С 2012 года количество НКО сократилось на 33%, говорится в докладе Общественной палаты к форуму «активных граждан». Ликвидация нужна для продолжения работы в условиях закона об иностранных агентах, говорят правозащитники
Статистические данные о количестве некоммерческих организаций в России, подготовленные Общественной палатой, будут представлены на открывшемся 3 ноября форуме общественников и активных граждан «Сообщество». Данные о количестве НКО — часть исследования палаты (есть в распоряжении РБК) о развитии гражданского общества в регионах.
Форум, который проходит в Москве с 3 по 4 ноября, — самый крупный слет общественников и гражданских активистов в России. В «Крокус Экспо» съехались около 3 тыс. человек. В День народного единства, 4 ноября, форум планирует посетить Владимир Путин. Для президента эта площадка должна стать началом подготовки Послания Федеральному собранию, говорил РБК близкий к администрации президента источник. На форуме ожидаются другие высокопоставленные чиновники.
Сколько в России НКО
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), количество НКО по сравнению с 1 января 2012 года уменьшилось на 33%. Динамика изменений числа общественных организаций в федеральных округах показывают ту же тенденцию.
За три года в Северо-Западном федеральном округе количество НКО сократилось на 35%, в Дальневосточном и Южном округах — на 32%, в Уральском — на 37%, в Северо-Кавказском — на 33%, приводят статистику специалисты ОП.
В Крымском округе сейчас продолжается регистрация НКО в соответствии с российскими законами. По сравнению с данными ЕГРЮЛ на 1 января 2015 года число зарегистрированных НКО в округе к 1 июля этого же года увеличилось более чем вдвое.
По данным на 28 июля 2015 года, которые ранее приводил ИТАР-ТАСС, Минюстом зарегистрировано 227,4 тыс. некоммерческих организаций. Среди зарегистрированных НКО — 27,8 тыс. профсоюзов, 27,7 тыс. религиозных организаций, 22,3 тыс. некоммерческих и общественных фондов, 20,3 тыс. автономных некоммерческих организаций, 17,4 тыс. учреждений.
Давление на третий сектор
Сокращение количества НКО, как следует из представленных ОП данных, началось после победы Путина на президентских выборах в марте 2012 года. Уже летом власти начали кампанию против критически настроенных к чиновникам общественников, у которых были налажены связи с зарубежными фондами. Депутаты внесли в Госдуму, а позже и одобрили поправки в закон о НКО, которые вводили в законодательство новое понятие «иностранный агент».
Иностранными агентами признаются НКО, которые занимаются политической деятельностью на иностранные деньги. На протяжении двух последующих лет прокуратура и Минюст провели несколько тысяч проверок НКО, по итогам проверок иностранными агентами были признаны порядка 100 организаций.
Среди иностранных агентов оказались ассоциация наблюдателей за выборами «Голос», правозащитное общество «Мемориал», правозащитные организации «Комитет против пыток», «Общественный вердикт», российское представительство центра антикоррупционных исследований Transperency International, «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и другие известные правозащитные НКО.
В мае 2015 года Путин подписал закон о нежелательных организациях, чья деятельность представляет угрозу основам конституционного строя, обороноспособности или безопасности страны. Закон предполагает запрет деятельности любой иностранной или международной НКО, которую прокуратура признает нежелательной в России.
Грубая статистика по количеству НКО не может объективно отражать ситуацию в некоммерческом секторе, считает руководитель «Общественного вердикта» Наталья Таубина. «Ликвидация НКО — довольно естественный процесс. Раньше на это не всегда обращали внимание, но после принятия закона об иностранных агентах ситуация изменилась», — говорит Таубина.
Таубина признает, что НКО в последние годы из-за давления чиновников чаще ликвидировались — но только для того, чтобы продолжить работу дальше. «Можно взять для примера ассоциацию «Голос», которая самоликвидировалась. Юридически НКО не существует, но люди продолжают работать как неформальное объединение», — напоминает общественница.