Происходящее на Украине в последние полтора года действительно приближает её к Европе. Приближает и подписанный после переворота Договор об ассоциации с Евросоюзом. Только приближает не всю Украину, а лишь отдельные ее части. Тем более что Крым уже уплыл, а будущность Донбасса в составе такой Украины вызывает большие сомнения. И первая на очереди – Галиция.
Избранный сенатором Сейма от партии ”Право и справедливость”, известный польский историк Ян Жарин считает, что украинцы не станут полноценной нацией без осознания того, что Волынская трагедия была геноцидом польского народа, а Львов – не Украина.
«Без Львова, города, который всегда был верен Польше, нет польского народа. На сегодня это очевидно, хотя современные польские политики стараются не вспоминать об этом», – заявил он.
И здесь важно не то, что польский историк озвучил всем известный факт, а то, что это сказал представитель законодательной власти Польской Республики. И именно в тот момент, когда у власти в Киеве находятся очередные ”революционеры”, всеми фибрами своих продажных душонок стремящиеся угодить Западу. Напомню, такое уже было.
После «Оранжевой революции”, вопреки украинским законам и Конституции, к власти пришел Виктор Ющенко. И вот этот младоевропеец под восторженные крики с Запада соглашается рассмотреть претензии Румынии к Украине на часть украинского шельфа в европейском суде. Что самое интересное – разбирательство вообще не могло бы состояться, если бы Украина не обязалась заранее выполнить любое решение высокого европейского суда. В результате – впервые после создания государства в начале ХХI века Украина лишилась части подконтрольной территории.
Сегодня к власти пришло еще одно такое же проевропейское руководство. И снова в результате переворота, уже не бескровного. И снова по собственной воле подписало обязывающий документ – Договор об Ассоциации Украины и Евросоюза. Вполне возможно, что никто из руководителей Хунты почти тысячу страниц этого документа не читал. А зря. Читать надо было, в том числе и между строк.
Соглашение об ассоциации с Евросоюзом (не только Украины – любого государства) построено, что разумно и логично, на европейском законодательстве, составной частью которого является право частной собственности и его преемственность. А так как у Евросоюза богатейший практический опыт подписания подобных соглашений, в том числе и с постсоветскими республиками, текст Соглашения составлен очень тщательно. В нем ничего не говорится о необходимости возврата владельцам (или их правопреемникам) незаконно отчужденной собственности, зато в экономической части соглашения содержится ссылка на стандарты защиты прав наследников недвижимости и другого имущества.
Прецеденты в истории постсоветских республик уже были. В той же Латвии, пошедшей дальше всех и даже принявшей специальный закон о денационализации, порядка 80 тысяч домовладений были возвращены прежним владельцам. В Риге денационализация коснулась каждого пятого. В свое время прогремела позорная история — знаменитая латышская актриса Вия Артмане (народная артистка СССР) в 64 года была выброшена на улицу и в итоге скончалась на каком-то заброшенном хуторе. Аналогично выбросили из роскошной квартиры и Лайму Вайкуле, хотя огромные деньги в ремонт старого дома она вложила сама. Аналогичные процессы происходили, например, в Чехии. Там единовременно были выброшены из оказавшихся чужими домов около двадцати тысяч человек.
В других постсоветских странах дорога в ЕС была не столь драматична, но суть оставалась неизменной – приведение национального законодательства в соответствие с европейскими нормами и примат последних над законами присоединяемого государства. И это нормально. Аналогичные нормы действуют всегда и везде, иначе никакой межгосударственный союз невозможен. Если специально не оговорено иное – в виде исключения.
Поляки в свое время такое исключение предусмотрели, что понятно. Ведь им могли предъявить претензии те же немцы и евреи на десятки миллиардов евро.
В результате поляки в процессе своей евроинтеграции особо оговорили, что незаконно отторгнутое имущество будет возвращаться исключительно гражданам Польской Республики. Брюссель, конечно, настаивал на соблюдении основополагающих прав граждан, Европа была в шоке. Но в конце концов согласилась, немцы с евреями ”пролетели мимо кассы”, а Польша подписала Соглашение об Ассоциации, вступив в ЕС на своих условиях.
Ничего подобного захватившие власть в Киеве временщики не сделали. Им нужно было подписание ”Соглашения” исключительно в политических целях – никого экономика и реальные последствия этого документа не интересовали.
Не интересуют и сегодня. В Киеве рассчитывают, что заинтересованность в них как в ”форпосте борьбы с Россией” перевесит любые законы. Тем более что сами руководители Хунты не отягощают себя соблюдением собственного законодательства.
И они правы. Руководство Евросоюза, Венгрии, Румынии, Польши и Словакии не будут поднимать на государственном уровне проблему реституции ни сегодня, ни в следующем году, когда Соглашение об Ассоциации должно вступить в силу в полном объеме. В данном случае политические интересы Евросоюза превалируют, и опасаться Киеву нечего.
Другое дело – граждане. Жителям прежде всего Галиции (трех западных областей Украины) есть чего опасаться. Ассоциация с ЕС предусматривает приведение украинского законодательства в соответствие с правовыми нормами Евросоюза и примат европейского законодательства над национальным. А согласно нормам ЕС, возвращение недвижимого имущества законным владельцам обязательно для бывших социалистических стран.
И хотя на государственном уровне вопросы возврата земель и недвижимости подниматься не будут, нельзя ожидать, что и граждане европейских государств не поднимут этот вопрос. Они вполне в состоянии использовать европейское законодательство и в частном порядке добиться возврата любого имущество – хотя бы и первого украинского пивзавода во Львове, к которому украинцы никакого отношения вплоть до 1939 года не имели.
Уже сегодня создана и действует общественная организация ”Реституция крессов”, собравшая за несколько месяцев (с апреля 2015 года) 1200 исков в суд. Глава организации Конрад Ренакс считает, что из Галиции было незаконно ”выселено 1,2 миллиона человек. Сейчас мы насчитываем 100–150 тысяч их наследников, а имущество, на которое они претендуют, — более чем 5 млрд долларов”.
И это лишь первые шаги наследников и тех политических сил, которые готовы сколотить свой политический капитал на идее возврата ”Кресов Всходних”. По словам главы партии «Zmiana» Пискорского, инициатива учредить организацию появилась именно в связи с подписанием Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Еще в апреле этого года он сообщил, что в Польше проживает около 100 тысяч человек, которые могут доказать, что они являются наследниками или правопреемниками владевших имуществом на территории так называемых Восточных Кресов, где до Второй мировой войны проживали в основном поляки. Собственно, в том же Львове до его присоединения к Украинской ССР проживало («Львiв у цифрах», 1938 рік):
- украинцев – 24 245 чел., или 7,8%;
- русинов – 10 892 чел., или 3,5%;
- поляков – 198 212 чел., или 63,5%;
- евреев – 75 316 чел., или 24,1%;
- прочих – 3566 чел., или 1,1%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), отрасли транспорта и связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле — 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев – лишь 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%, тогда как украинцы по 7%. Зато 45% всех украинцев были домашней прислугой. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%. Эти цифры наглядно демонстрируют реальные возможности тех же поляков и евреев претендовать на собственность в Галиции.
На Украине же и в либеральных кругах российской интеллигенции, сочувствующей нынешнему киевскому режиму или сотрудничающей с ним, к этой проблеме подходят не с правовой, а именно с идеологической позиции. Одни делают упор на то, что ”ЕС и Польше подобное развитие не нужно и его никто не будет педалировать”.
Другие угрожают подать встречные иски: ”Была еще Австро-Венгерская империя, часть которой тоже стала нашей территорией. Еще наше имущество на территории нынешней Польши тоже в большом количестве осталось, – рассуждает директор Киевского института трансформации общества Олег Соскин.– В 1947 году прошла так называемая операция «Висла», в ходе которой польские солдаты изгнали из своих домов почти 200 тысяч украинцев, а их церкви были уничтожены. Их выселили вообще без ничего на бывшие немецкие земли – в район нынешних Вроцлава и Гданьска. Там почти все дома были разрушены в ходе наступления советской армии. Им ничего не дали. Просто выгнали их практически в голое поле. Вот Подкарпатское воеводство – это все было территорией Украины”.
Подобные аргументы в правовом поле бессмысленны. Да, правительство Польши и руководство ЕС не будут сами инициировать иски. Но и мешать гражданам их подавать не будут. Как не будут и европейские суды нарушать законы в угоду киевскому режиму. Мало того, угрозы пана Соскина и ему подобных граждан просто смешны. Во-первых, нынешняя Украина не является правопреемником Российской империи или марионеточных республик начала ХХ века. Да если бы и была, иски она могла бы подать лишь межгосударственные, требуя возврата территорий. А это совсем другая история. Впрочем, совершенно фантастическая.
Современная Украина является правопреемницей УССР, которая лишь расширялась за счет соседних государств, так что претензии могут быть исключительно к ней самой. Что до реституции и претензий граждан Украины по поводу возвращения незаконно отторгнутого имущества и земли, то таковых попросту не существует. Переселенные в ходе операции ”Висла” никакого отношения к Украине не имели и не имеют, равно как и их наследники являются сегодня гражданами стран ЕС.
Но, и это самое главное, наследники должны иметь документы, доказывающие их право на наследуемое имущество. Именно поэтому в той же организации ”Реституция Кресов” сейчас лишь 1200 исков, хотя речь идет о 150 тысячах потенциальных наследников из более чем миллиона пострадавших. И, когда первые иски будут удовлетворены, число претендентов резко возрастет.
Плохо ли это для государства Украина и украинцев? Для государства да, плохо. Да, многие лишатся земли и/или недвижимости. Массовое удовлетворение исков на имущество и земли в Галиции приведет к резкому увеличению польского влияния в этих трех областях. Замечу, именно тех, которые и служат источником массовых поставок бандеровцев на территорию остальной Украины.
Однако если учесть, что за четверть века существования нынешней Украины в Галиции сотни тысяч человек получили польские паспорта и еще сотни тысяч – ”Карты поляка”, то для ряда проживающих в Галиции граждан все это – хорошо.
Далее все излагается как возможное развитие событий и не более.
По мере увеличения польского влияния в Галиции, идущего параллельно с ослаблением центральной власти в Киеве, три западноукраинские области, волею Сталина присоединенные к Украине, сначала получат особый статус, который будет подкреплен силами уже созданной литовско-польско-украинской бригады (где все офицеры и более 80% личного состава – поляки), а потом в результате ”всенародного волеизъявления” на референдуме вернутся в качестве ”Кресов всходних” в состав ”матери-Польши”. Так что для большинства проживающих там граждан Украины все происходящее – хорошо, они войдут-таки в Евросоюз.
Что же до государства Украины, то это и будет, видимо, концом его существования в виде правопреемницы Украинской ССР, действительно весомой державы, соучредительницы ООН, на заводах и верфях которой строились авианосцы и ”Каспийские монстры”, космические ракеты и многое другое.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня