В Европе усиливается поляризация мнений по вопросу санкционной политики в отношении России. Во вторник, 10 ноября, стало известно, что экс-президент Польши, лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса заявил: России и Западу пора сесть за стол переговоров и начать договариваться.
«Нужно собраться и сесть — пока тихо и спокойно — дипломатично поговорить. И вместе подумать над тем, как выйти из этой ситуации. Чтобы это не было унижением для России, и чтобы Запад не оказался в неловком положении. Нужно найти консенсусное решение», — сказал экс-президент Польши.
В качестве практических шагов по сближению позиций Валенса предлагает уполномоченному российским руководством представителю вести переговоры с ним или с другим представителем Запада.
«Мы предварительно обсуждаем, что можно сделать. Итоги нашей встречи нужно представить нашему руководству. И в зависимости от того, что мы согласуем, подбираются люди для реализации наших планов», — объяснил Валенса.
Здесь нужно понимать: прежде бывший лидер польской «Солидарности» был яростным критиком если не России, то ее лидера Владимира Путина. А во время Крымского кризиса даже заявил в интервью Rzeczpospolita, что «Путина нужно судить в Гааге».
И вот теперь позиция Валенсы изменилась. «Россия нам всем нужна — нужна Польше, нужна Европе, нужна миру. Это большая страна, большие возможности. И нужно сделать все, чтобы мы жили в согласии», — говорит он.
По сути, Леха Валенсу можно считать представителем определенных кругов в Европе, которые все более категорично выступают за сближение с Москвой. Но им противостоит официальный Брюссель, который твердо ведет линию на закручивание гаек.
8 ноября немецкая газета Handelsblatt сообщила , что лидеры ЕС на саммите в декабре намерены на полгода продлить антироссийские экономические санкции, срок которых истекает в январе 2016-го. С точки зрения чиновников ЕС, пишет издание, «Россия делает все возможное, чтобы сохранить видимость выполнения Минских обязательств и выставить виноватой Украину». Но в Берлине полагают, что «отмена санкций возможна только после полного выполнения минских договоренностей и передачи российско-украинской границы под контроль международных наблюдателей». Какие-либо иные варианты «выставляют ЕС в невыгодном свете», отмечает Handelsblatt.
В целом, пишет немецкая газета, активными сторонниками продления антироссийских санкций выступают страны Восточной Европы, в то время как страны Южной Европы ратуют за их отмену.
Как на деле выглядят перспективы отмены санкций, вбивает ли Брюссель своей политикой клин между странами ЕС?
— Заявление Валенсы нельзя считать случайным, — отмечает замдиректора Российского института стратегических исследований (РИСИ), руководитель Центра исследования проблем стран СНГ и Балтии Тамара Гузенкова. — Думаю, он транслирует настроения трезвомыслящих политических кругов, в том числе в Польше. Они понимают, что второе издание «холодной войны», и даже простое обострение межгосударственных отношений, очень легко конвертируются в вооруженные столкновения. И считают такой сценарий неприемлемым. Кроме того, санкции — оружие обоюдоострое. Польша уже испытала значительные сложности из-за контрсанкций, введенных Россией в ответ на европейские меры, и это пришлось ей не по вкусу.
Да, коллективный Запад был бы чрезвычайно удовлетворен, если бы Россия согласилась на все его условия, и подписала требования, которые выдвигаются Евросоюзом в последние два года. Но, с другой стороны, в Европе все отчетливее понимают, что украинский кризис носит тупиковый характер. Проблемы, которые призвана была решить «нормандская четверка» остаются, а Европа продолжает нести из-за контрсанкций издержки.
На мой взгляд, заявление Валенсы свидетельствует о том, что Запад пытается переналадить механизм взаимодействия с Россией и обновить инструментарий внешней политики. Запад, с одной стороны, продлевает санкции, с другой — пытается нащупать в болоте переговоров с Россией твердые «кочки», на которые можно опереться.
Продление санкций — об этом и пишет Handelsblatt — Запад считает наиболее нейтральным шагом, поскольку он позволяет сохранить лицо. Но одновременно ведется поиск политических шагов, которые позволят ослабить напряжение Россия-ЕС, и свести его в итоге на нет.
— Как долго продлится санкционный режим?
— Совершенно очевидно, что в ближайшее время санкции не отменят. Причем, реально вопрос об их существенном смягчении будет поставлен не в связи с разрешением украинского кризиса.
Киев настолько затягивает вопрос, что, по моему убеждению, недалек тот день, когда урегулирование на Украине будет решаться не на унитарных, а на федералистских основах. Унитарный проект возвращения ЛНР и ДНР уже не состоялся — республики живут в реальности, которая не имеет к Киеву никакого отношения. На этом фоне упрямое нежелание киевского режима смотреть правде в глаза, я считаю, все же заставит Запад изменить концепцию подхода — и к Украине, и к «мятежным» территориям.
Что до антироссийских санкций, на мой взгляд, они будут ослаблены, если Запад увидит: российская экономика справилась с трудностями, и продолжает наращивать свой потенциал.
А пока до этого не дошло, попытки политического урегулирования противостояния Россия-ЕС будут продолжаться. В этом смысле появление такой фигуры, как Лех Валенса — скорее всего, не он один будет озвучивать эту точку зрения — призвано отвести удар от правящих политических элит Евросоюза. Сами они не могут выйти с подобным предложением, и потому перепоручают роль миротворца нейтральным игрокам. Валенса — это такой пробный камень, брошенный Западом. А куда разойдутся от него круги, мы увидим в ближайшее время.
— Лех Валенса — один из наиболее авторитетных и значимых политиков Восточной Европы, — напоминает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Да, он отошел от дел и не занимает важных государственных и общественных должностей. Но, очевидно, Валенса имеет связи и определенные контакты, и хорошо понимает, какие настроения царят в руководстве Польши и Германии. Надо, кроме того, понимать: для Польши украинское урегулирование — куда более насущный вопрос, чем для стран Южной Европы.
Конечно, заявление Валенсы не стоит переоценивать. Но с другой стороны — это сигнал, что некоторые политические круги в Европе, в том числе Восточной, высказываются за дипломатическое урегулирование отношений с Россией. Они видят, что, хотя переговоры в рамках «нормандской четверки» привели к «Минску-2», реализация соглашений идет очень туго. Их это не устраивает. Напомню: изначально предполагалось, что «Минск-2» будет реализован до конца 2015 года, но теперь неясно, будет ли это сделано даже до конца 2016 года.
— Точка зрения этих кругов будет учтена на декабрьском саммите ЕС?
— Handelsblatt написал правду: страны ЕС еще до саммита пришли к общему мнению, что в декабре антироссийские санкции необходимо продлить. Как мы знаем, юридически действие санкций привязано в реализации Минских соглашений, и коль скоро этот пункт не выполнен, санкции можно автоматически продлить — хотя бы на полгода. Кстати, российские контрсанкции тоже действуют до августа 2016 года, так что у нас с Европой в этой сфере будет паритет.
Ситуация осложняется тем, что до сих пор в украинском урегулировании масса неясностей. Да, стороны отвели от линии соприкосновения тяжелые вооружения. Следующий шаг — местные выборы на территории ЛНР и ДНР в феврале-марте 2016 года. Но остается открытым вопрос: по какому законодательству их проводить? ДНР и ЛНР не хотят играть по правилам Киева, пока украинская сторона не внесет изменения в Конституцию Украины, а также не зафиксирует автономный статус республик — против чего, кстати, категорически выступает Верховная Рада.
Но есть и другой спорный момент, который сейчас активно обсуждают в Совете Европы. Это судьба избирательных прав 1,5 млн перемещенных лиц, которые уехали из ДНР и ЛНР в Россию. По закону, на местных выборах голосуют граждане, которые резидентно проживают в данный момент на территории субъектов. Между тем, 1,5 миллиона человек — это треть избирательного населения Донбасса, и их мнение может существенно повлиять на результаты голосования.
Весь этот клубок противоречий делает отмену антироссийских санкций на данном этапе крайне маловероятной.
— Можно ли сказать, что политика Брюсселя вбивает клинья в интересы разных государств ЕС?
— Стратегические политические решения в Евросоюзе принимает Европейский Совет — собрание глав государств и правительств ЕС. И главную роль в принятии тех или иных протоколов играют крупнейшие европейские экономики: Германия, Франция, Италия и Великобритания.
Совершенно очевидно, что от российских контрсанскций наиболее сильно страдают Греция, Испания, Латвия, Эстония и Польша. В то же время, некоторые европейские государства наши контрсанкции не затрагивают. Это, конечно, вносит определенную разноголосицу в Европейский Совет. Тем более что санкции противоречат ряду положений ВТО о режиме свободной торговли.
Но, несмотря на это, ведущие страны ЕС по-прежнему считают, что РФ серьезно нарушила международные стандарты, и что так быть не должно. Поэтому некоторые политики, вроде президентов Чехии и Венгрии, могут высказываться за восстановление сотрудничества с Россией. Но как только представители 28 европейских стран собираются вместе — никто почему-то не возражает против санкций.
Ларчик открывается просто. Взаимосвязи между странами-членами ЕС намного прочнее, чем двусторонние связи отдельных стран Евросоюза и Российской Федерации. Поэтому те же Чехия и Венгрия, и даже Греция, не особенно колеблются в выборе: сотрудничество с ЕС для них более значимо, чем с Россией. Это значит, что не стоит ожидать ни политического раскола Европы, ни скорого ослабления санкционного режима…
Но, несмотря на это, ведущие страны ЕС по-прежнему считают, что РФ серьезно нарушила международные стандарты, и что так быть не должно. Поэтому некоторые политики, вроде президентов Чехии и Венгрии, могут высказываться за восстановление сотрудничества с Россией. Но как только представители 28 европейских стран собираются вместе — никто почему-то не возражает против санкций.
Ларчик открывается просто. Взаимосвязи между странами-членами ЕС намного прочнее, чем двусторонние связи отдельных стран Евросоюза и Российской Федерации. Поэтому те же Чехия и Венгрия, и даже Греция, не особенно колеблются в выборе: сотрудничество с ЕС для них более значимо, чем с Россией. Это значит, что не стоит ожидать ни политического раскола Европы, ни скорого ослабления санкционного режима…
Фото ТАСС