинам), то де-факто это обозначает невыполнение Украиной своих обязательств по экономической части ассоциации с ЕС. Если Европа это проглотит, значит, это часть условий замирения и временный выход из ситуации.

Заградительные пошлины, на отмене которых ранее настаивал МВФ, — это фактически крест на открытии украинского рынка для Европы.

Выводы

Политические нюансы нынешних отношений России и Украины не позволяют быстро и полноценно восстановить экономическое сотрудничество, которое как воздух необходимо украинской экономике и будет очень кстати для России. Именно эти политические моменты вынуждают искать обходные пути, нестандартные решения для этой вполне конкретной задачи.

Украине кровь из носу надо, не разрывая формально кабальный евроассоциативный договор, нейтрализовать его пагубные последствия. России надо вернуть влияние на украинский бизнес и восстановить прежние связи, которые вот уже 25 лет вопреки всему удерживают Украину в зоне ее влияния.

Источник

Фото Politrussia

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.