В сознании граждан «незалежной» глубоко укоренились два мифа.
На третий год находящейся в состоянии политической турбулентности Украине почти схлынула мутная волна Майдана.На пустеющем берегу обнажаются осколки экономики, культуры и самой государственности… Везде бедность, а то и нищета, разочарование, уныние.
Проклинаемые времена президентства Виктора Януковича начинают казаться эпохой мира, стабильности и достатка. Но остаются вопросы, требующие максимального осмысленных ответов без которых, по моему мнению, не только политическое бытиё, но и само существование народа ждёт страшная катастрофа.
Со времени Майдана прошло не так уж мало времени, но чёткого ответа на вопрос о его причинах ещё нет. Среди этих причин называют непопулярность президента Януковича, но его предшественник и тёзка Виктор Ющенко тоже был очень непопулярен. Иностранное вмешательство, конечно, но не американцы стояли на холодной киевской площади.
Пассионарность жителей Западной Украины, наверное, но события на Донбассе показали — жители востока страны, тоже, что называется, не лыком шиты. Вопиющая иррациональность событий того времени, с моей точки зрения, не во всём, но во многом есть следствие двух глубоко укоренившихся в сознании граждан «незалежной» мифов.
Первый состоит в убеждении, будто страна настолько богата, что лишь внеэкономические обстоятельства, как-то: воровство чиновников, козни России или плохая погода мешают ей, почти мгновенно, стать второй Францией.
Содержание второго мифа — Запад есть божество, причём божество благое и все, поклоняющиеся ему, получают достаток и, что не менее важно, настоящую культуру.
Первый миф уходит корнями в советское прошлое, когда лес, газ, бензин появлялись «ниоткуда» и почти даром, а вот с «товарами народного потребления» в стране была «напряжёнка».
У обитателей благодатных регионов — украинцев, грузин и прочих — сие обстоятельство порождало мысль о «прорве Москве, о пьяной, ленивой, нищей и агрессивной России», нагло сжирающей сало, сахар, мандарины и иные дефициты.
Позволю себе привести пример из собственного опыта. Во время армейской службы в одном из небольших украинских городков пышущие достатком дородные розовощекие местные жители так мне, «бледному кацапчику», и говорили – «на нашем сале живёте, москали». Никакие рациональные доводы не могли убедить аборигенов в очевидной нелепости их наивной веры.
Второй миф – общее достояние малых европейских народов. Само его наличие — признак второсортности, порождение глубочайшего комплекса исторической и культурной неполноценности. Забавно смотреть, как местные «деятели культуры» говорят: «У нас письменность была, когда на месте Москвы ещё шумел лес» и, тут же, славят достижения Соединённых Штатов, чья история не имеет и трёх веков.
В принципе, двадцать лет самостоятельности могли бы убедить людей в лживости обоих указанных мифов. Без России украинская экономика обречена на гибель – деиндустриализация, крах техносферы, африканские стандарты жизни, катастрофическое вымирание населения. Более того, пример государств Южной и Восточной Европы, таких как Греция и Болгария (они в отличие от Украины в ЕС и НАТО), ничего не говорил ни рассудку, ни душе украинцев.
Однако, практика, как известно, критерий истины. То, что казалось энтузиастам обеих Майданов скептицизмом, цинизмом и, даже, «чудовищной московской пропагандой», как выяснилось, было обычным здравым смыслом.
И ныне время, прошедшее с победы революции гiднiсти с очевидной наглядностью свидетельствуют об умирании обеих указанных мифологий. Частая смена властей (пять президентов за двадцать с небольшим лет) только ухудшила ситуацию. Коррупция, преступность, безнаказанность бюрократии выросли в невероятной степени, а уровень доходов, рождаемость, ВВП упали (можно сказать, рухнули).
Тихо ушла мечта о «второй Франции» сменившаяся скромным — «чтобы было, как в Польше».
[Как тут не вспомнить невесёлый анекдот, рассказанный, по-моему, В.В. Сундаковым.Школьница младших классов мечтает: — Вырасту — стану врачом.- В 5-ом классе: — Получу аттестат — пойду работать медсестрой.- В 7-ом — Буду санитаркой.А после 8-го класса еле-еле устроилась уборщицей в больницу. — Прим. ss69100.]
Вожди второго Майдана теряют популярность со скоростью даже большей, чем вожди первого. Пытаясь спасти свою власть и бизнес (часто это — одно и то же) правители нэзалежной попытались, как обычно, свалить свой провал на козни и даже прямую агрессию Москвы.
Причём, чувствуя недостаточность и недостоверность аргументации, они мечтали о переходе этой агрессии из виртуальной в реальную.
Война могла многое списать, но, к разочарованию и ужасу киевских «элит», российское руководство не позволило втянуть себя в прямой вооружённый конфликт.
Что не менее важно, умирает западничество украинского общества. Когда-то наивная вера в благость цветущего «Pax Americanа», заразившая советских граждан, стала одним из важнейших факторов гибели сверхдержавы.
Однако, крайне неразумная и откровенно русофобская политика США и отчасти Европы буквально выжигала сорняки «низкопоклонства» у жителей РФ. Теперь, те же процессы идут и на Украине. По последним опросам, менее половины граждан желают вступления страны в ЕС.
Ещё недавно мантра о приходе, даже возвращении в «европейский дом», была ядром украинского политического культа. Однако, мечты о Европе привели в Африку. Понадобилось два Майдана, тысячи жертв, страдания миллионов людей для осознания простой истины – лучше строить свой дом, чем униженно проситься в чужой.
В случае Украины проблема своего дома одновременно очень сложна и очень проста. У украинцев был Дом – большой, наполненный славой и величием. Как и всё на свете, в какой-то момент он потребовал ремонта и обновления. Вместо этого его стали разрушать, бессмысленно и нелепо скакать на обломках, выкрикивая проклятия.
И только приход ледяного северного ветра не сразу, постепенно, начал остужать горячие головы тех, кто в который уже раз хотел снести всё «до основанья, а затем». Затем, как выяснилось, следовало – без определённого места жительства (бомж).
Александр Ефремов