27 октября в Крым прибыла делегация сербских политиков с трехдневным визитом. В программе поездки — встреча с коллегами из регионального парламента, а также полпредом президента в Крымском федеральной округе Олегом Белавенцевым, главой Крыма Сергеем Аксеновым и председателем Госсовета республики Владимиром Константиновым.
В состав группы вошли представители оппозиционных Демократической партии и Сербского патриотического движения «Двери», которые недавно объявили об объединении в «Патриотический блок». Возглавила делегацию лидер Демократической партии Сербии Санда Рашкович-Ивич. В интервью российским СМИ Рашкович-Ивич заявила, что ее партия еще в прошлом году поддержала референдум в Крыму. Теперь же «Патриотический блок» намерен начать кампанию в самой Сербии за отказ от евроинтеграции. По мнению лидера Демократической партии, это единственный способ «отстоять Косово».
Визит сербских депутатов, как ранее визит французских парламентариев, вызвал негодование украинского внешнеполитического ведомства. Украинский посол в СербииОлег Александрович выразил протест и заявил, что «посещение Крыма ради официальных встреч с так называемым правительством Крыма недопустимо и считается угрозой национальной целостности, безопасности и суверенитету Украины». Впрочем, Санда Рашкович-Ивич в ответ заявила, что не понимает, почему политикам вручили ноту протеста, ведь ее политсила еще год назад утверждала, что «Косово — это Сербия, а Крым — это Россия». После тура по Крыму сербские политики отправятся в Москву, где также планируют провести ряд встреч.
После летнего визита французской парламентской делегации, в которую в основном вошли представители партии Николя Саркози «Республиканцы» и неофициальной поездки бывшего итальянского премьера Сильвио Берлускони, это первый крупный тур зарубежных политиков в Крым. Конечно, Сербия, в отличие от Франции, не входит в ЕС, и приехавшие депутаты не являются правящим большинством, но они выражают интересы значительной части общества, а также сербских и европейских элит.
— Демократическая партия и движение «Двери» — это две силы, которые на прошлых выборах не прошли в парламент, — объясняет эксперт Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. — Они совсем немного недобрали до 5-процентного барьера. После этого в Демократической партии сменилось руководство, ее возглавила Санда Рашкович-Ивич, которая находится сейчас с визитом в Крыму. При ней Демократическая партия заключила соглашение о блоке с движением «Двери». Сейчас по всем опросам они точно набирают более 6% и имеют все шансы на прохождение в парламент на следующих выборах.
— Можно ли сравнить этот визит по значению с поездкой в Крым французских депутатов?
— Сложно сравнивать визит в Крым французских и сербских депутатов. Хотя бы потому, что страны очень разные и по населению, и по политическому устройству, и по весу на мировой арене. Тем не менее, мне кажется, что для самой Сербии это достаточно значимый шаг. В последнее время появилась тенденция, когда сербские деятели патриотического направления стремятся продемонстрировать свою поддержку России. Один из форматов такой поддержки — это признание присоединения Крыма. Они воспринимают это, как важную политическую демонстрацию. Думаю, и в самой Сербии этот визит будет воспринят положительно. Особенно с учетом популярности там президента Путина, только возросшей после присоединения Крыма.
— Насколько идея более близких отношений с Россией находит отклик в сербском обществе?
— Даже сейчас по всем опросам в Сербии примерно равная доля евроскептиков и евроэнтузиастов. Дело в том, что изначально идея интеграции с Евросоюзом была очень популярна в стране. Но с учетом того отношения, которое Европа демонстрировала последние 15 лет, энтузиазм и вообще вера сербов в то, что эта евроинтеграция когда-то может произойти, существенно снизилась. Еще несколько лет назад идею интеграции поддерживали 70% населения, а сейчас — только половина.
Сербы серьезно разочарованы в европейском будущем. Даже не потому, что им что-то не нравится в Европе, а потому, что они видят, что Брюссель не заинтересован в интеграции Сербии. Европейцы выдвигают одно условие за другим, причем условия достаточно болезненные, но никакого прогресса в процессе евроинтеграции не наблюдается. Единственным шагом вперед стало введение безвизового режима. Но дальше дело не пошло. Ни экономика, ни граждане страны ничего ощутимого не получили.
На этом фоне отношения с Россией выглядят более привлекательно. По крайней мере, Москва не ставит для Сербии никаких политических условий и ничего не навязывает. У граждан есть надежда, в первую очередь, на экономическое сотрудничество с Россией.
Кстати, среди простого населения особого конфликта между евроэнтузиастами и евроскептиками нет. Он существует на уровне элит. Сербская элита и все ключевые государственные институты практически полностью находятся под контролем сторонников евроинтеграции. Достаточно сказать, что при том, что примерно половина населения не поддерживает эту идею, в парламенте нет ни одной партии, которая выражала бы это мнение. Все места заняты евроэнтузиастами. Примерно такая же картина существует в СМИ, которые односторонне освещают события.
— Рашкович-Ивич сказала, что референдум в Крыму вдохновил их на идею проведения референдума об отказе от евроинтеграции в Сербии, который поможет вернуть Косово. Насколько все это реально?
— Трудно сказать. Конечно, патриотически круги Сербии очень зацепил сам прецедент того, что потерянная, отторгнутая территория при сложившихся обстоятельствах смогла вернуться к метрополии. Этот момент для них очень важен. Этим объясняется и выступление Санда Рашкович-Ивич. На самом деле, на Балканах есть проблема сербских анклавов в Косово, которые никуда не исчезли. Есть проблема сербской части Боснии и Герцеговины, которая больше стремится интегрироваться с Сербией, чем с остальными частями государства. Поэтому вопрос возврата утраченных территорий очень важен для сербского общества.
Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что визит сербских депутатов в Крым, наряду с поездкой французских депутатов, а также планируемыми еще с лета визитами итальянских и немецких оппозиционных парламентариев, приближают Европу если не к официальному, то хотя бы негласному признанию полуострова российским. В этом отношении можно вспомнить недавнюю речь канцлера Германии Ангелы Меркель, которая обмолвилась, что Украина должна восстановить территориальную целостность «возможно, не в отношении Крыма», но в отношении остальных частей страны.
— Я бы не назвал этот визит прорывом. Но это поступательное движение вперед. Мы видим, что Крым пока посещают не представители политического мейнстрима, а силы, которые находятся на периферии. Хотя и маргиналами их назвать нельзя. В самом начале крымской ситуации ряд отставных европейских политиков достаточно комплиментарно высказывались по поводу присоединения полуострова к России. И визит того же Сильвио Берлускони — это подтверждение ранее заявленной позиции.
Но то, что представители действующих политических партий, пусть и не мейнстримных, приезжают в Крым — это шаг вперед.
— Шаг к официальному признанию Крыма российским?
— Не совсем. Я не уверен, что это произойдет в обозримой перспективе пяти-десяти лет. Нет, задача России в том, чтобы вынести проблему Крыма за скобки в отношениях с Западом, чтобы этот вопрос вообще не поднимался. Такие визиты способствуют решению этой задачи.
Сомневаюсь, что в ближайшие несколько лет мы увидим на Крымском полуострове представителей правящих европейских партий. Конечно, вскоре все может измениться. Международная ситуация сейчас так стремительно меняется, что прогнозировать что-то даже на пять лет вперед очень сложно.
Завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО Константин Воронов считает, что визит сербских депутатов может объясняться желанием страны лавировать между великими державами.
— Очевидно, какая-то часть европейских политиков, в частности, законодателей, проявляет умеренную конфронтацию или по отношению к своим правящим партиям, как французы и итальянцы, или к европейскому руководству в целом. Такая дозированная конфронтация нужна им для того, чтобы повысить рейтинг, послать определенный сигнал или выделиться на общем фоне политической «тусовки», в которой они находятся. Поэтому при оценках таких визитов нужно, в первую очередь, смотреть на ранг и политическую ориентацию того или иного депутата.
С сербами, как мне кажется, все еще проще. Отношение Сербии к России всегда было достаточно теплым, и этот визит неудивителен. Но есть и еще один политический фактор. Когда Москва начала проявлять активность на международной арене, это сразу повысило возможности малых стран маневрировать между мировыми державами.
— В каком смысле?
— Во времена «холодной войны» эти государства шантажировали ту или иную сторону тем, что перейдут в лагерь противника. После развала Советского Союза они испытали серьезный дискомфорт, потому что лишись этого козыря.
Сейчас, конечно, не «холодная война», но когда Россия начала повышать свой международный авторитет и становиться более самостоятельным центром силы, малые страны снова стали пытаться проводить политику баланса в отношениях с великими державами. Визит сербских депутатов — маленький эпизод политической игры в Европе в целом.
Правящее руководство Сербии и практически вся элита хотят вступить в ЕС. Но одно из условий вступления — признание отделения Косово. Сегодня сербские политики не могут себе этого позвонить. Их балансирование между Россией, ЕС и США заключается в том, чтобы шантажировать Запад. Мол, если вы будете тянуть с нашим вступлением, это не пойдет на пользу нашим отношениям. Белград хочет ослабить связь своего вступления в ЕС с признанием Косово.
— А есть ли признаки того, что европейцы более лояльно начинают относиться к присоединению Крыма?
— Возможно, такие подспудные движения происходят. Можно заметить изменение тональности высказываний европейских лидеров. Они заинтересованы в урегулировании украинского конфликта. А учитывая нашу жесткую позицию в отношении Крыма, который мы ни при каких обстоятельствах не признаем предметом для торга, они могут закрывать глаза на этот вопрос.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).