Сенсационное сообщение сделала в эфире киевского «17 канала» телевидения психолог Леся Ковальчук: когда завершится гражданская война на Донбассе, шести миллионам её участникам потребуется «психологическая реабилитация». Только в одном военном госпитале Киева сегодня, по словам Ковальчук, содержится «несколько сотен участников антитеррористической операции с психическими нарушениями». Этим летом украинские правозащитники сообщали о том, что на лечении в «жёлтых домах» находятся 2 500 военных.
Самая большая проблема, по мнению Леси Ковальчук, заключена даже не в том, что счёт психически нездоровых солдат и офицеров из зоны АТО идёт на тысячи – гораздо опаснее то, что их на Украине совершенно некому лечить. Даже в том случае, если у государства найдутся средства на проведение массовой психологической реабилитации, — а речь в данном случае может идти о сумме в 100-150 миллионов долларов, — специалистов, по словам эксперта, «не хватит на реабилитацию всех этих людей».
Так или иначе, стране придётся столкнуться с новым вызовом – тысячами, если не с десятками тысяч, психически нездоровых людей, пребывающими в одном социуме со здоровыми соплеменниками. Кстати, на сегодняшний день наличие койко-мест в украинских психиатрических клиниках позволяет госпитализировать лишь одного из десяти нуждающегося в специализированной помощи. И, разумеется, новым клиникам и специалистам появиться неоткуда – в бюджете Украины на это попросту не заложено средств.
Этой осенью Минобороны Украины обнародовало статистику не боевых потерь армии за год, с сентября 2014 по сентябрь 2015 года – из 597 погибших 171 человек ушёл из жизни, совершив самоубийство. И это лишь официальные данные, в которых, к тому же, не учитываются не боевые потери добровольческих карательных соединений, национальной гвардии и подразделений МВД и СБУ.
Гражданские активисты при этом называют принципиально иные цифры – с января по сентябрь этого года (включительно) покончили с собой от 340 до 470 военнослужащих, порядка 500 добровольцев из националистических подразделений и около сотни представителей милиции и спецслужб, проходивших службу в зоне АТО. За каждым таким самоубийством, считают специалисты, скрывались серьёзные психические или психологические проблемы, которые требовали немедленного врачебного вмешательства.