Информация о том, что Международный валютный фонд может уже в конце ноября изменить свои правила кредитования для того, чтобы дать возможность Украине получить очередной кредитный транш даже в случае дефолта Киева по долгу перед Россией, в последние дни стала одной из самых обсуждаемых в деловых СМИ.
«МВФ идет в Украине по очень тонкому льду, соглашаясь под влиянием американцев продолжать кредитовать Киев, несмотря на то, что украинские власти не смогли вернуть 3 млрд долга России, — комментирует издание «Немецкие экономические новости».
Как отмечает издание, этот маневр будет беспрецедентным нарушением МВФ своих же правил, что не может не отразиться на мировой финансовой системе.
«В долговом споре между Украиной и Россией Международный валютный фонд (МВФ) рассматривает изменения в свои правила для того, чтобы продолжать оказывать финансовую поддержку Киеву. Как объявил представитель МВФ Джерри Райс, организация работает, чтобы изменить свои правила для кредитования страны. По действующим правилам Фонда страны не могут занимать денег, не погасив кредиты перед другим государством», — напоминает издание.
«Если МВФ, а точнее доминирующий там Вашингтон, на самом деле снимет это табу, фонд будет дискредитирован как де-факто международная организация. На данный момент фонд состоит из государственных вкладов разных стран, в том числе и Германии. Изменение правил засвидетельствует использование США финансов МВФ в своих собственных политических нуждах. Ни одно здравомыслящее правительство других стран не продолжит финансировать МВФ в таких условиях», — уверены немецкие эксперты.
Это заявление звучит особенно остро на фоне того, что несколько месяцев назад Китай объявил о создании альтернативных МВФ и Всемирному банку финансовых организаций, куда уже были вложены деньги правительств стран Европы. «Нарушение правил МВФ против России ускорит планы Пекина и Москвы по избавлению от американских финансовых наднациональных доминирующих институтов», — отмечает издание.
В свою очередь, агентство Bloomberg приходит к выводу, что отказ Украины платить по государственному долгу перед Россией поставит под угрозу оказание такой государственной помощи по всему миру. Неизбежное судебное разбирательство по украинскому госдолгу перед РФ испытает на прочность английскую систему права, еще больше ограничит иностранные инвестиции для Киева.
Bloomberg отмечает, что договор был оформлен на основе английского права, а, значит, спор будет решаться в Великобритании. Издание называет будущий суд «тестом английской судебной системы», так как политический перевес у сторонников Яценюка, а реальный юридический — на стороне России.
Дело в том, что кредит был оформлен, как межгосударственный по очень строгим нормам английского права. Яценюк старается выдать его за «частный кредит», и тогда его необходимо реструктурировать, хотя он таким не является.
Затяжное юридическое сражение само по себе будет более болезненным для Украины, чем России, уверено издание. Это усложнит усилия Порошенко по возвращению Украины на международные рынки капитала.
«Этот случай поставит палки в колеса многих международных сделок по Украине», — заявил Кристоф Требеш, ученый-экономист из университета Мюнхена.
— Насколько мне известно из международных СМИ, МВФ очень много ругали за Грецию и ошибки допущенные МВФ при ее кредитовании, — говорит украинский экономистАлександр Охрименко.
— Поэтому сейчас решение МВФ пересмотреть свои правила кредитования в угоду Украины может действительно вызвать большой негативный резонанс. Идея поменять условия кредитования МВФ и разрешить выдавать кредиты странам, которые допустили дефолт — это идея правительства США. Что же касается европейских стран, то они вряд ли будут согласны, так как это может спровоцировать волну «псевдодефлотов», не говоря уже о том, что опять возникнет проблема «Греция -3».
Скорее всего, решение по МВФ буде проходит сложно и не исключено, что может быть заблокировано представителями ЕС. Кроме того, может произойти раскол в МВФ, когда другие участники просто не захотят втягиваться в американскую авантюру. Отказ платить по долгу Украины — это скорее идея Сороса. Он всегда любит авантюры и надеется, что эта авантюра сможет спровоцировать новый мировой кризис, что позволит ему хорошо заработать. Опасность прецедента заключается в том, что примеру Украину могут последовать многие страны Латинской Америки и при этом требовать от МВФ новые кредиты, и МВФ не сможет отказать. А самое главное, что в этом случаи инвесторы из ЕС или США будут вообще бояться инвестировать в развивающие страны.
— Если дойдет до международного суда, какие ваши прогнозы на его исход? Удастся ли Киеву доказать частный характер долга? Что, если не удастся?
— Если будет суд, то в любом случаи Украина проиграет. Это обычные еврооблигации правительства, которые были зарегистрированы согласно законодательству ЕС. Все попытки Украины пересмотреть условия регистрации облигаций можно будет воспринимать, как попытку поставить под сомнение все выпуски еврооблигаций, которые обращаются в ЕС.
Скорее всего, дискуссии будут большие, но МВФ вряд ли поменяет правила. Точнее, ему, скорее всего, не дадут это сделать. В руководстве Украины уже формируется анти-МВФ коалиция, которая не хочет больше зависеть от рекомендаций и ошибок МВФ. Власть хочет большей самостоятельности в решении своих проблем. Многие уже поняли, что кредиты МВФ не работают, и нет никакого положительного эффекта для экономики Украины.
— Все всё понимают, но вряд ли стоит ожидать откровенного бунта, как со стороны западных стран, так и развивающихся. Политикой МВФ недовольно большинство стран мира, особенно страны БРИКС, среди которых есть и Китай, — говорит экономист и политолог Александр Дудчак — КНР — вторая экономика мира, не имеющая адекватного своему положению влияния на деятельность МВФ, юань не входит в список резервных валют. Поэтому ведется постоянная работа по созданию альтернативы МВФ и ВБ со стороны КНР, причем совместно с РФ, и многими другими странами. Важными шагами в этом направлении можно назвать создание Нового банка развития БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
— На Западе вновь готовы поступиться своими экономическими интересами ради политических?
— Руководство МВФ исходит из политической целесообразности Соединенных Штатов, а не из интересов мировой экономики вообще и отдельных государств, в частности.
Экономические и политические интересы США неразрывно связаны, и ни одними, ни другими Вашингтон добровольно не поступится. Поддержка экономики Украины на плаву через МВФ обусловлена заинтересованностью Соединенных Штатов в функционировании киевского режима в качестве большой региональной проблемы. При этом США оставляют за собой возможность в любой момент окончательно обрушить экономику Украины, в случае появления такой необходимости.
— Если правила будут пересмотрены, это будет прецедент? Смогут ли им воспользоваться другие страны, к примеру, Греция или страны Латинской Америки? Не спровоцирует ли это волну «псевдодефолтов»?
— Экономическое уничтожение суверенного государства имеет свой традиционный сценарий, который не слишком отличается по сути: публикации в «профильной» прессе «аналитических» материалов о потенциальных намечающихся угрозах в экономике страны; известные рейтинговые агентства присваивают пониженные рейтинги кредитоспособности, надежности и пр.; фондовые рынки, принимая такую информацию как команду, реагируют соответственно; стоимость кредитов для страны и ее корпораций растет; происходит отток капитала из страны; курс национальной валюты падает; паника на внутреннем фондовом и валютном рынках… Страна, которую приговорили к съедению глобальным капиталом, переходит под внешнее управление МВФ, т.к. обычно из всех кредиторов остается только этот один.
Но! Ни Греция, ни страны Латинской Америки не влияют на решения МВФ. Прецедентное право в этом случае не работает. Аргентине организовали дефолт, невзирая на то, что ситуация в экономике была несравнимо лучше, чем в случае с Украиной.
Точно также происходит и в мировой политике — независимость Косово Запад признал, невзирая на то, что там даже не проводился референдум, а волеизлияние народа, например, в Южной Осетии, Абхазии игнорируется полностью.
— Агентство Bloomberg пишет, что в грядущем судебном разбирательстве в британском суде политический перевес у Украины, а реальный юридический — на стороне России, и что это будет «тест английской судебной системы». Пройдет ли она этот тест?
— Вероятно, попытаются все же сохранить видимость соблюдения права. Именно поэтому рейтинговые агентства после так называемой реструктуризации украинского долга, повысили рейтинги Украины сразу на 6−7 позиций! И сохраняется высокая вероятность того, что долг Украины перед Россией будет все же выплачен в декабре. Ради этого могут пойти на изобретение поводов для предоставления новых займов Украине, которыми и будет оплачен долг в 3 млрд. долларов.
Еще совсем недавно, Запад позволил бы себе полностью пренебречь правом ради своего вассала, но геополитическая ситуация изменилась, и на откровенную конфронтацию с Россией ради своего рядового солдата — Украины, сейчас вряд ли рискнет пойти.
— По словам Силуанова, российский Минфин готовит конкретный план на случай дефолта Украины в декабре. Что это может быть? Какие вообще действия может предпринять Россия в данной ситуации?
— Россия пойдет законным путем в случае дефолта Украины и будет обращаться в суд, как того требует международное законодательство.
— Что будет, если МВФ не изменит правила, и Украина не получит обещанные 17 млрд? А если получит, спасет ли это ее экономику?
— Украина, по словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, будет иметь на конец года резервы на уровне 15 млрд долл. Так что, в крайнем случае, будет, чем выплачивать долг. А что будет потом — предсказать не сложно. Даже если и получит Украина обещанные кредиты, то на создание или хотя бы на сохранение высокотехнологичных производств это не повлияет. Из промышленно развитой державы Украину умышленно и упорно превращают в страну третьего мира, где вместо своих технологий — «крупноузловая сборка», в полях ГМО-продукция и рапс, а сокращенное в численности население думает лишь о том, как свести концы с концами и уже не интересуется театрами-библиотеками, как непозволительной роскошью для семейного бюджета. При сохранении нынешнего политического и экономического курса, иное развитие событий невозможно.
— Насколько вообще кредиты от МФВ панацея для экономик отдельных государств? Способны ли они обходиться без них?
— МВФ — не спаситель, а ликвидатор суверенитета для многих государств мира. И это не образное выражение. Во многих странах, например, в таких как Руанда, Сомали, Эфиопия, Чили, Эквадор, Уругвай и многих других, деятельность МВФ привела не только к утрате суверенитета и установлению контроля со стороны международных корпораций и финансовых организаций, но и стала причиной гражданских войн.
Обходиться без «помощи» МВФ — одна из важнейших задач для тех стран, которые принято называть развивающимися, валюты которых не входят в число резервных. Страны БРИКС, ШОС просто обязаны создать альтернативу МВФ.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня