Группа вооруженных террористов 20 ноября напала на отель Radisson Blu в центре столицы Монако и захватила 170 заложников. В результате спецоперации часть из них были освобождены, 27 человек погибли. Среди погибших — шестеро россиян. После нападения в стране было введено чрезвычайное положение и объявлен трехдневный траур.
О том, что происходило в Мали до этих страшных событий рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения стран тропической Африки Института Африки РАН Василий Филиппов.
— Там настолько пестрый калейдоскоп событий и серьезная предыстория, что всего в двух словах не рассказать, отметил эксперт. «В 2012 году произошел так называемый «Идиотский путч», когда за месяц до выборов свергли законно избранного президента Амаду Туре. Свергли его, вероятнее всего, спецслужбы Америки и Франции.
Америка и Франция стремились привести на президентское кресло своего ставленника, в стране наступил хаос. «Туареги, которые жили на севере страны и всегда стремились к самоопределению и созданию своего государства Азалат, попытались воспользоваться ситуацией и двинулись на столицу Бамако. Тут вмешалась Франция, которая стремилась сохранить влияние в своей бывшей колонии и хотела сохранить свой монопольный контроль над урановыми залежами Сахии», — рассказал эксперт.
Амаду Туман Туре был свергнут, потому что пытался диверсифицировать внешнюю политику Мали и запустить Китай на урановые рудники, лишив Францию монополии на крайне низкие закупочные цены на это сырье. «Когда эта угроза настигла Францию, они организовали туда военную экспедицию, обвинив туарегов в исламском фундаментализме.
После этой военной экспедиции власть Бамако практически перешла под контроль французов, был назначен президент с весьма сомнительной легитимностью, а туареги и фундаменталисты ушли в пески соседней Сахары.
Война на этом не закончилась, после бомбардировок исламисты озлобились и предупредили о мести. Так что не исключено, что нынешние события в Париже имеют отношения к тем события трехлетней давности. «Аль-Каида» и ИГИЛ тесно переплетены, фактически это части одного террористического интеранционала. Думаю, это не случайно происходит так синхронно, так слажено. И это еще не конец», — полагает Василий Филиппов.
Это была драка за ресурсы, прежде всего, за энергоносители. «Франция на 75 процентов обеспечивает себя электроэнергией за счет атомных электростанций. И если она потеряют контроль над сахильским ураном в Мали, Нигере, Садре, то ее промышленность станет неконкурентоспособной. В этом случае будут слишком большие энергетические составляющие в цене производимых товаров. Поэтому Франция делает все возможное, чтобы не потерять контроль над африканским ураном, который добывают на территории западной тропической Африки», — пояснил эксперт.
Борьба за уран, по его словам, продолжится. Слишком много претендентов на африканский уран сейчас, чтобы Франция могла и дальше пользоваться своими правами на это стратегическое сырье.
1 комментарий
Франция и США не подозревают, что будет, если они развяжут в Африке тотальную войну против таурегов, ради добычи урана. И с каким потоком хлынут африканские беженцы в Европу, а вместе с ними прорвутся и силы ИГ.