21 ноября 2013 года правительство Украины остановило подготовку к подписанию соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Произошло это под влиянием протестов крупных бюджетообразующих предприятий Юго-Востока, трудовые коллективы которых заявили о критических последствиях подписания ассоциации и разрыва экономических связей с Россией.
Также на ситуацию повлияли оглашенные 20 ноября требования Международного валютного фонда к Украине, включавшие поднятие коммунальных тарифов, сокращение бюджетных расходов и замораживание социальных выплат. 28-29 ноября 2013 года на Вильнюсском саммите в деле об ассоциации Украины на тот момент была поставлена точка, вместо этого Киев достиг договоренностей с Москвой о 15-миллиардном кредите без неприемлемых для населения Украины условий, а также — об огромных инвестициях России в украинскую экономику.
На этом фоне, начиная с 21 ноября, в Киеве уже шли акции протеста, направленные против решения власти и за ассоциацию, инициированные неформальной группой представителей украинского креативного класса во главе с журналистом Мустафой Найемом. Реально же их руководителями выступили лидеры парламентской оппозиции: Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок. В волнениях участвовали около тысячи человек. На центральной площади Киева — Майдане Незалежности — был разбит палаточный городок, в котором постоянно находилось несколько сот человек — молодежь и представители радикальных националистических организаций, которые позже станут известны под объединенным называнием «Правый сектор». 30 ноября некто отдает команду организовать разгон палаточного городка силами киевского спецподразделения милиции «Беркут». Изначально сотрудники милиции не применяли силу к протестующим, но при попытке продвинуться к центру площади в них полетели различные тяжелые предметы, в том числе горящие поленья из костров. В результате на Майдане началась драка, по итогам которой палаточный городок был ликвидирован. По данным Генпрокуратуры Украины, 2 человека в ту ночь получили тяжкие телесные повреждения, 12 — повреждения средней тяжести, 36 — легкие. Но в социальные сети был осуществлен вброс информации о якобы убийстве сотрудниками милиции «беременной девушки» и массовом избиении «детей». Естественно, никого не убивали и никаких детей среди пострадавших и задержанных не было. Не было почти даже студентов — большинство участвующих в драке было старше 25 лет.
Оппозиция распространяла информацию о том, что приказ на разгон Майдана дал лично Виктор Янукович. Но это было неоднократно опровергнуто не только самим Януковичем, но и его окружением. Как вероятный автор разгона чаще всего называется глава администрации президента Сергей Левочкин. Его бизнес-партнер Дмитрий Фирташ к этому времени уже давно финансировал оппозицию, и в первую очередь, партию «УДАР» Виталия Кличко, которая стала затем основой коалиции в поддержку Петра Порошенко. Если это действительно так (а на это многое указывает), то разгон был классической провокацией и результатом предательства.
1 декабря 2013 года в Киев начался организованный подвоз «профессиональных» участников акций протеста с Западной Украины (из одного Львова было привезено 10 тысяч человек). Толпа радикалов во главе с лидерами «парламентской оппозиции» выдвинулась в центр Киева, где ими были захвачены здания мэрии, Дома профсоюзов, ряд коммерческих объектов. Вслед за этим «ударная группа» радикалов из «Правого сектора», вооруженная холодным оружием, двинулась к зданию администрации президента, которую охраняли безоружные бойцы внутренних войск. Несколько часов военнослужащих избивали металлическими прутами, забрасывали фаерами и камнями. Когда это не дало результата, лидеры движения «Автомайдан» угнали с Майдана автопогрузчик, которым начали пытаться давить бойцов срочной службы. В ответ на это наконец была дана команда «Беркуту» разогнать радикалов, что и были исполнено с использованием резиновых дубинок и слезоточивого газа. Начались задержания боевиков из неонацистских группировок.
2 декабря радикалами был захвачен Октябрьский дворец в центре Киева. Массовые акции «сторонников Европы» начались по всей Западной Украине. Немногочисленные группы маргиналов начали митинги и в городах Юго-Востока.
Представители европейских государств начали беспрецедентное давление на Януковича с целью недопущения силового разгона радикалов, захвативших правительственных здания. Те, в свою очередь, усиливали прессинг, устраивая регулярные провокации.
Противостояние перешло на новый уровень 19 января 2014 года. Тогда толпа радикалов попыталась прорваться к зданию Верховной Рады, но была остановлена на улице Грушевского бойцами «Беркута». Милиционеров начали забрасывать камнями и коктейлями Молотова. Несколько спецназовцев получили тяжелые увечья. Права на применение оружия даже для самозащиты власть милиции не дала. Более 60 сотрудников МВД получили тяжелые травмы и были госпитализированы.
Уже после этого для самозащиты «Беркуту» раздали устройства для отстрела резиновых пуль. Участники протестов к этому времени открыто использовали травматическое и охотничье оружие. 22 января в ходе столкновений от выстрелов из охотничьего оружия почти в упор погибли трое протестующих. Это используется оппозицией для еще большей радикализации протеста. 24 января из того же оружия, из которого был убит один из радикалов, убивают сотрудника милиции, но это уже никого не интересует.
На Западе Украины начались массовые захваты областных администраций. Несмотря на это, Янукович фактически запрещает силовикам действовать и пытается договориться с радикалами.
На Юго-Востоке и в Центральной части Украины также происходят попытки нападений на административные здания, но они пресекаются милицией и гражданскими активистами.
В Киеве продолжается захват административных зданий. Лидеры оппозиции проводят переговоры с западными дипломатами, в том числе с госсекретарем США Джоном Керри, и по их результатам обещают, что Штаты предоставят Украине масштабную экономическую помощь в случае возвращения к прозападному курсу.
В феврале 2014 насилие возрастает. Лидеры оппозиции шантажируют Януковича, требуя отмены действовавшей на тот момент редакции конституции и перехода к парламентско-президентской республике.
15 февраля власть амнистирует всех задержанных радикалов. В тот же день происходит массовое избиение неонацистскими радикалами киевлян, протестовавших против насилия.
18 февраля — обострение ситуации. Радикалы идут на штурм правительственного квартала. В связи с тем, что по сотрудникам милиции и внутренних войск ведется огнестрельный огонь и многие из них погибают, силовикам раздают оружие — в частности, автоматы. Но они ведут огонь только по конечностям. Однако неизвестные снайперы открывают стрельбу по участникам акций протеста на поражение. Делается это явно с территории, контролируемой майдановцами, — из зданий гостиницы «Украина» и консерватории (что очевидно, исходя из попаданий, зафиксированных на видео). Позже в Интернете будут обнародованы данные, свидетельствующие: европейским политикам было хорошо известно, что стреляли по участникам протеста их же «единомышленники», но этот вопрос был «замят». Также в сеть попало видео, как один из лидеров Майдана депутат Сергей Пашинский вывозит с Крещатика снайперские винтовки импортного производства. Внятных комментариев по этому поводу тоже не последовало.
По официальным данным, 18-20 февраля в центре Киева погибли 77 человек.
Силовики убеждают Виктора Януковича начать антитеррористическую операцию, но из-за давления Запада он так и не предпринимает никаких серьезных действий.
21 января Янукович подписывает под беспрецедентным давлением Запада печально известные мирные соглашения с лидерами протестов, обещая вернуться к конституции редакции 2004 года (парламентско-президентской республике), вывести из Киева спецподразделения и назначить досрочные парламентские выборы. Но уже вечером якобы «простые участники протеста» заявляют о том, что соглашения их не устраивают, и готовятся к штурму правительственного квартала. Лидеры оппозиции со ссылкой на текст соглашений заставляют силовиков покинуть центр Киева. Янукович, понимая, что его ждет неминуемая смерть от рук неонацистов, оставшись без защиты, также покидает столицу. Радикалы, координируемые из единого центра, стаскивают в Раду депутатов и, угрожая смертью им и их близким, заставляют участвовать в прямо нарушающих конституцию Украины голосованиях — в том числе, за «отставку» президента и конституционную реформу. Фактически в Киеве происходит государственный переворот.
Нужно отметить, что Майдан проходил под неонацистской символикой и русофобскими лозунгами типа «Москалей на ножи». Сразу после победы в Киеве радикалы говорят о намерении навести «свой» порядок на Юго-Востоке и в Крыму.
В Черкасской области совершаются нападения на автобусы представителей «Антимайдана», возвращавшихся из Киева в Крым. Людей зверски избивают. Лидеры переворота говорят о подготовке «поезда дружбы» из вооруженных боевиков на полуостров. В Севастополе начинается народное восстание против киевских самозванцев, которое приводит к «Русской весне» в Крыму и воссоединению его с Россией.
По примеру Крыма свои акции протеста против антиконституционного переворота начинают жители крупных городов Юго-Востока. Особенно многочисленными они становятся в Донецке, Луганске, Харькове, Одессе, Николаеве. Однако участники переворота даже не собираются вести себя так, как вел себя Янукович. Против мирных протестов бросают силовиков и вооруженных уголовников-неонацистов. Поэтому выстоять удалось только жителям Донецка и Луганска, где протестующие, наученные опытом своих оппонентов, успели захватить здания силовых структур и вооружиться. Начинается кровопролитная гражданская война, в ходе которой киевский режим отдает команду стрелять по мирному населению из «Градов», наносить по городам ракетно-бомбовые удары с самолетов. Параллельно Киев подписывает самоубийственную для Украины «евроассоциацию», ставшую для экономики страны началом конца.
Итак, сухие статистические итоги двух лет Евромайдана.
В 2010-2013 годах при «кровавом диктаторе» Януковиче ВВП Украины стабильно рос (136, 165, 176, 182 миллиарда долларов соответственно). Что же принес год 2014? Если считать по методике МВФ (средневзвешенный курс доллара за год), то ВВП составил 131 миллиард долларов. А если считать объективно по курсу доллара на конец 2014 года (как делают, например, эксперты украинского финансового портала «Минфин») — 99 миллиардов долларов. Таким образом, объективно падение ВВП Украины за год составило 45%. Госстат Украины, считающий динамику ВВП в гривне, правда, говорит о6,8% падения, но абсурдность такой методики подсчета очевидна.
На 2015 год что государственные органы Украины, что международные структуры прогнозируют падение ВВП на уровне 10%. Что это значит на практике? ВВП Украины в гривне за 2014 год составил 1 566 728 миллионов. В этом году он прогнозируется примерно на уровне 1 410 055 миллионов. При нынешнем курсе валют это составляет порядка 56 миллиардов долларов… Падение по сравнению с 2013 годом — в 2,5 раза… Достижение? Достижение! Можно сказать даже — мировой рекорд!
ВВП на душу населения в 2014 году в долларах упал на 42% (видимо, с учетом коррекции по населению за счет ухода Крыма) и составил 2314 долларов (36 496 гривен). Путем нехитрых арифметических вычислений (минус 10% от гривневого эквивалента и разделить на курс 25) мы приходим к тому, что по итогам 2015 года он должен будет составлять около 1313 долларов в номинальном выражении. Этоуровень Кот-д’Ивуар, Сенегала, Камеруна. У Габона, для сравнения, раз в 7 больше будет.
Тоскливо выглядит ситуация в сфере внешней торговле. В 2014 году экспорт по сравнению с 2013 годом сократился на 13,5% (или на 8,4 миллиарда долларов), а импорт — на 28,3% (на 21,5 миллиардов). Подводить итоги за весь 2015 пока рано, но то, что уже известно — просто шокирует. В январе-сентябре 2015 по сравнению с аналогичным периодом 2014 экспорт рухнул на 32,7%, импорт — на 33,6%. Самое забавное, что начал стремительно падать, несмотря на «евроассоциацию», экспорт из Украины в страны ЕС — на 32,9%. В общем, скорее всего, по сравнению с 2013 годом падение внешней торговли в 2015 составит около 50%, а может и больше.
При этом следует отметить, что быстрее всего снижается экспорт в Россию, куда Украина традиционно продавала высокотехнологическую продукцию с высокой прибавочной стоимостью, в отличие от ЕС, куда Киев поставляет почти исключительно сырье. Таким образом, чистая прибыль от внешней торговли, по идее, упала уже в разы.
Курс гривны, бывший при «тиране» Януковиче стабильным и составлявший по состоянию на конец 2014 года около 8 гривен за доллар, сегодня на межбанке — около 24 гривен, а на внутреннем — 25,20. Эксперты предсказывают, что в новый год Украина войдет уже с долларом по 28 гривен. Впрочем, это не предел. Украинская валюта в текущем году падала до 40 гривен за доллар, и объективный ее курс еще ниже. Просто пока МВФ дает кредиты, процесс можно амортизировать.
Вот только МВФ на днях выставил Киеву жесткие условия: или правительство поднимает налоги и снижает социальные расходы в бюджете, или о кредитах никто даже разговаривать не будет. Что выберет в этой ситуации Киев — поглядим.
Коммунальные тарифы выросли за два года на Украине в среднем где-то в 2,5-3 раза, и расти будут, согласно планам, еще минимум полтора года. А рост составит в общей сложности раз 6-7.
При этом с июня 2015 года льготы для большинства людей с доходом более 1700 гривен (более 68 долларов) — отменены.
Овощи, как мы выяснили недавно, всего за год подорожали в 3-6 раз. Гречка рис — раза в 2-3. Сахар — так же. Остальные продукты — в среднем тоже в 2 раза и продолжают расти в цене. За два года показатели роста цен будут, конечно, посерьезнее.
Иностранные инвестиции в 2014 году сократились на 11 миллиардов долларов, что будет в 2015 — посмотрим.
Растет смертность, сокращается рождаемость. Убыль населения в 2014 году составила 230 тысяч человек. И это не считая тех миллионов, кто выехал в Россию и Европу, сохранив формально украинское гражданство и регистрацию (только в страны ЕС и Швейцарию в 2014 на ПМЖ отбыли 300 тысяч украинцев).
А вот рост заработной платы совсем не впечатляет. В 2013 средняя зарплата на Украине была 3000гривен, сейчас — 4343, или 375 долларов в 2013 и 173 долларов в сентябре 2015.
Зато что растет на Украине просто бешеными темпами — так это преступность. Единую статистику по всей Украине публикуют гораздо реже, чем раньше, но в региональном разрезе все выглядит просто круто.
Например, в мае 2015 было объявлено о росте количества убийств в Киевской области в 8 раз, а ограблений — в 4 раза… Стремительно растет уровень преступности в Одесской области. Увеличилось количество преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. В ВСУ и парамилитарные формирования было призвано огромное количество уголовников и маргиналов, которые сначала убивают, насилуют, грабят в так называемой «зоне АТО», а потом расползаются по Украине и продолжают делать то же самое.
В среднем по Украине, согласно информации правоохранительных органов страны, количество только убийств выросло в 5-6 раз…
Ну и все-таки главный итог этих двух лет — это развал страны и гражданская война. Только по официальным данным, украинскими силовиками и парамилитарными формированиями убиты более 8 тысяч мирных жителей. Тысячи — числятся пропавшими без вести, десятки тысяч получили ранения, которые будут напоминать о себе до самой смерти. Миллионы — стали беженцами, потеряли жилье и работу. В стране насчитываются тысячи политзаключенных, многие из которых получают длительные сроки лишения свободы за статусы в социальных сетях или хранение «запрещенных» газет.
Под предлогом «декоммунизации» и «борьбы с сепаратизмом» уничтожена свобода слова, свобода мирных собраний, свобода совести. Идет преследование Украинской православной церкви, запрещаются целые партии, сносятся памятники и разрушаются архитектурные сооружения.
Ради чего все это? Ассоциация с ЕС не только не помогла экономике Украины, но и толкнула ее в пропасть. ЕС дал четко понять, что не примет Украину в обозримом будущем в свой состав, а с учетом процессов, происходящих в Европе сегодня очевидно, что этого не произойдет никогда. А на днях евровласти дали понять Киеву, что в ближайшее время ему не светит даже реально никому не нужный безвизовый режим (не дающий права жить и работать в Европе).
Есть такая наука — логика. В ноябре-декабре 2013 года миллионы жителей Западной Украины и Киева попытались ее презреть, пойдя вопреки ее законам. А потом — началась неминуемая расплата. И самое страшное в том, что, наряду с теми, кто все это затеял, страдают невиновные.
Учитывая, что «свидомые евроукраинцы» выводов по сей день не сделали, с логикой у них большая беда, и вопрос спасения жителей Юго-Востока Украины, а также всех соседних стран, куда залетают ядовитые дымы от костров Майдана, уже стоит ребром.
Фото Politrussia
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня