В Вашингтоне разгорается политический скандал. Журналисты The New York Times опубликовали секретную информацию о том, что Пентагон в докладе 2014 года намеренно скрыл данные о реальной мощи ИГИЛ. Издание сообщает, что сейчас в ведомстве проводится внутреннее расследование с целью выяснить, как часто Белый Дом вводили в заблуждение. Кто и для каких целей искажал данные?
Хвост в вопросе американской стратегии борьбы с ИГИЛ вилял собакой также как в знаменитом фильме «Плутовство». В распоряжении The New York Times — данные о ходе расследования в Пентагоне. Год назад Центральное командование вооруженных сил США в своем секретном докладе умышленно скрыло реальную мощь террористической группировки. Вероятно, чтобы прикрыть промахи американских инструкторов. Их подопечных — иракских военных — исламисты обращали в бегство.
Когда боевики ИГИЛ захватили ряд иракских городов, Центральное командование США подготовило секретные доклады для руководства и глав разведки. В них говорилось об унизительном отступлении иракской армии. Но прежде чем давать финальные оценки, аналитики внесли в документы значительные изменения: согласно им, иракские войска вовсе не обращались в бегство, а просто «передислоцировались».
На карандаше пока двое. Со служебных компьютеров генерал-лейтенанта Стивена Грова и его зама Грегори Рикмена в последние недели изъяли всю переписку. Правда, не исключено, что оба успели и потереть компромат со своих жестких дисков. Так или иначе, но скандал уже вышел на уровень Конгресса. До истины обещает докопаться председатель Комитета по разведке в Палате представителей.
Девин Нунес как раз и уверен, что, будучи частями «хвоста», Гров и Рикмен существенно влияли на поведение его хозяйки. «Мы путешествовали по многим странам и встречались с людьми, — рассказывает председатель Комитета по вопросам разведки Палаты представителей Конгресса США Девин Нунес. — То, что мы слышим и видим от людей, занятых конкретной работой, мрачнее содержания докладов разведки. В большей степени тревожит то, что мы слышим от президента и его официальных лиц. Их публичные высказывания просто не сходятся с тем, что мы реально видели собственными глазами».
«Не сходиться» у Обамы они продолжили в Малайзии. На пресс-конференции по итогам саммита в АСЕАН американский президент со своей критикой российских действий против ИГИЛ смотрелся как-то совсем уж мало осведомленно. А ведь ровно накануне его поездки в Куала-Лумпур стратегические бомбардировщики ВКС атаковали провинции Ракка и Дейр-эз-Зор, самые что ни на есть логова игиловских экстремистов.
«Когда мы были в Турции, я поговорил с президентом Путиным о том, что ему следует наносить удары по тем, кто убивал российских граждан, — говорит Барак Обама. — А это не те, кого они сейчас бомбят. Так что им придется сделать корректировку в выборе приоритетов».
Признался Обама и в том, что обеспокоен российской позицией по вопросу приверженности плану, который должен привести к отстранению Асада от власти. Сигналов на эту тему Вашингтон от Москвы отчего-то ждет. То есть получается, что, несмотря на теракты в Париже, взрыв российского аэробуса над Синаем, ужас, который охватывает один европейский город за другим после сообщений о возможности новых террористических атак, Асад для США по-прежнему проблема номер один?
Но вот в «старую песню о главном» вклинивается голос бывшего министра обороны Чака Хейгела. Участника войны во Вьетнаме Хейгела Обама поменял на физика Картера за то, что у первого якобы не хватало навыков для борьбы с ИГИЛ. У кого чего не хватает на самом деле, отправленный в отставку Хейгл теперь разобрался. Его вывод: именно у США отсутствует четкая политическая стратегия.
«Асад враг? Или ИГИЛ враг? – рассуждает Чак Хайгел. — Давайте преследовать общую цель. Какова общая цель? ИГ. Вокруг этого и надо строить взаимодействие. Я считаю, что Россия должна быть частью этого. И Иран нужно подключить. На протяжении многих лет у нас были разногласия с Ираном, с Россией. Но нельзя позволять этим разногласиям диктовать нам, как поступать сейчас».
На хромоту стратегии указывают и менее высокопоставленные отставники. Бывшие операторы беспилотников написали Обаме открытое письмо, поставив в копию министра обороны и директора ЦРУ. Американские удары с дронов, в результате которых погибает, в среднем, до 90% людей, не имеющих никакого отношения к террористам, по мнению бывших военных, — идеальная причина для вербовки исламистами новых сторонников. Газета The Guardian делится шокирующими воспоминаниями нажимавших на виртуальную гашетку.
«Я не понимал сначала, каково это, убивать людей, — признается изданию бывший оператор дрона. — В первый раз это было ужасно. Во второй раз это было… ужасно. В третий раз это вызывало оторопь».
Именно дроны для Обамы — любимая военная игрушка. С его приходом к власти США нанесли около 400 ударов с помощью беспилотников. Раньше театром для их операций были в основном Афганистан и Ирак. Но с этого года американские «Хищники» и «Жнецы» применяются и по целям в Сирии.
О том, что дроны являются высокоточным оружием только на пентагоновской бумаге, свидетельствуют и итоги операции по уничтожению Мухаммеда Эмвази. Известный под именем Джихадист Джон игиловский головорез в результате удара с беспилотника, по данным источников среди американских военных, просто испарился. Доказательств не предъявлено. Хотя один процент на то, что боевик вновь где-то материализуется, ответственные за рейд на всякий случай заложили.