Крымские власти оказались не готовы к давно ожидаемому отключению электроэнергии. О том, какие выводы следует делать из блэк-аута на полуострове, с обозревателем ПолитНавигатора Валентином Филипповым беседовал руководитель корпункта НТВ на полуострове Олег Крючков. За несколько последних суток его съемочная группа объехала весь Крым. Заглянула в каждый населенный пункт, и глаза чиновников. Пересчитала генерирующие мощности и запасы топлива.
https://youtu.be/Ogz8B0M5HsE
Валентин Филиппов:Ну, что, Олег, здравствуйте!
Олег Крючков: Добрый день!
Валентин Филиппов: Вы объехали практически всё побережье Крыма. В Керчи были. Что Вы там увидели? Что Вы там услышали?
Олег Крючков: Центральный Крым, Восток Крыма объехали…. Самая тяжёлая ситуация на Востоке. Но… Как говорить «тяжёлая»? Тут показали себя все управленцы. Допустим, ситуация в Щёлкино и в Керчи практически одинаковая. Нет электричества – нет света. Но если в Керчи местные власти совместно с МЧС организовали людей, они сидели без света, но им туда установили генераторы, показывали новости, доводили информацию. Стоят стенды. Начали подавать по часу-два электричество, и чай горячий. Начали обходить инвалидов. И город живёт спокойной жизнью.
Самое яркое у меня впечатление вчера в Щёлкино, это то, что бабушки нам говорили: — Да, ерунда! Мы девяностые прожили и проживём. Мы этот город поднимали из землянок. И мы переживаем за наших лётчиков в Сирии
И потом выехали в город Керчь.
Хотели подснять, есть ли продукты на рынке. И я, честно, хотел бычков себе купить. Рыбный лабаз. И, по недоумию своему, взял микрофон с собой телеканала НТВ. Поэтому, когда мы зашли на рынок, я так понял, что первые, какие-то люди не из Керчи, в том числе, не из Керчинской власти, которая убежала от людей…. Первые, кто с людьми согласились общаться, это были мы.
Они в федеральном телеканале вчера видели всю власть России. Они чуть ли не митинг собрали, и начали нам выливать, что пять дней они живут без света. С ними никто не разговаривает. Не доводит никакую информацию. Город живёт только на слухах. Это страшно. Потому, что мы вчера стояли и уговаривали людей не перекрывать дороги, ничего не делать. Такого противоправного.
Самое страшное, во всей блокаде, это везде, можно сказать, это отсутствие информации. Где местная власть отрабатывает хорошо, как в той же Евпатории, где мэр в фейсбуке пишет, что пришла команда снизить нагрузку….
Валентин Филиппов:А смысл, писать в фейсбуке, когда электричества нет?
Олег Крючков: Нет. Где-то есть. Да, в Керчи бесполезно. В Керчи депутатам я вчера одному говорил. Когда он пришёл мне в камеру что-то покричать. Я говорил: — Берите мегафон, и к людям разговаривайте!
А он говорит: — А это люди? Какие люди?
Тут его люди чуть не убили, он убежал.
Он им начал рассказывать, что они подготовили графики веерных отключений, а когда его начали посылать, так, по-русски, хорошо. И говорить, что света нет вообще, какие веерные отключения?
Он просто убежал.
Валентин Филиппов: Логично Но я должен сказать, что у нас в Севастополе всё нормально в этом отношении.
Олег Крючков: Есть многие регионы, где нормально. Лучше в Бахчисарае. А не очень хорошо в Белогорске. Потому, что очень большие отключения. На Востоке плохо. И в дальних сёлах плохо.
Там люди потихоньку самоорганизовываются. Самое страшное, то, что получается, это отсутствие информации. И Керчь, город где меньше всего генерации, её нет практически, потому, что та турбина, которая работает на ТЭЦ, четыре мегаватта, четыре-пять, это – ничего. Город потребляет 150 – 200. Поэтому, в Керчи нет ничего, вообще. И полностью, полностью провалила Керченская администрация работу с людьми.
В первый день нужно было выходить на улицу. Ставить «световые башни» во дворах. Мы вчера подъехали к дому – он пять суток стоял без света, там ещё и электроплиты.
Ещё нужно говорить, что ТЭЦ давала и отопление, поэтому отопления сейчас в Керчи тоже нет. А Керчь и, допустим, Симферополь, это две большие разницы. Это не Севастополь. Там был вчера такой ветерок и градусов пять.
Валентин Филиппов:Да. Там погоды другие.
Скажите, Олег, я вот почитывая — посматривая СМИ Украины, такое высказывание услышал.… Они называют Крым оккупированным, естественно. Но они как ставят вопрос. Философски настроенные
Они говорят: — Главная оккупация Крыма, это оккупация в головах
И говорят: — Мы вот выключили свет, и не важно, что у них не будет, на чём приготовить, главное, у них не будет информации.
Олег Крючков: Валентин, ну, я понял, о чём Вы говорите, но я спешу наших бывших соотечественников, братский народ, там много у меня друзей осталось, некоторые из них остались адекватными, хочу успокоить…. О том, какой выбор сделал Крым и куда мы идём, такой вопрос не стоит. И никто не сожалеет об Украине.
Высказывания – что мы переживём. Мы подождём.
Людям нужна простая информация, где взять кипятка, сколько и когда это будет продолжаться, когда дадут свет в дом, что бы приготовить что-то ребёнку.
Люди, если и есть недовольства, то есть недовольства непрофессиональной работой, в некоторых регионах, местной власти Крыма. Может быть, частично, и крымского правительства. Потому что у меня, как у крымчанина? есть вопросы. Кто давал распоряжение поставить турбины симферопольской ТЭЦ в осенне-зимний период и турбину главную Камыш-Бурумскую, в Керчи, вообще, нет своей генерации. Но складывается впечатление, что эти действия, вообще, были скоординированы с Украиной. Диверсия, практически. Вредительство прямое. В Крыму и так мало генерации. Поставить на ремонт и Симферопольскую, и Камыщ-Бурумскую, единственную местную генерацию поставить на ремонт. Вот её, может быть, запустят 10 декабря.
Валентин Филиппов:Скажите, а вообще, … я не хочу высказывать сомнения в мудрости центральных властей, но дело в том, что…..
Олег Крючков: Нет, решения принимались не на уровне центральной власти. Тут решения принимались на уровне местной власти. Так сложилось, что на Украине за последние 25 лет инженеры, инженерные специальности, те люди, которых готовят политехнические институты, они уничтожены, как класс.
Валентин Филиппов:Да.
Олег Крючков: И просто оказалось в том же Симферополе, чтобы сделать веерное отключение в каком-то районе, нужно не нажать кнопку на пульте, а поехать по пробкам, по тёмному городу, в соседний район и выключить рубильник. Полностью разбалансирована система, никто ничем не занимался, я просто жалею Украину. Крым потихоньку, но приводит инфраструктуру в порядок. А на Украине тоже самое. В том же Херсоне.
Украине надо бояться, я думаю, не войны там, с какими то мифическими русскими войсками, а того, что при морозах, при чём-то ещё, просто система инфраструктурная Украины накроется медным тазом. Потому, что эту ситуацию мы сейчас проходим в Крыму.
Валентин Филиппов: Я инженер, я в курсе, что делается, там кошмар
Я вот просто думаю, нам с геополитической точки зрения так до конца было всё и не понятно.
Вот сегодня говорят: — А куда смотрели полтора года?
Но, может, полтора года думали, что будет Запорожская Народная Республика? И будет всё нормально.
Олег Крючков: Нет, тут на уровне всё такого было местного бардака и разгильдяйства. Которое так прошло. Положились на авось
Я вот простой пример приведу. В начале сентября в Симферополе планировали учения по полному отключению Крыма. Уже люди пришли на работу, хотели попробовать, тогда бы уже стало многое понятно. И какой-то придурок, я его по-другому… Дурак из чиновников. Я его назвать не могу, в последний момент, из городских, отдал распоряжение, тогда Сирия как раз начиналась, объявили о том, что наши войска будут на базе в Сирии, примут участие в борьбе с ИГИЛ, этот чиновник мотивировал тем, что народ может испугаться, поэтому учения мы проводить не будем.
Это не связанно, как бы, с Запорожской Народной Республикой. Хотя я думаю, хорошее было бы решение. У нас была бы Запорожская Атомная….
Валентин Филиппов:Я думаю, это было бы лучшее решение. Вообще, просто лучшее. Но я Вам должен ещё такую вещь сказать. Я так думаю, что чиновники в Крыму, что чиновники в Москве, что простые люди в Крыму и в России, никак не могут воспринять Украину, как врага, и никак не могут поверить в то, что Украина способна на враждебные действия.
Об этом знают, разве что, на Донбассе.
Олег Крючков: Нет, мы это хорошо знаем. Там есть на меня несколько уголовных дел. На сопредельной территории.
Валентин Филиппов: На меня тоже. И это мы с Вами знаем. Но никто не верит
Олег Крючков: Крымчане хорошо знают Чубарова, Ислямова и Джамилёва. Испытывать какие-то к ним чувства, в том, что они кого-то могут жалеть, невозможно. Они же здесь занимались захватами и активно сотрудничали с вахаббитами. Хизб-ут-Тахрир. И вахаббитов оценивалось вокруг Симферополя до 25 тысяч человек. Были вахаббитские мечети открытые. Хизб-ут-Тахрир проводил два раза в год свои митинги. Сейчас процентов 80% под видом беженцев, этих людей уехало на Украину. Большинство осело в Киеве, во Львове. Готовят там на будущее. Для чего готовят, мы увидим, когда придёт час икс. Когда им дадут сигнал.
А часть воюют на Востоке во всяких батальонах разных. В том числе, и в «Донбассе», и крымско-татарский они пытаются.
Часть из них взрывала электроопоры.
Поэтому, этого стоило ждать.
Другое дело, что расслабились. Расслабленность никогда не приводит ни к чему хорошему. Мы должны были с сентября попробовать несколько раз полное отключение Крыма. К этому шло. Потому, что даже когда это стало понятно, что отключения будут…. По крайней мере, мне… у нас был расписан алгоритм, что даже отключается связь, водитель едет, забирает оператора, техника была уже вся у оператора, он забирает меня, и мы едем снимать. Так оно и случилось.
Но почему-то (у властей) никакого алгоритма такого внятного не было. Шли доклады в Москву, пять или шесть раз я слышал доклады, что мы готовы в течение двух часов. Нажимается кнопка и Крым переходит на резервные источники энергии, и всё остальное. А по результату оказалось, что ни одна станция мобильной связи не имела своего генератора.
Валентин Филиппов:Так тут и магазины, почему-то, не имеют своих генераторов.
Олег Крючков: И магазины, да.
Из всех супермаркетов Крыма генераторы оказались только у десяти. Из ста сорока четырёх, по-моему.
Валентин Филиппов:В общем, очень грустная получилась эта ситуация, но… будем выпутываться. Нам не привыкать
Олег Крючков: Нет, да и не надо выпутываться. Знаете, какая у меня позиция? Есть хорошая пословица, да, «пока гром не грянет – мужик не перекрестится».
Не надо нам никаких восстановленных линий. И не надо подключаться.
Валентин Филиппов:Я тоже так считаю
Олег Крючков: Сейчас лучшая ситуация. Полностью понять все проблемные места в энергосистеме Крыма, и с пуском первой очереди энергомоста, с увеличением своей генерации Крыму перейти на окончательные источники энергии.
Это помните, как было с гривной? Думали, что она будет ходить год. Потом было принято решение — в течение пятнадцати дней гривна прекратила своё хождение в Крыму.
Валентин Филиппов:По-моему, одного
Олег Крючков: Или одного Ну, там пятнадцать дней, или несколько…. Вот прекратила хождение электроэнергия в Крыму. И пусть они её девают, куда хотят. Пусть обратно засовывают в блоки Запорожских АЭС.
Нам она не нужна уже!!!
(На этих словах Олега Крючкова произошло отключение электроэнергии, и дальнейшая запись интервью стала невозможной)
2 комментария
Всему виной не умение Медведьева видеть проблему он не имеет хозяйской жилки промахи не только в Крыму но и по России а что творят власти на местах
за что я люблю подобные интервью — что всегда чтог-то проскальзывет… О чем-то проговариваются. Вот оказывается и энергомост не делали пч рассчитывали захватить Запорожскую АЭС… А насчет враждебных действий братской Украины- это вообще перл. Вы у этих братьев нагло отжали Крым и развязали братоубийственную войну. Сам Стрелков заявил что если бы не он сотоварищи все обошлось несколькими десятками жертв а не несколькими десятками тысяч. И счас с такой невинностью удивляются что украинцы ,которых с некоторых пор иначе как фашистами и каклами не называют в России ,способны на какие-то враждебные действия….