Если верить рейтингу стран по индексу процветания института Legatum, то в 2015 году мы, россияне, по сравнению с прошлым годом заметно приободрились. Чем очень удивили американского профессора Даниэля Дрезнера, который несколько лет был членом консультационного совета этого института. Он прогнозировал падение России в рейтинге, но ошибся. В чем, надо отдать ему должное, честно признался.
Разумеется, прав Руксперт, разбирая по косточкам рейтинги Legatum: данные института весьма субъективны, а по некоторым позициям откровенно притянуты за уши. Однако в этом году случилось невероятное — Россия поднялась сразу на десять мест.
Правда, нас по-прежнему обгоняет процветающие Узбекистан с Казахстаном. Зато процветание Украины снизилось на семь пунктов, что помогло нам вырваться вперед.
«Так случилось вовсе не потому, что процветание других стран мира замедлилось. И не потому, что экономика России начала стремительно развиваться», — умеряет нашу радость Даниэль Дрезнер в своей статье в The Washington Post.
По его мнению, на субъективное восприятие россиян оказали влияние внешнеполитические успехи российского руководства. «С момента аннексии Крыма рейтинг одобрения нынешнего правительства вырос на 27 процентов, уровень доверия к выборам — на 21 процент, а степень доверия к армии — на 13 процентов», — перечисляет профессор.
И ссылается на сотрудника института Петра Померанцева. «Несмотря на объективную реальность, удовлетворенность уровнем жизни выросла на 13 процентов, а степень доверия к финансовым институтам — на 6 процентов, — написал наш соотечественник. И сделал вывод: — Очевидно, телевидение оказалось более мощным фактором, чем холодильник».
Но в таком случае трудно объяснить падение в рейтинге Украины. Ведь в нэньке в прошлом году произошли не менее значимые события, чем у нас: сначала случился Майдан, а потом общество весьма патриотично сплотилось против страшной российской угрозы. Кроме того, на самочувствие громадян с некоторых пор не влияет разрушительное российское телевидение, а свои каналы настроение стараются только улучшать.
Скорее всего, в своих ответах респонденты были не так воодушевлены перспективами, как кажется, когда читаешь украинские статьи или блоги. Вот если бы Legatum проводил свои опросы в Верховной раде и администрации президента, или прошелся бы по министерствам и ведомствам в Киеве и в регионах, то, уверен, рейтинг Украины оказался бы весьма и весьма высоким. Возможно, даже выше, чем у признанных лидеров — Норвегии, Швейцарии и Дании.
Кто-то ведь наверняка процветает в нэньке! И живет куда лучше среднестатистического норвежца или датчанина. Потому что оказался ближе всех к плодам «революции гидности». И это справедливо: мерз на Майдане — значит, заслужил.
Но меня, признаться, больше заинтересовала не таблица рейтинга, а креативно выполненная иллюстрация его динамики в некоторых странах. В Тунисе и Сирии — в государствах, где пышным цветом расцвела «арабская весна», настроение жителей явно упало.
Добавлю, что египтяне и иракцы, хоть и не отражены на рисунке (зато есть в таблице), тоже не чувствуют себя процветающими. Как и уже упоминавшиеся украинцы.
Госперевороты, как показывает практика, всегда заканчиваются унынием основной массы населения.