В ближайшее время будет принято решение о внедрении на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» новой гражданской модификации самолета — Ил-76ТД-90А. Об этом рассказал главный конструктор авиакомплекса имени Ильюшина Николай Таликов.
Технический облик воздушного судна будет тем же, что и у военно-транспортной версии — Ил-76МД-90А, серийное производство которой запущено на «Авиастаре». Разница — в снятом с гражданской модели вооружении.
— Модернизированный самолет имеет новую конструкцию крыла: впервые мы применили длинномерные панели, что позволило уменьшить массу конструкции, снизить трудоемкость производства и увеличить взлетную массу воздушного судна до 230 тонн, с полезной нагрузкой до 60 тонн. Это самолет, который имеет новое шасси и топливную систему, двигатели ПС-90А, много радиоэлектронного оборудования, которое полностью отвечает современным требованиям ИКАО. Все, что создано сегодня в мире в пилотажно-навигационном оборудовании, присутствует в этом воздушном судне, — отметил Таликов.
Главный конструктор уточнил, что второй этап испытаний самолета с бортовым номером 0102, построенного в Ульяновске (он начнется в ближайшее время), будет проводиться в интересах не только военных, но и гражданских ведомств. По словам Таликова, запуск производства Ил-76ТД-90А на «Авиастаре» возможен, скорее всего, после того, как будет выполнен заказ на 39 Ил-76МД-90А для Минобороны.
У гражданской модификации уже есть потенциальный заказчик — МЧС.
— Все необходимые документы в ведомство уже переданы, надеемся, программа пойдет. Кроме этого, ожидаем, что заказчиками могут стать ФСБ, МВД, которые также эксплуатируют Ил-76ТД, выпущенные еще в Ташкенте, а также коммерческие авиакомпании, например, «Волга-Днепр», — пояснил Николай Таликов.
Спрогнозировать, какой именно спрос будет на новую модификацию самолета, пока сложно. В свое время ташкентское предприятие выпускало по 72 самолета в год. Было выпущено около 200 гражданских бортов — как для нашей страны, так и для зарубежных заказчиков. Ил-76ТД поставляли на Ближний Восток, в Сирию, Иран, Ирак, Ливию, Египет. Но сейчас этот рынок закрыт, а потому разработчики ориентируются на африканские страны, Юго-Восточную Азию, Китай.
Этот же самолет может получить развитие в другой модификации — Ил-76ТФ-90А, с удлиненным на 6,5 метра фюзеляжем. В 80-е годы в Ташкенте были построены три самолета Ил-76ТФ: два из них продали в Иорданию. Заказчики остались очень довольны их эксплуатацией.
— Будем решать вопрос с руководителями ОАК, «Авиастара», чтобы не сегодня, но завтра — послезавтра, после Ил-76МД-90А и Ил-76ТД-90А внедрить строительство этого самолета в Ульяновске. Это воздушное судно может перевозить до 75 тонн груза, — рассказал Таликов.
Пока же стало известно, что Дитрий Рогозин дал указание по возобновлению производства Ил-114 в России, среднего и легкого военно-транспортного самолета, который по указанию президента РФ, должен подняться в воздух уже летом 2017 года.
Также ожидается возобновление работ над перспективным самолетом Ил-106 (ранее этот проект назывался «Ермак») — тяжелым транспортным самолетом, который сможет понять 80-100 тонн полезной нагрузки. Пока только разрабатывается эскизный проект этого воздушного судна. Серьезно об Ил-106, по словам главного конструктора, можно будет говорить к 2022-2023 году.
— Также идут разговоры о воспроизводстве самолета Ил-96, в различны вариантах. Скорее всего, это будет глубокая модернизация этого воздушного судна. Мире сегодня не создал самолет, который превосходил бы Ил-96. Он работал и продолжает работу, его эксплуатируют две авиакомпании — президентский отряд, что говорит о надежности, и кубинцы. «Аэрофлот» пока поставил его «к стенке», — говорит Таликов.