Украина с 1 января будет заседать в нью-йоркской штаб-квартире ООН в новом статусе непостоянного члена Совета Безопасности, который она получила на ближайшие два года. Соответствующее решение, как сообщает РИА «Новости», было принято в ходе голосования Генассамблеи Организации 15 октября.
Украина оказалась единственным представителем Восточной Европы. И получила наименьшее количество голосов среди всех стран-претендентов. Из 193 стран-членов ООН, присутствующих в зале, за «незалежную» высказались 177 и 14 воздержались. 179 голосов набрал Египет, 187 — Сенегал, 185 — Уругвайи 184 — Япония, которые также стали непостоянными членами Совбеза.
В общем-то, обычная ротация. Однако в Киеве эту рядовую процедуру преподносят, как грандиозную победу новых властей и новой украинской дипломатии.
Премьер-министр Арсений Яценюк даже расценил попадание Украины «на скамейку непостоянных» при ООН, как ответ мирового сообщества на «агрессию России». И назвал это актом «доверия и солидарности» с Киевом.
А президент Петр Порошенко, обозначая приоритеты Украины в Совбезе ООН, заявил, что его страна будет бороться со злоупотреблением правом вето постоянными членами. Не забыв добавить, что один из таких членов «стал агрессором против Украины» (в чей огород брошен камень, догадаться не трудно!). Еще он собирается заниматься миротворчеством и борьбой с терроризмом (здесь, стоит вспомнить, последние инициативы советника главы МВД Украины Антона Геращенко о том, как помочь ИГИЛ * в Сирии).
Но самое интересное: Порошенко уверен, что членство в Совбезе поможет ему вернуть Крым и Донбасс.
Так много планов…
Но что реально дает Украине статус непостоянного члена Совета Безопасности ООН? И будет ли это нашей «головной болью»?
— На самом деле, все страны мира по очереди проходят процедуру присутствия в Совете Безопасности ООН, — напомнил директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт, — Это все записано в Уставе Организации Объединенных Наций. Именно поэтому Совбез разделен на две части. Часть — это постоянные члены: страны-учредители ООН, которые обладают правом вето. И которые, собственно говоря, принимают там важнейшие решения. Это Россия, Китай, Великобритания, США и Франция.
Вторая часть — это непостоянные члены СБ. Всего их десять.
Крайне редко возникает ситуация, когда есть серьезный вопрос, по которому решение в СБ принимается большинством. Как правило, либо оно принимается единогласно, когда вопрос никого особенно не затрагивает, либо является бесспорным. Либо какая-то из стран, которая является постоянным членом, применяет право вето. Кстати, Соединенные Штаты применяют это право гораздо чаще, чем, например, Россия.
В этой ситуации Порошенко как раз заявляет совершенно правильные вещи — что Украина получила дополнительную «трибуну» ООН. И что она будет ее эксплуатировать для пропаганды своей позиции.
Вот Яценюк просто эксплуатирует безграмотность обывателя. И откровенно паразитирует на том, что украинский обыватель не понимает деталей этого назначения. Не понимает, что это обычная процедура. И пытается отсутствующие дипломатические победы заменить банальной пропагандой. При этом я не могу считать, что сам он не знает, что это достаточно регулярная процедура. И в этом смысле тот факт, что он пытается ее таким образом преподнести, означает, как низко он ставит собственный народ, когда рассматривает его как безграмотное стадо, которое не в состоянии понять, что происходит.
— Хотелось бы понять, как теперь будут складываться (и так непростые) отношения между нашими странами в этой международной организации?
— Большой «головной болью» для России этот «взлет» Украины не будет. Просто в силу того, что статус непостоянного члена не дает никаких полномочий, никакого веса. Но это дает Киеву некоторые дополнительные возможности для пропаганды своей позиции. Бесспорно, она будет этим пользоваться.
— Министр Климкин заявил, что настрой Украины к России в СБ ООН не будет примирительным. И пообещал «продавливать» тему трибунала по «Боингу»…
— Вся эта риторика рассчитана исключительно на украинскую аудиторию, на украинского обывателя. Потому что, конечно же, отсутствие позиции по «Боингу», которая была объявлена в голландском докладе — это колоссальный дипломатический провал Украины. Они очень много усилий положили на то, чтобы в этом докладе была однозначно указана вина «ополченцев». Они этого не получили. Можно считать это оплеухой украинцам со стороны Европы.
И второй уже после Парижа, в котором было сказано о том, что Украина несет ответственность наравне с ДНР и ЛНР за провал политической части Минских соглашений.
Фактически это два подряд за очень короткий интервал времени поражения на дипломатическом фронте. И в результате, можно сказать, перед Климкиным вполне засветила перспектива отставки. Поскольку, в общем-то, такие серьёзные просчеты предполагают, если не смену, то серьезную критику МИДа. Не суметь добиться от голландцев нужного доклада, не суметь блокировать парижское решение по поводу того, что Украина несет ответственность за провал политической части Минского соглашения, это прямой провал Климкина, как министра иностранных дел.
Да, у него были плохие «карты». Да, дейсвительно, Украина во многом надоела Европе со своими проблемами. Но это реальный провал. И поэтому сейчас он, действительно, пытается максимально даже вот это рядовое событие — дежурную ротацию в Совбезе ООН — представить, как колоссальный политический успех.
— А как новый статус может помочь Украине вернуть Крым и Донбасс, о чем заявил Порошенко?
— А что он еще может говорить? Поверьте, через 57 лет следующий президент Украины будет говорить, что это, бесспорно, поможет вернуть Крым и Донбасс. Надо понимать, что конфликт на Украине на десятилетия. И десятилетия он будет звучать под лозунгами «Крым и Донбасс». Ни один президент Украины в ближайшие полвека (условно) не сможет себе позволить считать Крым не Украиной.
Точно так же, например, как премьер-министр Испании никогда не признает Гибралтар английским. А ни один премьер-министр Кипра не признает Северный Кипр турецким. И в этом смысле президент Порошенко, он просто является заложником той политической ситуации, которая ему досталась. И он вынужден будет это произносить постоянно.
Но предполагать, что опытный и грамотный политик Порошенко серьезно допускает, что непостоянное членство в Совете Безопасности ООН ему как-то поможет вернуть Крым — невозможно. Это просто ритуальная фраза.
Научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Кирилл Энтин, в свою очередь, предположил, что новое «назначение» Украины вряд ли будет способствовать снижению накала страстей в Совбезе ООН:
— В определенной степени, для нас это, действительно, будет «головной болью». Поскольку даже непостоянные члены участвуют во многом в формировании международной повестки, которую рассматривает Совбез ООН. И, безусловно, Украина будет делать абсолютно все, что в ее силах, чтобы вопрос о Крыме и вопрос, о происходящем на Востоке Украины, не сходили с повестки дня.
В то же время, всем ясно, что в настоящее время Совбез не играет никакой роли практически, кроме роли медийной, в урегулировании этих конфликтов. Оно происходит в других форматах. И «нормандский формат» переговоров сейчас главный. Это понимают абсолютно все участники. Поэтому, кроме как к определенному нарастанию напряженности в Совете Безопасности, ни к каким практическим последствиям это назначение, скорей всего, не приведет.
— Президент Украины собрался реформировать ООН, чтобы постоянные члены остались без права вето. Есть у него такая возможность?
— Что касается реформы Совбеза. И злоупотребления правом вето. Здесь нужно понимать, что Совет Безопасности существует в такой форме именно потому, что история показывает, что это единственный жизнеспособный формат.
До этого у нас был формат Лиги Наций, который не мог предотвратить Вторую мировую войну. Это была формат, из которого после начала советско-финской войны в 1939 года исключили Советский Союз. Из которого вышли Италия и Япония. И в котором даже отказались участвовать США, хотя именно они были идейными вдохновителями проекта.
Поэтому, несмотря на то, что Совбез ООН и членство в нем как бы отражает больше тот расклад сил, который существовал на момент окончания Второй мировой войны, это стабильная система. И либо необходимо полностью эту систему рушить — тогда существенно вырастет угроза мировой анархии и нового витка международного противостояния. Либо — сохранять. Поэтому и идея введения вот этой концепции злоупотребления правом вето, которую собирается отстаивать Порошенко, она мне не кажется жизнеспособной.
* ИГИЛ («Исламское государство») — решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня