В четверг, 29 октября, госсекретарь США Джон Керри отправится в недельное турне по Центральной Азии. Он посетит Туркмению, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан.
«Госсекретарь поедет в Бишкек, Самарканд, Астану, Душанбе и Ашхабад, чтобы провести двусторонние переговоры с высокопоставленными представителями правительства в каждой стране. Это будет первый визит госсекретаря Керри в Центральную Азию и первый визит госсекретаря США во все пять центральноазиатских республик в ходе одной поездки», — говорится в заявлении госдепартамента.
Официальная повестка визита выглядит пестро. В Бишкеке госсекретарь США откроет новый кампус Американского университета, причем компанию ему составит миллиардерДжордж Сорос — глава попечительского совета киргизско-американского учебного заведения. В Самарканде примет участие во встрече с министрами иностранных дел всех пяти стран — так называемый формат С5+1, который был организован в этом году. В Астане главу госдепартамента ждут на диалог США-Казахстан по стратегическому партнерству. В Ашхабаде и Душанбе Джон Керри намерен обсудить «круг двусторонних и региональных вопросов», как утверждает госдепартамент, не приводя никаких подробностей.
Другими словами, каждой из пяти центральноазиатских «сестер» Керри приготовил по серьге. Но, видимо, месседж визита адресован Москве. Похвальную заботу о постсоветских республиках Керри будет демонстрировать сразу после переговоров по Сирии, который пройдут в Вене 29 октября. Понимать это можно так: если Россия проявляет активность на Ближнем Востоке, который США считают зоной своих интересов, Вашингтон активизируется на пространстве Центральной Азии, которое традиционно считает зоной особых интересов Москва. Не исключено, что это еще и приглашение к размену: вы не лезете в Сирию, мы — оставляем в покое «мягкое подбрюшье» России.
А «пощекотать» это «подбрюшье» американцы могут основательно.
Скажем, Узбекистан, по мнению ряда российских аналитиков, рассматривается США как наиболее привлекательная территория для создания региональных транспортных хабов, а также военных объектов. Интересен американцам и Таджикистан, причем не только географической близостью с Афганистаном, но и возможностью выстроить там разветвленную военную инфраструктуру. Туркмения интересна ведущим глобальным игрокам богатейшим газовым потенциалом, а также проектами в энергетической сфере. Например, проектируемым газопроводом ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), который в случае реализации приведет к крупным геополитическим сдвигам в Центральной и Южной Азии.
Если в Центральной Азии произойдет расширение американо-натовского присутствия, как военного, так и экономического, это будет способствовать реализации широких стратегических целей США и их союзников. Среди таких целей — сдерживание Китая, контроль над Афганистаном, переориентация структур безопасности государств Центральной Азии с постсоветских на натовские.
Понятно, что России американская деятельность в регионе совершенно не на руку.
Что стоит за визитом Керри, как противостоять активизации США?
— Вряд ли речь идет о размене Сирии на Центральную Азию, — считает начальник сектора проблем региональной безопасности Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков. — США на такие размены идут очень неохотно, и только в чрезвычайных обстоятельствах. Тем более, американцы уверены, что в Центральной Азии у них более сильные позиции.
Если мы посмотрим на ситуацию в ретроспективе, именно этот регион был лакомым куском для Вашингтона, особенно в период, когда в Афганистане активно шла натовская кампания. Накануне 2014 года, когда, как изначально планировалось, американцы собирались вывести из Афганистана свои войска, НАТО проявляло колоссальную активность в работе с центральноазиатскими республиками.
Проводились турне представителей альянса по государствам региона, обсуждался вопрос о передаче вооружений из Афганистана центральноазиатским республикам.
Но в этой деятельности был принципиальный момент. США никогда не признавали постсоветское пространство особой зоной российского влияния. Вашингтон держался линии, что Москве не следует давать преференции на этой территории, и если и отступал от нее, то только по тактическим соображениям.
— С чем тогда связан визит Керри?
— С общей геополитической ситуацией, в том числе в Северной Африке и Афганистане. Не будем забывать и про президентские выборы, которые состоятся в Америке в ноябре 2016 года. По сути, действующей администрации пора подводить итоги, и рисовать красивую картинку об успехах во внешней политике, в том числе в Центральной Азии, в период президентства Барака Обамы…
— Визит Джона Керри связан с общим изменением международной обстановки, — отмечаетведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Безусловно, Сирия играет в этом важную роль, но главную озабоченность Вашингтона вызывает Пекин. США всерьез опасаются сопряжения Евразийского экономического союза с китайским проектом «Новый Шелковый путь».
Напомню, что проект «Нового Шелкового пути» в китайской версии имеет три варианта. Первый — реализуемый маршрут через Казахстан, Азербайджан, Грузию и далее через Турцию до Стамбула. Именно этот вариант изначально был базовым. Второй вариант — через Иран, но на этом пути много государственных границ, то есть требуется много согласований по таможенным пошлинам. Третий — по территории России через Казань до Москвы и Санкт-Петербурга. Он для Китая теоретически наиболее выгоден, так как Казахстан, Россия и Белоруссия входят в Евразийский экономический союз, и товары будут проходить всего две таможни: на границе Китая и Казахстана и на границе Белоруссии и Польши. К тому же, этот маршрут короче, чем остальные.
Сегодня США опасаются, что Китай втянет в свой проект значительную часть пространства Юго-Восточной Азии, вплоть до Ирана. Тогда «на выходе» получится единый евразийский рынок, в котором американцы находятся вне игры. Вашингтон, как известно, создал в противовес китайцам собственный проект — Азиатско-Тихоокеанскую зону свободной торговли. Но если между Евразийским союзом и «Новым шелковым путем» возникнет сопряжение, большая часть региона окажется вне американской экономической зоны.
— Чего США добиваются сейчас?
— Текущая задача Джона Керри — запудрить мозги центральноазиатским республикам, особенно тем, которые еще не вступили в Евразийский союз. Для этого Керри нужно нарисовать радужные перспективы сотрудничества с Западом. Точно так же, кстати сказать, поступал Евросоюз: 20 лет рисовал Турции радужные перспективы вступления в ЕС, и тем самым держал Анкару на коротком поводке. Точно так же — посулами и мелкими подачками — Евросоюз держал на коротком поводке страны «Восточного партнерства», и не позволял им интегрироваться с Россией.
Сейчас США распространяют подобную вредительскую политику на Центральную Азию. В военном отношении, я считаю, американцы в регионе нам угрожать не смогут. Да, они способны активизировать террористическую деятельность со стороны Афганистана, но наши союзники по ОБКБ, надо думать, тоже не дремлют…
— США активизировались в Центральной Азии на фоне сирийских событий, — уверендиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник в отставке Семен Багдасаров. — С точки зрения Вашингтона, такая активизация может оказаться особенно деструктивной для России на фоне сокращения американского присутствия в Афганистане.
Джон Керри едет разобраться в обстановке, а заодно дать понять руководству центральноазиатских республик: мол, вы особо на Москву не ориентируйтесь, Вашингтон для вас тоже необходимый ориентир.
Этот посыл ложится на благодатную политическую почву. Все государства Центральной Азии демонстрируют сегодня многовекторность целей во внешней политике, даже те, которые формально являются партнерами России по ряду региональных организаций. Поэтому Керри, можно сказать, едет вырабатывать более жесткую политику США по Центральной Азии.
— В чем конкретно будет заключаться эта политика?
— В окончательном вытеснении России из региона, хотя наше присутствие там и сейчас ограничено, и нас активно вытесняет Китай. В том же Таджикистане китайцы взяли под контроль все крупные месторождения золота, серебра, бора. Кроме того, еще в 2002-м таджики отдали КНР 1000 квадратных километров в районе Восточного Памира. Растет влияние Поднебесной в Туркмении, которую китайцы превратили в свою газовую колонку, в Казахстане, Киргизии, Узбекистане.
Поэтому, наряду с вытеснением России, Керри будет ломать голову, как из Центральной Азии вытеснить еще и китайцев.
— Что мы можем противопоставить американцам?
— К сожалению, в последние годы мы зачастую идем на поводу у наших центральноазиатских партнеров. Например, мы построили таджикам Сангтудинскую ГЭС — вложили в строительство 75% собственных средств, а таджикская сторона — всего 25%. МИ что получили в итоге? За электроэнергию таджикский госэнергохолдинг не спешит расплачиваться. Плюс к тому, Россия оказалось втянутой в противоречия между Таджикистаном и Узбекистаном, который расположен ниже по течению Амударьи — Сангтудинская ГЭС стоит на одном из ее притоков.
Китайцы поступают по-другому: дают кредиты под залог конкретного месторождения, и потом прибирают его к рукам.
Или взять 201-ю российскую военную базу, расквартированную в республике. Если Таджикистану так важно российское военное присутствие, если наша база является «гарантом безопасности для стран региона, для государств ОДКБ», как недавно заявлял президент Эмомали Рахмон, почему бы России не потребовать в долгосрочную аренду Горный Бадахшан, который был под контролем российских пограничников до 2005 года? Это стратегический район, из которого имеются выход в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Пакистан, Афганистан, Ферганскую долину. Мы бы могли вернуться туда, и обеспечивать собственную безопасность в борьбе с терроризмом и наркотрафиком.
Но нас в Горном Бадахшане нет — ни пограничников, ни даже генконсульства. И в этой ситуации, как в капле воды, отражаются проблемы всей политики России в Центральной Азии…
Фото ТАСС