В Мире

Йемен рискует стать компенсацией за российскую операцию в Сирии

Операция российских воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии против боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства» (ИГ) внесла неизбежные коррективы в отношения Москвы с рядом других стран ближневосточного региона, которые имеют свои интересы в расколотой на части арабской республике. Среди них, как уже не раз писал «МК», – Саудовская Аравия, которая, по мнению аналитиков, может отыграться за потерю позиций поддерживаемых ею сирийских группировок, однако уже в другом вооруженном конфликте.

Опосредованная война

Весной этого года самолеты Эр-Рияда и союзных ему арабских государств приступили к интенсивной бомбардировке территории Йемена, где конфликт между повстанцами и правительственными силами вступил в фазу острого вооруженного противостояния. Лицом военизированной оппозиции в данном случае стала группировка хуситов (если конкретнее, приверженцев умеренной шиитской секты зейдитов) «Ансар Алла», которая успела усилиться за небольшой промежуток времени и заявить о своих правах на власть. В январе 2015 года после протестов и столкновений в Сане действующий президент Абд-Раббу Мансур Хади был вынужден оставить свои полномочия, а позже и вовсе улететь из Йемена, однако в стране остались лояльные ему силы.

Конфессиональные противоречия, по некоторой оценке, играли не столь важную роль в разгорающейся войне: в течение десятилетий йеменские сунниты и шииты жили достаточно мирно. Тем не менее, возможно, именно принадлежность к шиитскому направлению ислама открыла хуситам дорогу к скрытой помощи со стороны Ирана – одного из главных соперников Саудовской Аравии в борьбе за влияние в регионе. Эр-Ряд не был готов отдавать Йемен в руки иранских ставленников и поэтому объявил о начале военно-воздушной операции, которая, как говорится в официальном заявлении антихуситской коалиции, начата по просьбе самого Хади – «легитимного» главы государства. Почти за 7 месяцев про-саудовской операции, по оценке ООН, погибли около пяти тысяч человек, включая две с половиной тысячи мирных жителей.

В начале военной кампании саудовские власти озвучили намерение не начинать наземную операцию в Йемене, однако, по последним данным, арабские союзники Эр-Рияда все же отправили наземный контингент на помощь правительственным войскам. Так, по сообщениям Reuters, в середине октября в порту Аден высадились несколько сотен военных из Судана, чтобы поддержать «лоялистов», то есть сторонников Мансура Хади. Как ожидается, всего в Йемен прибудут до 10 тысяч суданских солдат.

Компенсация за потерю первенства

Не исключено, что в связи с ударами российских ВКС исламистские группировки в Сирии, которые, по распространенным оценкам, скрыто финансируются Саудовской Аравией, если и не окажутся на грани уничтожения, то сдадут удерживаемые позиции. Аналитики считают, что в геополитическом разрезе это может означать только усиление вооруженного конфликта в Йемене – в качестве компенсации за потерю инициативы в Сирии. Такой расклад нетрудно предугадать, особенно учитывая то, что на сирийском «поле» в одной «команде» с Россией и сторонниками президента Башара Асада играет Иран.

«В отношении Йемена возможно только обострение ситуации, – заявил «МК» заведующий научно-издательским отделом Института востоковедения РАН Алексей Сарабьев, – как некая компенсация за неудачи в Сирии. Факты такого рода уже появляются. Известно, что за счет американцев усиливается группа военных кораблей Саудовской Аравии. Подробностей, разумеется, никто не знает. Вряд ли здесь можно дать более-менее точный прогноз, но то, что в Йемене будет усложнение ситуации, это точно». По мнению эксперта, здесь не идет речь о мести со стороны саудовцев. «Я специально не употребил это слово, – пояснил в разговоре с «МК аналитик, – поскольку мне кажется, что здесь уместно сказать именно «компенсация». Компенсация может быть в военно-политическом ключе за потерю первенства в регионе. Причем, она может быть не только со стороны Саудовской Аравии, но и со стороны США, которые во многом, на мой взгляд, стоят за операцией в Йемене».

Вторая Сирия?

Параллели между сирийским и йеменским конфликтами напрашиваются сами собой, хотя бы потому, что и там, и там речь идет о гражданском противостоянии с прямым и косвенным вовлечением международных и региональных игроков. Кроме того, в Йемене, который, как и Сирия, столкнулся с веяниями так называемой «арабской весны», действуют боевики ИГ, взрывая бомбы в различных частях страны, в том числе и в столице. Однако опрошенный «МК» эксперт считает, что войны в этих двух странах не поддаются сопоставлению.

«Не стоит сравнивать ситуацию в Йемене и в Сирии, – поясняет «МК» Алексей Сарабьев, отвечая на вопрос о возможных аналогиях между двумя конфликтами. – Слишком много особенностей. И все-таки корни проблем абсолютно разные. В Сирии – это желание изменить существующий режим, а в Йемене – желание со стороны Саудовской Аравии помочь удалить с политической арены новую грозную силу, которую поддерживает, как они считают, Иран».

Тем не менее, хотя бы поверхностное сопоставление двух ситуаций позволяет выявить противоречия в политике участвующих сторон.

В начале октября постпред Саудовской Аравии в ООН Абдалла аль-Муаллими призвал Москву прекратить военную операцию в Сирии, сконцентрировав внимание на том, что российские ВКС наносят удары по тем местам, где позиций ИГ нет. По мнению дипломата, бомбардировки со стороны России, привели к жертвам среди мирного населения. Также Эр-Рияд выступил с критикой России за поддержку режима Башара Асада, который, по мнению саудовских политиков, является главной причиной гражданской войны в Сирии и распространения терроризма на ее территории.

Вопрос о гражданских жертвах и легитимности Асада для некоторых до сих пор остается дискуссионным, однако чтобы понять, насколько уместны подобные заявления саудовских властей, стоит вспомнить данные правозащитной организации Amnesty International, которая в начале октября опубликовала официальное сообщение, в котором призвала Эр-Рияд прекратить бомбежки Йемена и отказаться от поставок войскам лоялистов. Как отмечалось в заявлении организации, в результате антихуситских бомбежек, которые нередко накрывают жилые дома, школы, а также мечети, регулярно гибнут мирные жители. Пожалуй, одним из свежих примеров стал удар коалиционных сил по свадьбе в городе Санбан, в результате которого погибли 13 человек.

Джихад-миграция

Минобороны России заявляло ранее, что в результате действий российских ВКС на сирийской территории боевики ИГ начали бегство в страны Европы. В связи с этим возникает вопрос: какая страна в регионе Большого Ближнего Востока может стать новой базой для передислоцировавшихся террористов? Может ли Йемен, который из-за политической нестабильности и неэффективности местных армейских подразделений уже стал оплотом для одного из филиалов «Аль-Каиды» (группировка запрещена в России), стать новым «приютом» для джихадистов из ИГ?

«Миграция боевиков уже происходит, – заявил «МК» Алексей Сарабьев, – но я бы не сказал, что именно в Йемен. Чуть ли не целые борта летят в сторону Ливии с этими боевиками. Они перемещаются, пытаются передислоцироваться в регионе Большого Ближнего востока и сохранить силы. Они терпят поражение одно за другим, в растерянности находятся и их региональные спонсоры. Поэтому они передислоцируются. Вполне возможно, что таким местом будет и Йемен, но, мне кажется, все-таки, что это все-таки север Африки. Не исключено, что это будет и Синай, но Египет находится на подъеме и пытается не допустить распространения структур, связанных с ИГИЛ. Поэтому самое вероятное место, куда временно передислоцируются боевики, это Ливия».

Источник

Фото MK

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.