Спутниковая навигация — важная часть современной жизни. А уж в условиях боевых действий значение навигационных систем сложно переоценить. Россия сегодня ведет боевые действия против засевших в Сирии боевиков «Исламского государства», поэтому вопрос точного и бесперебойного позиционирования с помощью спутников актуален как никогда.
https://soundcloud.com/politrussia-com/uoulohhonu4y
Широко известен тот факт, что хваленая американская система GPS может неожиданно дать сбой в самый разгар боевых действий. Особенно если это выгодно Соединенным Штатам. За примерами далеко ходить не надо. Неоднократно отмечались сбои в работе GPS на Донбассе, да и в августе 2008-го нечто подобное происходило на Кавказе.
На этот случай у нас есть собственная глобальная навигационная спутниковая система, или ГЛОНАСС.
Немного истории
Родился ГЛОНАСС еще в Советском Союзе. Проектные работы начались в 1976 году, а первый спутник отправился на орбиту только в 1982 году. В этом мы отстали от американцев, которые приступили к созданию своей глобальной навигационной системы несколько раньше, в 1993 году уже имея необходимые 24 спутника на заданных орбитах.
В опережении американцам помог, между прочим, и развал СССР, который замедлил темпы реализации российской программы. Только в конце 1995 года количество спутников было доведено до штатных 24 штук, но низкий срок службы и отсутствие финансирования не позволяли наладить надежную и бесперебойную работу системы на всей территории планеты.
Часть спутников вырабатывала свой ресурс, случались аварии ракет-носителей. По-настоящему надежной система стала в 2010-м, когда на орбите оказалось 26 космических аппаратов, из которых 24 основных и 2 резервных. С тех пор работы ведутся уже в сторону повышения точности позиционирования.
Интеграция и внедрение
Идея совместного использования американской и российской навигационных систем возникла практически сразу. Это повышает точность позиционирования и уменьшает вероятность зависания системы. Ведь, если разобраться, что нужно для определения своих координат? Нужно, чтобы приемник мог поймать сигнал от четырех спутников. А это не всегда возможно, особенно в городах. Высотное здание, холм, да даже грузовик, стоящий в соседнем ряду, могут закрыть нужный спутник, и система зависнет.
При совместном использовании ГЛОНАСС и GPS задача заметно упрощается. Ведь число одновременно работающих спутников увеличивается вдвое, какие-нибудь 4 из них уж наверняка окажутся в зоне видимости. Поэтому ведущие производители бытовой электроники устанавливают на свои изделия двухсистемные навигационные чипы.
Точность определения координат растет год от года, однако при использовании сразу двух систем приемник может выбрать для определения своего местоположения самые удобные спутники, отчего точность и скорость действия системы значительно улучшаются. С этим согласились даже американцы, которые собираются оснастить двухсистемными приемниками все свои автомобили службы «911».
У нас, соответственно, тоже идет постепенное внедрение спутниковой навигации в быту. Еще в 2009 году, когда ГЛОНАСС уже покрывал всю территорию России, но не считался полноценной глобальной навигационной системой, было принято решение оснастить приемниками ГЛОНАСС автобусный парк Сочи. В экспериментальных целях. Затея оказалась действенной и теперь претворяется в жизнь по всей территории страны.
На недавнем Международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» директор департамента связи Минздрава РФ Елена Бойко сообщила следующие сведения:
«Оборудован весь санитарный автотранспорт датчиками ГЛОНАСС. Это более 19 840 единиц санитарного автотранспорта. Также были оборудованы 2659 диспетчерских станций и отделений скорой медицинской помощи».
Кроме того, датчиками ГЛОНАСС оборудуются автомобили МВД и МЧС. Не останется в стороне и Минобороны. В войсках система навигации просто необходима. К ней уже может подключаться модернизированный комплекс «Стрелец», способный работать даже в условиях крайнего севера. А на следующий год намечены широкомасштабные войсковые испытания автоматизированной системы управления войсковыми логистическими операциями на основе ГЛОНАСС.
Преимущества и перспективы
Может показаться, что, раз запустив необходимое количество спутников, можно успокоиться и заняться втыканием приемников сигнала ГЛОНАСС/GPS в каждый автомобиль и телефон. Но это не так. Система постоянно совершенствуется. Вводятся в строй наземные станции дифференциальной коррекции. Со дня на день начнется строительство третьей такой станции в Бразилии. А всего по миру их должно быть развернуто более 40. Правда, Соединенные Штаты отказались устанавливать их на своей территории.
Зато согласилась Канада. И это неудивительно. Спутники ГЛОНАСС запускаются с наклонением в 65 градусов по отношению к экватору. Таким образом, они лучше действуют в северных широтах, чем спутники GPS, у которых этот показатель составляет 55 градусов. Это по достоинству оценили жители Скандинавии. Естественно, это актуально и для канадцев.
Кроме наземных станций, совершенствуются и сами спутники. На том же конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» вице-премьер Рогозин заявил, что через несколько лет спутники ГЛОНАСС будут полностью на российской элементной базе.
Можно отнестись к этому с иронией, вроде как не потянет экономика России такую ношу, да и откуда взять эту самую элементную базу. Но Рогозин прав как никогда. На орбите уже есть два космических аппарата «Глонасс-К». Это спутники третьего поколения с увеличенным сроком службы, сделанные полностью из российских деталей. И еще 9 таких аппаратов уже хранятся в собранном состоянии на земле. Группировка полностью сформирована, поэтому новые КА отправляют лишь по мере отработки ресурса более старыми спутниками.
Кстати, об отправке спутников на орбиту. Большим преимуществом нашей системы можно считать тот факт, что Россия в состоянии регулярно пополнять спутниковую группировку. Чего нельзя с полной уверенностью сказать об американской навигационной системе.
Ну и, говоря о перспективах, нельзя не упомянуть китайскую навигационную систему «Бейдоу». В конце сентября китайцы вывели на орбиту двадцатый навигационный спутник из тридцати необходимых для создания китайской глобальной навигационной системы. Совместное использование российской и китайской систем позволит оставить GPS далеко позади по точности позиционирования и обеспечит избыточное количество доступных спутников в любой точке земного шара.
В заключение
Вместо того чтобы соревноваться с американцами, лучше сделать доступным использование сигналов сразу российской, китайской, американской и европейской систем. В этом случае, предположительно, каждому пользователю в любой момент будет доступен сигнал сразу 20-30 спутников. При таком плотном покрытии фокусы с искажением данных, как это было в Грузии или на Украине, станут просто невозможными.
Глобальные навигационные системы вошли в нашу жизнь всего двадцать лет назад, а широкодоступными стали и того меньше. Но за этими системами будущее. Пройдет еще сколько-то лет, и наши дети начнут с удивлением спрашивать: «Папа, а как это — заблудился». И мы им будем рассказывать сказки о древних доглонассовских временах.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/ekonomika/a-u-nas-739/