США вновь пошли навстречу Ирану, хотя еще совсем недавно Белый дом собирался продлевать санкции. Теперь же у Тегерана есть возможность выпускать на рынок дополнительно 0,7–1 млн баррелей в сутки
Неуверенность и противоречащие самим себе цели Б. Обамы во внешней политике сопутствуют его оба президентских срока. Вначале своей карьеры главы государства он говорил о сокращении американских войск в Афганистане, но уже через пару лет увеличил их количество в несколько раз. Прошло несколько лет и в 2011 году Обама вдруг заявил, что цель свою США в Афганистане выполнили, пора уходить. Однако через три года ситуация не изменилась и войска остались на месте. Сейчас же он говорит о необходимости сохранить целый ряд военных баз в Афганистане.
Такие «скачки» во внешней политике происходят у Б. Обамы повсеместно. К ним можно отнести и отношения Вашингтона к Ирану. Летом этого года американские и иранские дипломаты проделали титаническую работу в Вене и подписали соглашение, которое стало первым шагом в потеплении отношений между Тегераном и Вашингтоном впервые после 1979 года. Однако через несколько месяце Обама перечеркивает все эти достижения.
В начале ноября президент США направил членам Конгресса сообщение, в котором говорилось об «исключительной угрозе Ирана для национальной безопасности, внешней политики и экономики США», в частности акцент делался на потенциальной возможности создания ядерной бомбы Тегераном. Президент предложил продолжить еще на год санкции, направленные на Иран, хотя последний соглашения, подписанного в Вене, не нарушал.
Однако уже через пару недель Б. Обама подписывает документ, который снимает эмбарго на закупку иранской нефти. Очевидно, что такой шаг позволит Ирану выйти на новых покупателей углеводородов. Для этого Тегеран даже готов осуществлять демпинг цен на нефть и увеличить объемы добычи.
В итоге всего за один год президент США два раза пытался наладить отношения с Ираном и сам же все это перечеркивал. Такая неуверенность и отсутствие четкого плана раздражает не только республиканцев, но и демократов в Вашингтоне. Критика в сторону действующего президента США состоит даже не в том, что он хочет «помириться» с недемократичным Ираном, в том, что Б. Обама не может решить – как ему себя вести по отношению к Тегерану.
Если США сильно сблизятся с ним, то Саудовская Аравия, с которой отношения и так становятся все хуже, перестанет быть главным союзником Вашингтона на Ближнем Востоке. Если же США перейдут в новый этап конфронтации с Ираном, то это также не даст никакой пользу. Иран уже доказал, что может десятилетиями жить под санкциями.
Илья К. специально для Правда-ТВ