Действия США могут спровоцировать вооруженный конфликт с Китаем. Об этом в четверг, 29 октября, предупредил командующий ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) адмирал У Шэнли в ходе сеанса видеосвязи с начальником штаба ВМС США адмиралом Джоном Ричардсоном.
«Несмотря на неоднократные переговоры и решительное возражение правительства КНР, американская сторона направила ракетный эсминец USS Lassen в район китайских островов Наньша. Подобные действия США поставили под угрозу суверенитет и безопасность Китая, нанесли ущерб миру и стабильности в регионе. Они крайне опасны и провокационны», — отметил У Шэнли.
«Если американская сторона продолжит совершать такие опасные и провокационные действия, ВМС и ВВС двух государств могут оказаться в экстренной ситуации, вплоть до „непроизвольных выстрелов при чистке ружья“ (китайская идиома, означающая неожиданный инцидент, который приводит к непредвиденным последствиям)», — заявил китайский адмирал.
Напомним, из-за чего накалилась обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во вторник, 27 октября, США направили базирующийся в Японии ракетный эсминец USS Lassen на патрулирование вблизи спорных островов Наньша (Спратли), которые Китай считает своими. Патрулирование проводится у рифов Суби и Мисчиф, на базе которых китайские военные строители с 2014 года проводят насыпные работы. Вашингтон неоднократно заявлял, что не допустит попыток Пекина объявить 12-мильное пространство вокруг искусственных островов своими территориальными водами.
Китайский МИД выразил протест США, заявив, что действия американцев нарушают суверенитет Китая. В свою очередь, Пентагон подтвердил факт операции в Южно-Китайском море, и не исключил подобных операций в будущем. По словам министра обороны Эштона Картера, патрулирование «будет проводиться в ближайшие недели и месяцы», поскольку, по мнению Вашингтона, оно соответствует международному праву.
Как будет развиваться конфликт, пойдет ли Китай на вооруженное столкновение с США?
— США перешли на другой уровень общения и с Китаем, и с Россией, — считаетначальник сектора проблем региональной безопасности Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков. — Это стало ясно, когда Вашингтон фактически пошел на «холодный» конфликт с Москвой. Как мы понимаем, Европа под давлением и с подачи США ввела антироссийские санкции, да и в отношениях Россия-НАТО основную негативную роль играли именно Соединенные Штаты, конкретно — представители американские Вооруженных сил, которые занимают в альянсе ключевые посты.
Теперь подобный формат отношений США применили и к Китаю. Американских военных стратегов давно беспокоит развитие военной мощи Поднебесной. Причем, не столько прямой военный потенциал, в количественном и даже качественном выражении, сколько то, что Китай выстраивает военную инфраструктуру, которая не позволяет США иметь свободный доступ в регион.
Для Вашингтона именно в этом заключается ключевая проблема. В конце концов, американская армия — лишь инструмент поддержания влияния Соединенных Штатов, в том числе, инструмент обеспечения свободного глобального доступа, который необходим Вашингтону в условиях глобальной экономики.
Напомню, что в стратегии национальной безопасности США указаны два «соперника» — Китай и Россия. Фактически бросив вызов Москве, американцы сейчас начинают прощупывать почву в направлении Пекина.
— Нынешний инцидент приведет к вооруженному столкновению?
— Вряд ли. Американцы пока пытаются выяснить, насколько далеко Китай готов зайти, хотя бы в области риторики. И они получили достойный, я считаю, ответ от КНР. Понятно, что без предварительных риторических заявлений никто отвечать не будет. Но понятно и другое: когда заявления сделаны, последующие шаги будут достаточно серьезными. Иначе та или другая сторона рискует потерять лицо. Это неприемлемый сценарий ни для Вашингтона, ни для Пекина.
— Почему американцам так важен свободный доступ именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)?
— Здесь следует учитывать в целом политику президента Барака Обамы — сдвиг основного вектора американской внешней политики на Восток. В регионе, напомню, Вашингтон создает Транстихоокеанское партнерство (ТТП), которое расширяет уже действующее Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Именно ТТП Обама сделал одним из главных пунктов своего «разворота в Азию».
Так вот, партнерство должно базироваться на широком доступе США в регион, и в какой-то степени — на связывании возможностей Китая. Чтобы выполнить последний пункт, до 60% флота и авиации США должно находиться в АТР.
— Насколько велик разрыв в военном потенциале Китая и США, может ли Пекин построить армию, которая будет представлять для американцев реальную проблему?
— Китай — это видно из заявлений руководства страны, а также из китайской военной доктрины — не претендует на позиции мирового военного лидера. Именно поэтому Пекин ведет военное строительство только в рамках своего региона. Китайская армия, несмотря на значительную численность, никоим образом не может угрожать США.
Да, Китай угрожает интересам США, но это не военная угроза. Просто американцы любят подменять понятия, когда речь заходит об угрозах со стороны Пекина. На деле, Пентагон прекрасно понимает, что континентальной Америке китайцы — в теории — могут угрожать только ядерным оружием. Но до создания совершенных межконтинентальных носителей Поднебесной еще далеко, а США уже сегодня активно продвигают работы в области ПРО.
И надо понимать: если американская ПРО может в перспективе угрожать стратегическим ядерным силам РФ, для Китая это еще большая угроза.
Вместе с тем, позиции в регионе для Пекина — неоспоримый приоритет. Для их защиты Китай затрачивает немало усилий, и американцев именно это беспокоит.
США имеют ограниченное количество военных баз в АТР, и опираются, в основном, всего на двух региональных союзников — Японию и Южную Корею. Этого мало, чтобы полностью контролировать регион в военном плане.
— Китай явно дает понять США и их союзникам, что готов к серьезной конфронтации, — уверен директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — На мой взгляд, еще на Украине американцы показали, что готовы наплевать на любые договоренности. По сути, они профинансировали переворот в Киеве, и попытались подмять российские интересы. А когда Россия опосредованно ответила, американцы устроили истерику — дескать, мы делаем что хотим, а нам мешают.
Думаю, переворот в Киеве стал и поворотным моментом для оценки внешней политики США. И тот же Китай тоже извлек из этой ситуации урок, и он заключается в том, что договариваться с США сегодня бесполезно. Что завтра, к примеру, Вашингтон может попытаться устроить переворот по украинскому сценарию где-нибудь в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Именно поэтому Пекин пошел на обострение отношений с Вашингтоном.
— Дело дойдет до применения силы?
— Демонстрация силы и ее применение — все же разные вещи. Думаю, до вооруженного конфликта не дойдет. Но я не исключаю, что Китай и дальше будет действовать, я бы сказал, в американском стиле — объявят АТР зоной своих особых интересов, и будут вытеснять из нее США, где только возможно.
В конце концов, у Китая в регионе имеется довольно сильная армия. Она, конечно, проигрывает и российской, и тем более американской. Но ее сильная сторона — мотивация: китайцы точно знают, чего хотят, и готовы к жесткому противостоянию.
На мой взгляд, они и дальше не будут отступать.
— Китай демонстрирует мускулы, и тем самым расширяет коридор собственных возможностей, и сужает коридор возможностей конкурентов и оппонентов, — отмечает политолог, руководитель «Политической Экспертной группы» Константин Калачев. — Очевидно, что для Китая отношения с США технически важны, поскольку Америка — торговый партнер № 1. Но это не означает, что Пекин намерен уступать в вопросах, которые напрямую связаны с национальной безопасностью и территориальными претензиями Поднебесной в регионе.
Понятно, войны между США и Китаем не будет. Но и претензии американцев на гегемонию будут пресекаться китайцами достаточно жестко…
Фото: ZUMAPRESS.com/ Global Look Press
1 комментарий
Даа… Не даром Китай совсем недавно отменил правило: «Одна семья — один ребенок».