Послание главы государства парламенту в этом году содержало два основных посыла: необходимость скорейшей модернизации и перестройки экономики и широкое вовлечение в этот процесс гражданского общества. Весь вопрос в том, смогут ли депутаты, члены правительства и власти на местах реализовать обозначенный план.
В Георгиевском зале Кремля собралось свыше тысячи человек, среди приглашенных были вдовы погибших в Сирии Олега Пешкова и Александра Пазынича. Свою речьВладимир Путин начал со слов благодарности российским военнослужащим, которые борются с международным терроризмом, и минуты молчания в память павших солдат и жертв терактов.
Первая часть послания была посвящена международной обстановке. Путин отметил, что нынешняя активизация террористических банд связана с умышленными действиями некоторых государств, которые «заварили кашу и умыли руки». Отдельно остановился президент на Турции, сбившей наш самолет. Путин напомнил и о торговле нефтью с террористами и об укрывательстве боевиков с Северного Кавказа. «Если кто-то думает, что, совершив подлое военное преступление, убийство наших людей, они отделаются помидорами или какими-то ограничениями в строительной и других отраслях, то они глубоко заблуждаются. Мы ещё не раз напомним о том, что они сделали. И они ещё не раз пожалеют о содеянном», — пообещал глава государства. «Видимо, Аллах решил наказать правящую клику в Турции, лишив её разума и рассудка», — в резких тонах обрисовал ситуацию Путин…
Стало казаться, что международной безопасности и вопросам обороны будет посвящена львиная доля обращения к парламенту. Тем более что в анонсе послания на официальном сайте президента было три тэга: «Борьба с терроризмом», «Внешняя политика» и лишь на третьем месте «Экономика и финансы». Тем не менее, основное внимание президент уделил развитию страны.
Владимир Путин четко заявил, что нельзя надеяться на рост мировых цен на нефть, и если не произойдет коренной перестройки народного хозяйства, «мы просто-напросто проедим наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то на нулевой отметке». Поэтому надо развивать экспортно ориентированные производства несырьевого сектора, обеспечить господдержку наиболее уязвимым отраслям.
Самое интересное — это предложенные президентом механизмы обеспечения обозначенных мер. Как следует из слов Владимира Путина, главный источник развития — творческая инициатива граждан, их готовность вести бизнес и участвовать в жизни страны. Глава государства предложил ввести корпоративные облигации и избавить налог с них от налога, снизить административные барьеры для бизнеса, более ответственно подходить к вопросам уголовного преследования нарушивших закон предпринимателей. Вообще, необходимо расширить перечень статей, дела по которым будут рассматриваться судом присяжных.
Активнее привлекать граждан призвал Путин и к выполнению социальных обязательств государства, в частности, привлекать во многих сферах некоммерческие организации.
Сказал Владимир Путин и об успехах. России удалось значительно снизить зависимость от импорта продовольствия. Количество высокотехнологичных медицинских операций выросло за последние десять лет с 60 тысяч до 715 тысяч в год. Практически исчезли очереди в детские сады. Не случилось демографической катастрофы, которую предрекали раньше, половина родившихся в последнее время — вторые и третьи дети в семьях…
Даст ли нынешнее послание президента стимул для ускоренного развития страны? С этим вопросом «СП» обратилась к экспертам.
— Изначально было ясно, что в послании Путин затронет ключевые аспекты политики России в международной сфере, а также в сфере экономики и социальной политики, — отмечает директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов. — По сути, цель послания — расставить маркеры на будущий год, и с этой задачей президент справился вполне успешно.
Сильным ходом было начать послание минутой молчания по нашим летчикам, погибшим в Сирии, и пригласить в Георгиевский зал их вдов. Этот эмоциональный момент сразу объединил зал.
В международной части послания Владимир Путин прогнозируемо сделал акценты на задачах антитеррористический операции в Сирии. Вместе с тем, не прозвучала тема, как мы будем выходить из сирийской ситуации: как долго продлиться наша операция, будет ли она ограничена только воздушными ударами, или же будет еще и наземная фаза? Ответы на эти вопросы, волнующие не только политологов, но и простых россиян, к сожалению, остались за рамками послания.
Симптоматично, что в послании прозвучала тема Евразийского союза — укрепления его связей с такими организациями, как ШОС и АСЕАН. Это четкое направление нашего восточного вектора развития, направленный в сторону Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: именно там сегодня находится большая часть мировой экономики, и туда же смещается центр принятия общемировых решений. Это движение на Восток — адекватный выбор. Мы видим, что санкционные барьеры со стороны Запада не только не уменьшаются, но и растут.
Наконец, Владимир Путин дал отрезвляющую оценку нынешней ситуации: санкции против России и период низких цен на нефть могут продолжаться длительное время. Напомню, что до последнего момента у нашего экономического блока была прекраснодушная иллюзия, что снятие санкций — это вопрос нескольких месяцев. Теперь оценка дана куда более трезвая и четкая.
На деле, санкции нам даны на несколько десятилетий вперед. С ними нужно привыкнуть жить и суметь ими воспользоваться. Я считаю, удачным шагом было бы использование наших союзников по евразийскому проекту: белорусской «вилки» в европейскую «розетку», и возможностей Казахстана как модератора отношений с исламским миром и со странами Азии, в том числе Японии.
— Понятно, что, наверное, не запланировано в послание попала турецкая тема, потому что она произошла только сейчас. Но важно, что президент говорил про регионы и развитие, — считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — С этим складывается непростая ситуация. Государство уже предлагало много позитивных идей. Под этим традиционно понималось, что надо создать институты развития, механизмы, написать хорошие законы, подобрать менеджеров, и тогда дело пойдет, как это было у азиатских «тигров». Но выясняется, что проходит какое-то время, и проекты развития превращаются в место для плохих долгов.
Сейчас выдвинута задача, как я понял, создать агентство по технологическому развитию, дабы решить проблему диверсификации российской экономики. Но возникает вопрос, удастся ли найти эффективные механизмы. Ведь государственный аппарат не склонен здесь проявлять инициативу. Еще президент говорил про свободу предпринимательства, о снятии административных барьеров, но и тут во многих сферах давление на бизнес только усиливается. Многое зависит от ситуации в регионах, в некоторых поручения сверху доводят до абсурда. То есть, многое зависит от исполнения решений. Вопрос в том, удастся ли создать благоприятный климат для деловой инициативы. Если получится, то мы получим хороший эффект.
К социальной сфере часто относятся по остаточному принципу, что неправильно. Одна из задач нынешнего послания — показать обществу, что, несмотря на все экономические проблемы, социальный сектор будет развиваться. Но встает вопрос, хватит ли у государства ресурсов, когда бюджетное финансирование социальной сферы объективно сокращается. Удастся ли привлечь серьезные средства, когда кризис и увеличиваются расходы на оборону? Но, по крайней мере, президент продемонстрировал, что ничего страшного не произойдет. Главная задача была успокоить. Президент попытался сказать, что государство думает о проблемах.
— Поверят ли люди в реальность планов по модернизации и вовлечению в него гражданского общества?
— Гражданам нужны примеры успехов. Люди недоверчивы. Они доверяют лично президенту, его рейтинг вытягивает все остальные государственные институты. Но эффект от присоединения Крыма закончился, сейчас доверие к государству невелико. Повысить доверие могут реальные результаты. Скажем, в регионе появилось НКО, которое не задавили, а поддержали, и оно стало приносить пользу. Тогда вслед за первым появятся другие НКО. То есть, нужен положительный опыт.
В разных регионах по-разному относятся к инвесторам. В одних их поддерживают, а в других смотрят как на тех, кто должен заплатить чиновникам.
Есть еще фактор возможностей граждан, которые уменьшаются в кризис. Люди думают не о жертвах на благотворительность, а о поддержке уровня жизни.
Тут уместно говорить об упущенном времени. В принципе, так происходит во многих странах. В «тучные» годы говорили про «великую энергетическую державу», сейчас надо думать о развитии. Вопрос в том, удастся ли в кризисный период привлечь граждан к развитию, найдутся ли у людей ресурсы и время.
— Прислушаются ли депутаты к президенту, примут необходимые законы?
— Главная проблема не в законах. Прямые президентские поручения по изданию законов будут выполнены. Но всё дело в правоприменительной практике. Скажем, можно издать замечательный закон о сокращении административных барьеров в два раза и даже выполнить его. Но если коррупционная составляющая оставшихся барьеров вырастет в два с половиной раза, то лучше не станет.
Проблема в климате для делового сообщества, для общественных активистов. И это главное.
— Проблема в том, что пока всем правит в стране инерция, в том числе и элитами, — полагает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — В новый год мы вступаем во время экономического кризиса, а страна не отмобилизована. Не хватает конкретных хозяйственных задач и кадров, которые могут эти задачи решить. Конечно, в послании президента много хороших слов, но как их превратить в действие?
Берем станкостроение. Почти 100% на рынке это импортные станки. Когда конкретно и какие станки наша страна будет выпускать сама. Или возьмем льняные волокна. В США на душу населения производится 45 кг волокон, во Франции — 25 кг, а в России — всего килограмм. Должны быть конкретные хозяйственные задачи и определенная ответственность за их невыполнение.
— Президент высказал много инициатив. Важно, что глава государства обозначает конкретные приоритеты развития, он не занимается популизмом, — уверен президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Представленны инициативы по снижению ограничений для бизнеса. Сказано о фондах, которые будут заниматься конкретными технологическими картами в критических отраслях, таких как станкостроение. Очевидно, что президент обозначил системный подход.
Речь уже не идет просто о росте экономики. Он и так будет. Весь вопрос о качестве роста, об увеличении несырьевого экспорта, его конкурентоспособности, о поддержке наших товаров на внешнем рынке. Тем более что ослабла национальная валюта и это серьезный стимул для развития. Производственные мощности сейчас загружены на 75−85%, значит, возможности существуют. Необходимо работать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке, о чем и говорил президент.
Тематика роста появилась в предыдущих посланиях, сейчас сказали о качестве этого роста, и у президента получилось обозначить конкретные предложения.
Конечно, важно, чтобы правительство отработало поручения. Поставлены сроки подготовки предложений, без их соблюдения будет крайне сложно решить задачи. Думаю, что сейчас будут сформулированы поручения, особенно в социально-экономическом сегменте. Делать это надо оперативно, важно не потерять время, использовать окно возможностей, которое открылось для российского экспорта.
— В бюджете на будущий год расходы на социальную сферу и на развитие высоких технологий сокращены.
— Одна из больших проблем российской экономики в прошлом была в том, что пытались залить деньгами все сферы. Тем самым увеличивалась коррупционная составляющая. Самая главная задача — эффективное использование имеющихся ресурсов. Их надо направить на конкретные направления, увязать траты с эффективностью работы. Это основная задача, которая стоит сегодня перед бюджетным планированием, на это и делает ставку президент.
На мой взгляд, позитивна идея привязать к госпрограммам бюджетные траты, а работу министерств и региональных властей оценивать в зависимости от эффективности. До последнего времени регионы и министерства не были заинтересованы в получении конкретных результатов. Сейчас поставлена задача увеличить налоговую базу за счет создания новых производств. Главным показателем будет качество управления, а не количество средств, направленных в ту или иную отрасль.
— Президент попытался снять страхи и опасения, которые в последнее время стали циркулировать в обществе, — считает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Это страхи ухудшения экономической ситуации, и даже военной катастрофы. Именно поэтому речь Путина была выдержана, на мой взгляд, в конструктивном и даже в будничном духе. Да, вначале глава российского государства жестко прошелся по турецкой элите и лично по Эрдогану, но в целом послание вышло выдержанным и рациональным.
Этот технический характер послания проистекал, я считаю, из того, что риски в нынешней ситуации достаточно серьезные, российское руководство их хорошо осознает. Однако наше руководство, с одной стороны, не хочет будировать и «перегревать» общество, а с другой, — не хочет давать козыри противнику и обнародовать конкретные стратегические пути развития страны.
Я считаю, поэтому конкретных моментов в послании было не так много. Думаю, российское руководство «шифруется» — с учетом непростой внешнеполитической конъюнктуры.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).