Россия в последние годы всерьез взялась за укрепление своей обороноспособности. Расходы на военно-промышленный комплекс существенно выросли к неудовольствию потенциального противника и любителей покричать, что лучше бы на эти деньги больницы строили. Мы уже рассказывали о положительном влиянии гособоронзаказа на российскую экономику. И оказывается, некоторые отрасли в последнее время выживают исключительно благодаря ему.
Согласно статистике «Infoline-Аналитика», российские верфи в последние три года строят все меньше гражданских судов. Не от того, что подсели на госзаказ, а из-за отсутствия спроса на мирную продукцию. Глава агентства Михаил Бурмистров объяснил это тем, что они не могут предложить должного соотношения цена-качество в гражданском судостроении из-за низкого уровня серийности продукции, загрузки мощностей и избыточности персонала. Результатом получился все больший упор на военную сферу. Если в 2012 году было спущено на воду 180 гражданских судов и 55 боевых кораблей, то в 2013 соотношение было уже 170 против 115, в 2014 — соответственно 118 и 78, а за первые девять месяцев 2015 года показатели практически сравнялись — 50 и 48. Как мы видим, для ВМФ тоже стали строить меньше, однако нужно учитывать прибыльность проектов. Так, в этом году 50 построенных гражданских судов принесли российским верфям 5,8 миллиардов рублей, в то время как гособоронзаказ обеспечил их заработком в 60 миллиардов с 48 построенных кораблей. Не будем сейчас ударяться в рассуждения о причинах слабой конкурентоспособности отечественных судостроителей. Но факт, что возможностью остаться на плаву в финансовом плане и шансом изменить в будущем это положение они обязаны заказам военно-морского флота. Ну и раз уж зашла речь, давайте посмотрим на паре конкретных примеров, что взамен получает ВМФ России.
О новых поступлениях в подводный флот мы уже писали в одном из прошлых материалов, так что сегодня поговорим о боевых кораблях, призванных нести службу под открытым небом, в том числе борясь с подлодками неприятеля.
В Минобороны рапортуют: в ноябре завершат госиспытания малые ракетные корабли «Серпухов» и «Зеленый Дол», построенные на ОАО «Зеленодольский судостроительный завод им. А.М. Горького». Этот класс кораблей на данный момент представлен в российском ВМФ тремя моделями, из которых больше всего МРК проекта 12341 «Овод-1». Они есть во всех четырех флотах, и всего на «Овод-1» приходится 12 кораблей из 17-ти. Все они — наследие Советского Союза, самые молодые начали нести службу в 1991 году, над самым пожилым флаг подняли и вовсе в 1978-м.
Именно с «Оводов» — прародителей проекта 12341 — в ВМФ России появился класс малых ракетных кораблей. Они были призваны занять место ракетных катеров в задачах, где последним не хватало вооружения и мореходных качеств. МРК призваны бороться с неприятельскими боевыми кораблями и судами в закрытых морях и ближней океанской зоне. У проекта 12341 есть как свои достоинства, так и существенные недостатки. К первым частично относится вооружение. А именно — шесть противокорабельных крылатых ракет П-120 «Малахит», способные поразить достаточно крупные корабли вроде эсминца или даже ракетного крейсера. Однако их дальность в 150 километров зачастую является недостаточной — западные аналоги по этому показателю превосходят «Малахиты», и подойти на нужное расстояние к цели не всегда представляется возможным.
К преимуществам «Оводов» можно также отнести скорость в 35 узлов и хорошую маневренность, что позволяет осуществлять маневры по принципу ударил-убежал, однако их омрачают существенные недостатки в вопросах уязвимости. Во-первых, алюминиево-магниевый сплав, из которого сделан корпус кораблей, легко загорается, так что попадания по «Оводам» становятся критичными. Во-вторых, проект 12341 беззащитен перед авиацией. Единственный потерянный в боевых действиях корабль из серии «Оводов», из еще немодернизированного проекта 1234, принадлежал Ливии и пал жертвой американской палубной авиации в 1986 году. Артиллерия корабля не справилась, а ЗРК «Оса-М» применять было нельзя — минимальная высота для нее составляет 200 метров, в то время, как цель летела на высоте в 60. В «Овод-1» средства ПВО и ПРО улучшили, артиллерия пополнилась калибром 76 мм против 57 в первой модели, а зенитки «Оса-МА» могли бить уже с высоты в 15 метров, расширилось и радиотехническое обеспечение кораблей. Однако если воздушных целей будет несколько, корабль проекта 12341 все равно ждет незавидная участь.
Кроме «Оводов» среди малых ракетных кораблей нашего ВМФ есть два МКР проекта 1239. Это корабли на воздушной подушке, чье главное достоинство скорость хода аж в 55 узлов. Вооружены они 76-ти и 30-ти мм артиллерией, а также двумя ракетными комплексами «Москит» и зенитками «Оса-М».
Заканчивающие свои испытания «Серпухов» и «Зеленый Дол» относятся к современному проекту 21631 «Буян-М». Таких кораблей на службе пока три, все в Каспийской флотилии. Именно местом несения службы и не самой большой глубиной Волги объясняется их небольшая осадка. В целом это корабли водоизмещением около 950 тонн, развивающие скорость в 25 узлов. Проигрывая в скорости «Оводам», «Буян-М» решительно превосходит их в вооружении. Его артиллерия включает в себя 100-мм и 30-мм установки, на борту находятся пулеметы, калибров 14,5 и 7,62 мм, но главное достоинство «Буян-М» — ракетное вооружение. Его оснащение позволяет стрелять противокорабельными ракетами «Оникс» или «Калибр» как по морским, так и по наземным целям.
Именно корабли проекта 21631 7 октября били «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии, неслабопереполошив Запад возможностями своего вооружения. Шутка ли, мобильный корабль, который может вдарить точной ракетой с боевой массой до 400 килограммов (с возможностью ядерной начинки), умеющей обходить неприятельскую ПВО и летающей на расстояния, по некоторым оценкам, превышающие четыре тысячи километров.
«Серпухов» и «Зеленый Дол» будут нести службу в Черноморском флоте, туда же к 2018 году должны направиться еще четыре «Буяна-М», которые в данный момент строятся. А их продолжением станет большая партия корветов легкого класса, о чем недавно заявил заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом России по вооружению Виктор Бурсук.
От малых кораблей перейдем к более крупным. К госиспытаниям приступил фрегат «Адмирал Горшков» — головной корабль проекта 22350. Это первый корабль подобного класса, полностью сделанный в постсоветской России. Фрегаты можно встретить, к примеру, среди наших сторожевых кораблей. СКР проекта 11661К, один из которых также участвовал в обстреле террористов в Сирии, к ним не относятся — это корвет, так что коллегами «Адмирала Горшкова» являются скорее проект 1135 «Буревестник» и призванный его заменить 11540 «Ястреб». У нас их всего по две штуки: «Ястребы» в Балтийском флоте, «Буревестники» — в Черноморском.
Сторожевые корабли призваны нести службу в дальней морской и океанской зонах. Их главной задачей является охрана от атак подлодок, торпедных катеров и авиации. Проект 22350 в этом плане может похвастаться как конструктивными нововведениями, так и вооружением. Важной особенностью новых фрегатов является сплошная надстройка, выполненная с использованием композитных материалов на основе ПВХ и углеродных волокон. Это обеспечивает незаметность корабля за счет поглощения и распыления радиоволн. Надстройка обеспечивает и оптическую скрытность фрегата. То есть для того, чтобы «услышать» новый корабль, вражеской подлодке придется подходить ближе, что увеличит шансы на ее оперативную нейтрализацию.
Воздушную безопасность фрегата обеспечивает ЗРК «Полимент-Редут» (от 32 до 128 ракет) и «Палаш», артиллерия представлена 130-мм установкой, стреляющей на 22 километра, в роли противолодочного вооружения выступают две пусковые установки «Медведка-2» (по четыре ракеты в каждой), но главная гордость проекта — два универсальных стрелковых комплекса 3С14У1, умеющие стрелять теми самыми «Ониксами» и «Калибрами».
На данный момент ведется строительство еще трех таких фрегатов, на два подписаны контракты. Всего же флот рассчитывает получить 15 кораблей проекта 22350 и его модифицированной версии.
Фото Politrussia