Вице-президент США Джо Байден, которого считают неофициальным куратором украинского направления в администрации Барака Обамы, в понедельник, 7 декабря, собирается в очередной раз посетить «незалежную». И есть данные, что этот визит, может стоить карьеры целому ряду высокопоставленных представителей нынешних властных органов Украины.
По сведениям Федерального агентства новостей (ФАН), которое ссылается на местные СМИ, Байден везет в Киев список лиц, которых стоит убрать из украинской политики. Причем, кандидаты на вылет имеются как в окружении Порошенко, так и в окруженииЯценюка и Коломойского.
В частности, среди тех, кто не устраивает официальный Вашингтон, называют депутатаНиколая Мартыненко, с которым связан недавний коррупционный переполох в Верховной Раде. Соратник премьера, а также руководитель парламентского комитета по вопросам ТЭК и бессменный «смотрящий» за «Энергоатомом» (эта компания управляет всеми украинскими АЭС) после обвинения в коррупции решил сдать мандат нардепа. Чем, кстати сказать, заслужил одобрение со стороны посла США Пайетта, который, узнав о таком решении парламентария, заявил, что на Украине «нет места для коррупции и кумовства».
Впрочем, Пайетт, делая свой комплимент стране пребывания, все же поторопился с выводами. Поскольку, как известно, свято место пусто не бывает. И даже если кого-то сейчас «уйдут» по требованию Вашингтона, это вовсе не значит, что потом «этот кто-то» не пойдет на повышение…
— Джо Байден — это куратор проекта «премьер-министр Яценюк», — комментирует ситуацию киевский политолог и публицист Сергей Слободчук. — А поскольку накануне его приезда были взорваны несколько информационных бомб, то люди премьера стараются предстать перед генеральным инспектором в лучшем виде. Отсюда и все эти ритуальные телодвижения с уходом «по собственному желанию» из депутатов. Они нужны, чтобы куратора успокоить.
— А что там за скандал с Мартыненко? Почему столько шума? И почему именно сейчас?
— Инициатором скандала является народный депутат Сергей Лещенко. Это бывший журналист «Украинской правды», издание финансируется на гранты США. Он «слил» в прессу информацию о том, что против Мартыненко возбудили в Швейцарии уголовное дело по подозрению во взяточничестве и отмывании денег. А также предоставил копии всяких запросов и т. д.
Дело в том, что Лещенко представляет другую группу влияния в политике США. Он представляет Госдепартамент. А Яценюк и его люди — это, скажем так, проект Джо Байдена и его подразделения в администрации президента Обамы. То есть, это конкурирующие группы, и отсюда, соответственно, столкновение…
— Мартыненко многие называют «серым кардиналом» украинской власти. Почему?
— Это, действительно, влиятельный политик и бизнесмен. В политику он пришел вместе с Виктором Ющенко еще в 2002 году, будучи уже весьма успешным бизнесменом. И я думаю, что его нынешнее заявление о готовности сложить полномочия депутата — это, в первую очередь, политический маневр. Потому что есть несколько «поворотных точек».
Мартыненко, прежде всего, должен подать заявление в регламентный комитет Верховной Рады. Но можно ведь сделать ошибку. Он напишет заявление. Его пресс-секретарь разошлет пресс-релиз по всем СМИ. И все будут умиляться, как все у нас демократично и прозрачно.
А потом регламентный комитет соберется на заседание через несколько дней и обнаружит, что документы поданы неверно. Заявление оформлено неправильно. Что он сделает? Естественно, отправит назад это заявление. Это — первый момент.
Момент второй: Мартыненко влиятельный человек. И если он скажет, то половина фракции «Народный фронт» просто не проголосует за снятие с него депутатских полномочий. Точно также не проголосует часть «Батькивщины». Потом он настолько долго работает в политике и является политическим бизнесменом, что умеет договариваться. Как страховка: не будет просто голосов в зале для лишения его депутатского мандата.
— Есть мнение, что Мартыненко оказался в списках «неблагонадежных» из-за связей с российским концерном ТВЭЛ.
— Мартыненко и его бизнес-партнёр Давид Жвания, действительно, поднялись на поставках топлива для украинских ядерных станций из России. Там монополистом была компания ТВЭЛ, которая поставляла урановые стержни. После чего их использовали в работе украинских АЭС.
Однако Лещенко обвиняет Мартыненко в том, что он способствовал заключению договора между компанией «Энергоатом» (это управляющая компания атомными электростанциями на Украине) и чешской компанией Skoda, которая является поставщиком оборудования для АЭС.
Но проблема тут в том, что, начиная с победы Майдана в феврале 2014 года, сюда — на Украину — активно заходит американская компания Westinghouse Electric Company, которая вытесняет ТВЭЛ. И предлагает закупать ядерное топливо в США.
Лещенко, я думаю, тут специально усилил акцент. Чтобы был конфликт. Потому что американцы считают, что им тут должны создать наиболее благоприятные условия. А оказывается, что Мартыненко, который возглавляет парламентский комитет ТЭК, фактически лоббировал интересы чешской компании, конкурента американцев.
Это еще одна «болевая точка». Ведь для тех, кто не разбирается, можно легко вбросить информацию, что Мартыненко якобы работал и на интересы российской компании ТВЭЛ. Но, честно говоря, на Украине пока не прослеживаются какие-то последствия этой работы, если она и была. Хотя в «девяностых» — начале «нулевых» они, действительно, вместе со Жванией заработали достаточно денег на поставках этого топлива.
— Есть еще одна кандидатура на «зачистку» — генпрокурор Виктор Шокин. Нуланд и Пайетт этого почему-то давно добиваются. Хотя, по сути, это единственный силовик в стане Порошенко. Если глава ГП окажется в списках Байдена, сдаст его Петр Алексеевич?
— Честно говоря, я такого текста (хотя бы в виде двух абзацев) — почему американцев не устраивает этот генпрокурор — пока не видел. Вот скажут, кто может заменить Шокина и под какие задачи, тогда можно будет о чем-то говорить.
Если они делают ставку на ослабление президента, то тогда будут настаивать на отставке Шокина. Более того, постараются провести максимально отдаленного от Порошенко человека на должность генпрокурора.
Директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин уверен, что Байден едет в Киев не только с кадровой миссией:
— Честно говоря, я без особого доверия отношусь к сообщениям такого рода. Главным образом, по двум причинам. Во-первых, американцы вообще довольно редко выдвигают конкретные кадровые претензии к своим подмандатным странам. Это как-то не принято. С другой стороны, такого глубокого внешнего управления как в случае современной Украины, по-моему, не было раньше. Поэтому все может быть. Почему бы и нет…
Во-вторых, в любом случае такой список должен иметь как бы рекомендательный характер. Собственно говоря, если б задача состояла, допустим, в том, чтобы убрать Мартыненко и снять Шокина, то об этом можно было передать президенту Порошенко по обычным каналам.
Раз это делается в контексте визита «вице-короля», то, очевидно, будут вестись какие-то переговоры. И американцы захотят услышать те аргументы, которые есть у Порошено, чтобы держать Шокина на посту генпрокурора.
Вопрос все-таки не в конкретных лицах, а проведении реформ. Возможно, в данном случае речь идет о тех людях, которые этому мешают, по мнению американцев.
— Тогда почему в сбитые летчики уже записали этих двоих — Мартыненко и Шокина?
— С первым все понятно. У Мартыненко давние хорошие связи с российским концерном ТВЭЛ и, соответственно, лоббисты американских интересов на этом рынке не очень довольны его деятельностью. Поэтому тут, я думаю, дело все-таки не в традиционной коррупции (Мартыненко давно и безуспешно в этом обвиняют), а именно в этом конкретном аспекте.
Если говорить о Шокине, то и здесь, скорей всего, речь идет не о коррупции, которая американцев не так уж сильно интересует. А все-таки о том, что Генпрокуратура — это сейчас единственное ведомство, которое является силовой структурой в управлении президента. Убери сейчас Шокина, и позиции Порошено станут гораздо слабее.
— А почему вы считаете, что американцы не особенно озабочены борьбой с коррупцией на Украине?
— Мне лично не кажется, что для американцев это имеет какое-то значение. Вполне естественно, что им хотелось бы сделать из Украины такую «витрину либерально-демократических реформ по-американски». Но Украина для этого — объект совершенно неблагодарный. Слишком большой. Слишком густонаселенный. С неоднородным населением в политическом отношении. Со слишком слабой элитой.
Вот Грузия в качестве «витрины» — да, удалась вполне. Сейчас просто пропагандистский накал уже ушел. А Украина в таком качестве уже точно не годится.
— Замечено, что за визитом вице-президента США обычно следует обострение ситуации в Донбассе. Сейчас стоит ожидать чего-нибудь подобного? Или Байден здесь уже ничего не решает, поскольку он — такая же «хромая утка», как и Обама?
— «Хромая утка», она, может, и «хромая», но дело в том, что в данном случае речь идет о большой американской внешнеполитической стратегии. А она реализуется вне зависимости от конкретных персоналий, сидящих в Белом доме или в Госдепе. Поэтому обострение ситуации вполне реально.
Но имеется в реализации сложность, связанная с тем, что украинская армия не сможет вести боевые действия в таких условиях — за окном уже сугробы. В таких условиях воевать немножечко неудобно. Это нормальная армия могла бы. А украинской хорошо бы просто выжить.
Но какую-нибудь гадость вполне можно и без участия армии организовать. Тем более что российское руководство сейчас очень крепко завязано на Сирии. И несколько вялая реакция Кремля на проблему с энергообеспечением Крыма как бы подталкивает всех украинских игроков к мысли о том, что Россия сейчас работать на два фронта просто не может. Так, я думаю, родилась идея о блокировании Керченского пролива. Хотя совершенно не представляю, как такое возможно. Но, мало ли… Может, у американцев есть какая-то свежая мысль, как это можно сделать.
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
К ним едет ревизор. ;)