Нурсултан Назарбаев сделал все возможное, чтобы проблемы СНГ и ЕАЭС не стали достоянием широкой общественности. Вопреки традиции оба саммита прошли в обстановке секретности, и о дискуссиях между лидерами журналисты узнали из намеков Александра Лукашенко: батька несколько раз повторил, что «обсуждение было неожиданно бурным». Речь Путина, которому не удалось выступить публично, его пресс-службе пришлось оперативно размещать на сайте Кремля. ВВП, как и ожидалось, сконцентрировался на Сирии: перечислил первые успехи российских войск и предупредил, что 7 тыс выходцев из СНГ, сражающихся в рядах ИГИЛ, не должны перейти границы содружества.
В каждой стране есть своя «маленькая Швейцария», и степной Казахстан не исключение. Посреди бескрайних и весьма унылых просторов вдруг выросла стена леса, а за ней горные хребты, фантастические по красоте изгибы скал и чистейшие озера, полные рыбы. Именно сюда — в Бурабай — Нурсултан Назарбаев пригласил в четверг вечером лидеров стран СНГ и ЕАЭС, чтобы «подготовить» их к бурным дискуссиям о проблемах и перспективах обоих союзов.
Правда, пообщаться с коллегами захотели не все. Три президента из 11 проигнорировали междусобойчик. Туркменбаши прислал вместо себя вице-премьера, Молдова ограничилась присутствием заместителя министра иностранных дел (что не удивительно, учитывая непростую внутриполитическую ситуацию в этой стране), уровень участия Украины не был известен до самого последнего момента. Зато остальные лидеры, по всей видимости, неплохо провели время, хотя и были вынуждены рано подняться, чтобы отработать жесткую повестку последнего на этой неделе рабочего дня.
Согласно списку, розданному журналистам, Незалежную на саммите СНГ должен был представлять временный поверенный в делах Казахстана Юрий Лазебник, что в последнее время является обычной практикой: Петр Порошенко лично ни разу не приезжал на подобные встречи, а депутаты Верховной Рады неоднократно грозились приостановить членство Украины в содружестве.
Однако на заседании в узком составе дипломат не появился. Более того — в зале не оказалось даже украинского флага. Журналисты уж было зашептались о демарше Киева, но в секретариате СНГ успокоили: г-ну Лазебнику по статусу не положено сидеть за одним столом с главами государств, и на расширенном совещании, где будут присутствовать все члены делегаций, он обязательно появится.
Впрочем, с какими мыслями приехал в Бурабай посланник Порошенко (да и сами лидеры СНГ), в итоге оказалось тайной. Нурсултан Назарбаев на правах хозяина изменил привычный распорядок таких встреч, предусматривавший публичные выступления и обмен мнениями между главами государств. (Например, прошлый саммит СНГ запомнился словесной перепалкой Путина и президента Молдовы Тимофти вокруг соглашения с ЕС). На этот раз бурные дискуссии, если они и были, прошли за закрытыми для прессы дверями. А журналистам достались дежурные рукопожатия, вежливые улыбки и обмен любезностями между президентами Казахстана и Белоруссии (Назарбаев от имени участников саммита поздравил Лукашенко с убедительной победой на президентских выборах, а сам получил от батьки «Орден дружбы народов»).
Пресс-служба российского лидера оказалась явно не готова к такому повороту событий, но отреагировала весьма оперативно, разместив речь Путина, которому не удалось выступить публично, на официальном сайте Кремля.
Как и предполагалось (а содержание его выступления заранее анонсировал Юрий Ушаков), президент России много говорил о Сирии, а одной из главных задач содружества назвал противодействие международному терроризму.
ВВП пообещал, что действия российских военно-космических сил на чужой территории будут иметь строго заданные рамки и временные ограничения — на срок проведения сирийскими войсками наступательных операций против террористов.
С начала боевых действий, по его подсчетам, «уничтожены десятки пунктов управления и складов с боеприпасами, сотни террористов и большое количество боевой техники».
ВВП подчеркнул, что цели, по которым «с воздуха и моря» действовали российские военные, были заранее согласованы с сирийцами, и результаты получились внушительные. Путин напомнил: Россия выступает за то, чтобы была сформирована «максимально широкая коалиция» против террористов — переговоры уже ведутся с Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом, Иорданией и Израилем и есть попытки «наладить взаимодействие с США и Турцией».
Страны СНГ, по его мнению, также не должны оставаться в стороне от этого процесса хотя бы потому, что на стороне ИГИЛ воюют от 5 до 7 тыс выходцев из России и стран СНГ (Примечательно, что буквально месяц назад на саммите ОДКБ была озвучена цифра 4 тыс.человек, а в начале лета силовики говорили о 2-2,5 тыс). «Мы не можем допустить, чтобы полученный в Сирии опыт они потом применили у нас дома», — заявил Путин. Наибольшее опасение в этой связи сейчас вызывает ситуация в Афганистане, где экстремисты вынашивают планы развития конфликта для его распространения в центрально-азиатский регион.
Не удивительно, что основными документами, принятыми на саммите, стала Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020, программа по укреплению пограничной безопасности на внешних границах и решение о формировании группировки пограничных и иных силовых ведомств для ликвидации кризисной ситуации на внешних границах. (В первую очередь, по всей видимости, на таджикско-афганской границе) По словам Путина, эти документы «существенно повысят отдачу от общих усилий по борьбе с транснациональной преступностью и наркотрафиком».
В перерыве между двумя саммитами Владимир Путин договорился переговорить сАлександром Лукашенко, чтобы как обещал Дмитрий Песков, обсудить перспективы размещение в Беларуси российской военной базы. Однако и эта встреча получилась скомканной. Батька сказал, что из-за кутерьмы не готов прямо сейчас говорить «глубоко по тем или иным вопросам». «Я бы мог приехать вМоскву, и мы бы с вами сели где-то на полдня», — напросился он в гости. «Конечно, Александр Григорьевич, с удовольствием примем вас в любое удобное для вас время в любом формате», — поддержал Путин. Позже Песков подтвердил, что «тема базы не обсуждалась вообще», но Лукашенко скоро приедет с большим визитом в РФ.
Наконец после обеда лидеры России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии, проводив еще не присоединившихся к евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) коллег, собрались на заседание Высшего совета этой организации.
За год существования значительных успехов во взаимной интеграции добиться, прямо скажем, не удалось — помешали санкции и девальвация национальных валют. Товарооборот не вырос, а наоборот, упал. При этом в структуре внешней торговли России на страны ЕАЭС по-прежнему приходятся жалкие 7,6% оборота, а ведущее место с 46% по-прежнему занимает Евросоюз.
Видимо, поэтому, а также из-за проблем с Киргизией, которая пока не ощутила никаких преимуществ от присоединения к союзу, дискуссию лидеров также решили сделать закрытой для СМИ. Лукашенко лишь сообщил, что Россия и Казахстан до Нового года пообещали решить вопросы, возникающие на границах, чтобы «народ Киргизии почувствовал, куда вступил», и не жалел о принятом решении.
Для Кремля главным итогом саммита стали кадровые перестановки в Евразийской экономической комиссии, которая заправляет делами ЕАЭС. Под давлением партнеров Россия была вынуждена согласится на ротацию и «сдать» Виктора Христенко: новым председателем станет представитель Армении. Ранее наша страна уже потеряла лидерство в ОДКБ, согласившись на замену Николая Бордюжи.
Фото MK