Технически причина катастрофы на Синае определена. Теперь мы все достоверно знаем, что имел место теракт. До завершения расследования, к сожалению, еще далеко, но просачивающиеся сегодня в средства массовой информации факты позволяют делать определенные предположения, подталкивающие задуматься над сложными моментами в международных отношениях.
В своих рассуждениях я специально не делаю никаких выводов, а просто моделирую сценарии, связанные с возможными последствиями катастрофы. Насколько они окажутся реальными, я думаю, мы сможем рано или поздно узнать.
Итак, стало известно, что гибель А321 — это теракт. Кто из наших иностранных партнеров от этого потеряет, а кто приобретет?
К чему это приведет? Разберем сначала, к чему уже приводит.
Туризм — одна из важнейших отраслей экономики Египта. Доходы от туризма составляют примерно 11,5%ВВП страны. Это сопоставимо с долей в ВВП всего сельского хозяйства или трети всей промышленности. В общем, очень много.
Туризм в Египте входит в тройку основных источников поступления в страну валюты, наравне с пошлинами за прохождение Суэцкого канала и экспортом углеводородов. А учитывая тот факт, что экономика Египта переживает не лучшие времена, туризм критически важен. Следует учитывать тот факт, что помимо официально учтенных государством доходов, от туризма поступают значительные средства и в «теневой сектор», в котором трудится огромное количество египтян, оказывающих разного рода услуги.
Для россиян Египет — второе по популярности направление заграничного отдыха. Уход одних только россиян и британцев (уже фактически начавшийся) будет означать для Египта утрату 70% турпотока. А за РФ и Британией, естественно, потянутся и другие страны. Сегодня, только по официальным данным, Египет теряет от сложившейся ситуации по 4 миллиона долларов каждый день. Дальше может быть еще хуже.
Российский народ потерял самое дорогое — жизни своих соотечественников. Потери России, вне всякого сомнения, ни с чем не сравнимы.
Теперь же начинает терять Египет — деньги и репутацию. Причем, это только «первый уровень». Нужно помнить, что страна только недавно переживала «революцию» и «контрреволюцию», и положение действующей власти в ней нельзя назвать чрезвычайно устойчивым. Прекращение поступления огромных сумм в валюте неизбежно скажется на уровне жизни населения, а, следовательно, и на стабильности.
И вот тут возможно два варианта.
За влияние в Египте с действующей властью соперничают исламисты из организации «Братья-мусульмане», которых поддерживают Турция и Катар. Нельзя полностью исключать того, что «Братья» могут попытаться использовать падение уровня жизни для дестабилизации ситуации и повторного прихода к власти в стране. Кому это выгодно из внешних сил, можно догадываться.
Отдельно следует отметить, что в плане перераспределения туристического рынка больше всего выиграла предварительно Турция. Именно туда сейчас вылетает большинство туристов, купивших ранее «египетские туры». Из-за ряда терактов и близости сирийского театра военных действий, популярность Турции на некоторое время снизилась, но сейчас она «отыгрывает позиции».
Если исламистам не удастся быстро дестабилизировать ситуацию в Египте, официальному Каиру придется все равно очень сильно озадачиться «затыканием финансовых дыр», вызванным «пересыханием реки» российских и английских денег. И с этим вопросом Каир может обратиться еще к одному из своих основных сегодняшних партнеров — Саудовской Аравии, которая в этом случае существенно укрепит свое влияние на Египет, потеснив Россию в дипломатическом плане.
Кстати, что первый, что второй сценарии развития ситуации в определенном смысле являются приемлемыми для страны, еще недавно претендовавшей на статус «единственной в мире супердержавы» — так как усложняет отношения Египта с Россией и в определенном смысле укрепляет позиции «региональных лидеров» из числа союзников Запада.
Раз уж катастрофа российского самолета на Синае стала результатом теракта, то это явно не действия «одиночки», а итог сложной операции целой террористической организации — одному человеку вряд ли такое было под силу. А где есть организация, там есть и чьи-то серьезные интересы.
Расследование трагедии на Синае может либо утвердить Россию в определенных подозрениях, либо принести большие разочарования.
Очень важным моментом является дальнейшее развитие отношений с Египтом. Понятно, что в обозримом будущем о возрождении туристических связей вряд ли может идти речь. Но партнерство в целом нужно сохранять и развивать. Особенно с учетом того, что радикальный исламизм, сопряженный с террором, — наш общий враг, и, объединив усилия, мы сможем сделать для победы над ним гораздо больше.
России вообще нужно еще больше активизировать свою внешнюю политику — и в своих интересах, и в интересах всего мира.
Ведь мир на глазах становится гораздо опаснее, а политика многих «лидеров» еще более безответственной, чем несколько десятилетий назад. Наличие в мире двух-трех мощных полюсов силы — возможно, и не идеальная модель, но это пока самое лучшее из того, что может существовать в реальности для предотвращения множества кровопролитных конфликтов.
Фото Politrussia