На фоне трагических событий в Париже возник закономерный «спортивный» вопрос: сможет ли Франция провести чемпионат Европы по футболу летом 2016 года? Ведь сотни тысяч болельщиков — отличная мишень для террористов. Глава оргкомитета турнира Жак Ламберпоспешил заявить, что отмена сыграет в пользу как раз последних.
«Риск возрос еще в январе (после теракта в редакции Charlie Hebdo), сейчас он стал еще выше. Мы сделаем все, чтобы чемпионат Европы мог быть проведен в условиях высочайшей безопасности. На стадионах с безопасностью все хорошо, больше риска на улицах, в местах спонтанных скоплений людей. Если мы начнем раздумывать, должен ли быть отменен чемпионат Европы, это сыграет на руку террористам», — сказал Ламбер в интервью Sky Sports.
Все так, но мнения экспертов по безопасности, помноженные на настроения во французском обществе, могут перечеркнуть эти планы. Действительно, обеспечить «высочайшую безопасность» при проведении Евро-2016 едва ли возможно.
Во Франции, судя по всему, действует подпольная сеть сторонников «Исламского государства»*, и сейчас на ее подавление брошены все силы полиции и спецслужб. Об этом заявил прокурор Французской республики Франсуа Молян.
Однако, проблема в том, что у террористов в ЕС имеется серьезный резерв — беженцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Как заявил начальник российского Генштаба Валерий Герасимов, до конца 2015 года в поиске убежища в страны ЕС могут направиться до миллиона человек. Даже если мизерная часть из них разделяет идеи радикального ислама, «новый призыв» террористов может составить несколько тысяч человек.
В теории, французы могли бы воспользоваться российским опытом. У нас накануне зимней Олимпиады-2014 в Сочи случился двойной теракт в Волгограде: на центральном железнодорожном вокзале и в троллейбусе подорвали себя смертницы. Западные СМИ тогда взялись дружно нагнетать истерию, что теракт во время Олимпиады неизбежен.
Но ЧП не произошло: помогли беспрецедентные меры безопасности. По сути, Сочи оцепили силами 100 тысяч полицейских, сотрудников служб безопасности и военных, которых стянули со всей России. Достаточно сказать, что автомобили с иногородними номерами следовало оставлять на парковках за 100 километров до города, а болельщиков, прибывающих на поездах, начинали досматривать еще в Краснодаре и Ростове-на-Дону.
Но чемпионат Европы по футболу-2016 планируется проводить в 10 разных городах Франции. Чтобы взять каждый из них в кольцо по примеру Сочи, у французов просто не хватит полицейских и военных. Ситуация усугубляется тем, что болельщиков на этом чемпионате должно быть больше, чем обычно: исполком УЕФА постановил, что на Евро-2016 впервые сыграют 24 команды, а не 16, как было с 1996 года.
Да, стадионы еще можно взять под контроль. Но как быть с объектами инфраструктуры — гостиницами, кафе, поездами, просто улицами? Ведь, как показала серия терактов в Париже, террористы способны открыть стрельбу по прохожим практически на каждом углу.
«Свободная пресса» попыталась выяснить: реально ли обеспечить безопасность Евро-2016?
— Между обстановкой накануне Олимпиады в Сочи, и нынешней обстановкой во Франции есть существенная разница, — отмечает вице-президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», подполковник запаса ФСБ Алексей Филатов. — Перед Сочи мы имели террористические угрозы от «Имарата Кавказ» **, но «Имарат» на тот момент был обезглавлен, разрознен и не представлял той опасности, которую сейчас представляет ИГИЛ. К сожалению, сейчас опасность террористических атак для всего мира — в том числе, для Франции — возросла. В этих условиях вероятность проведения терактов во время крупных спортивных мероприятий намного выше, чем два года назад.
Вместе с тем, я бы не стал говорить, что во время Евро-2016 будет сложнее обеспечить безопасность, чем в Сочи в 2014-м.
Дело в том, что место, где проводилась наша Олимпиада — гиперопасное с точки зрения спецслужб. Рядом северокавказские республики, Грузия. Горные и лесистые участки, прилегающие к Сочи. Немалая опасность заключалась и в близости моря. Обеспечить безопасность Игр в таких условиях, проверьте, было очень непросто.
— Чемпионат собираются проводить в 10 французских городах, плюс во Франции находятся десятки тысяч беженцев, значительная часть которых разделяет идеи радикального ислама. Разве это не усложняет обстановку, по сравнению с Сочи?
— Французские спецслужбы имеют дело с мигрантами, а наши спецслужбы во время сочинской Олимпиады работали с террористами-соотечественниками, которые были гражданами РФ. Это намного более сложная ситуация. Мы не могли каждого попавшего под подозрение уроженца Кавказа тут же считать пособником террористов и, допустим, превентивно высылать из страны. А французы — могут, потому что работают с иностранцами.
Кроме того, не нужно утрировать, и говорить, что в терроризме во Франции виновата миграция. В Германии и Австрии, напомню, беженцев из стран
Ближнего Востока даже больше, чем во Франции, но терактов там не произошло.
Том, что случилось в Париже, стало следствием активной внешней политики французских властей — имею в виду проведение военных операций в Сирии и Ливии. По сути, теракты во французской столице — это ответ боевиков на действия французских ВВС и спецназа.
Конечно, большое количество городов и объектов, безопасность которых необходимо обеспечивать во время Евро-2016 — это проблема. Но это — решаемая проблема. Я убежден, что безопасность каждого из 10 французских городов по отдельности обеспечить проще, чем безопасность Сочи в 2014 году.
— Если французы под давлением общественного мнения откажутся от проведения чемпионата, это будет значительной победой ИГИЛ?
— Конечно, это будет расценено террористическими группировками как явная победа. Должен отметить, что даже отказ ряда авиакомпаний, в том числе российских, от полетов в Египет, — достаточно серьезная победа сил терроризма.
Думаю, гражданское общество во Франции будет испытывать страх и неуверенность. Но, с другой стороны, оно вправе спросить у действующей французской власти: почему она стоит на страже безопасности, но обеспечить ее не может?
— Жак Ламбер прав: Франция должна провести чемпионат, а французские спецслужбы — обеспечить его безопасность, — считает ветеран «Альфы», член Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Сергей Гончаров.— Ничего другого в такой ситуации не остается. Если Евро-2016 отменят, все поймут: ИГИЛ «нагнул» весь мир, и нам осталось только поднять руки. Думаю, мировое сообщество на это никогда не пойдет.
— Риски терактов на Евро-2016 выше, чем в Сочи?
— Не так уж важно, выше они или ниже. Важно, кто и как будет обеспечивать безопасность. Игры в Сочи продемонстрировали, что российские спецслужбы могут выполнять задачи даже в сложной обстановке. Теперь французские спецслужбы должны показать, на что они способны. Правда, если будут работать, как последние год-полтора, результаты будут не очень хорошие.
Во Франции, напомню, это не первый теракт за последнее время. И на мой взгляд, французские спецслужбы не сделали должных выводов. В частности, они явно не провели работу в агентурном аппарате среди мусульман, которые родились и живут во Франции, в том же Париже. Кроме того, они не проверили террористов, которые пришли из Сирии под видом беженцев. Наконец, как сейчас выяснилось, в республике немало людей, которые воевали в Сирии, теперь вернулись во Францию, и живут там совершенно бесконтрольно.
На деле, границу ЕС под видом сирийских беженцев пересекают молодые мужчины вполне «боевого» возраста, и их поток огромен. В такой обстановке работа спецслужб очень тяжелая, а главное — нет гарантий от проколов.
Надо, кроме того, понимать: на стороне «Исламского государства» воюют не только одни «отморозки». Среди радикальных исламистов есть вполне интеллектуальные люди, благодаря которым ИГИЛ ведет эффективную пропаганду. Кроме того, в руках «Исламского государства» сконцентрированы огромные ресурсы, которые не снились «Аль-Каиде» ***. ИГИЛ, напомню, нацелено на строительство халифата, завоевало огромную территорию, посадило на местах свою администрацию, торгует контрабандной нефтью. С таким противником спецслужбам бороться очень тяжело, но это — их задача.
Я лично надеюсь только на одно: что к обеспечению безопасности Евро-2016 подключатся спецслужбы других стран, прежде всего, США. Только в этом случае можно безопасно провести чемпионат во Франции.
— Я видел стадионы в Леоне и Лансе, где будет проводиться часть турниров Евро-2016, и они не производили впечатления безопасных сооружений, — говорит бывшийсотрудник пресс-службы ФК «Черноморец» Андрей Крикунов. — На входе на стадионы присутствовала рамка металлоискателя — и только. Надо думать, что сейчас меры безопасность будут кардинально усилены.
Другой вопрос, какой это будет чемпионат Европы, если во всех десяти французских «чемпионских» городах и городках будет введен режим безопасности, допустим, по израильскому стандарту, когда людей досматривают перед входом в каждый магазин или кафе.
А ведь есть еще фан-зоны на площадях, где собираются толпы болельщиков, пьют пиво и смотрят матч на больших экранах. Такие зоны тоже могут стать объектом террористической атаки. Видимо, и в них придется досматривать всех и каждого.
Если будет именно так, жители Европы и гости чемпионата особого удовольствия от турнира точно не получат.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** 25 февраля 2010 года Верховным судом РФ международная организация «Имарат Кавказ» включена в список террористических организаций, деятельность которой запрещена на территории России.
*** «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС
2 комментария
Ну, если до этого времени само ИГИЛ не отменят. ;)
Да хватит страху нагонять, Вы бы Евро — 2016 еще б с олимпиадой -80 сравнили