Военные издания и информационные агентства взорвала новость о начале закрепления турецких силовиков на территории Ирака. За несколько дней до этого турецкая армия перешла сирийскую границу и начала оборудовать в приграничной полосе свои стационарные позиции. Ранее вооруженные силы Турции уже проникали на территории и Сирии, и Ирака (а «спецы», наверняка, находятся там постоянно), но на этот раз мы имеем дело с принципиально новым подходом.
В феврале 2015 года турки углублялись на несколько десятков километров вглубь сирийской территории с целью эвакуации останков основателя Османской империи Сулеймана Шаха и охраняющего их почетного караула. В сентябре 2015 турецкие ВС провели на территории Ирака краткосрочную операцию против активистов Рабочей партии Курдистана, вступивших незадолго до этого в столкновение с полицией на территории Турции. Плюс турецкая авиация уже достаточно давно под видом борьбы с ДАИШ наносила удары по курдам. Своеволие Турции, естественно, уже давно не нравилось Багдаду и Дамаску, но набеги в духе ногайцев — это одно, а фактическая оккупация — это уже совершенно другое.
26 ноября армия Турции прорвалась на территорию Сирии и захватила пограничную высоту Таль-Зияб. Сначала это были силы пехоты, сопровождавшие строительную технику. А затем, после возведения укреплений, на высоте были размещены танки и легкобронированная техника. СМИ сообщают: местные жители уверены, что все это было проделано с целью прикрытия террористического нефтяного экспорта в Турцию, дабы посторонние силы не помешали углеводородам ДАИШ спокойно проникать на дружественную турецкую территорию и пополнять семейный бюджет руководства страны.
А теперь подразделения турецкой армии уже «материализовались» в районе Башик вблизи иракского Мосула. Сначала говорили о роте, потом — о батальоне пехоты, усиленном 20-25 танками. То есть, о мощной батальонно-тактической группе, способной к выполнения отдельных самостоятельных задач. В частности, к удержанию позиций или места высадки до момента переброски основных сил, находящихся неподалеку.
А в целом прямо на юго-восточной границе Турции, по данным СМИ, сейчас сконцентрировано более 1000 единиц бронетехники, или порядка 8 бригад. Учитывая размеры турецкой армии, в сжатые сроки группировка может быть наращена в разы.
В отличие от прошлых «набегов», турки, похоже, осваиваются в Ираке и Сирии всерьез и надолго.
Официально они заявили о намерении тренировать лояльную к себе курдскую группировку — ополчение «Пешмергу». Но так ли это на самом деле, большой вопрос. Почему лояльные к себе группы не готовить на своей же территории? Зачем заходить на территорию, которая, согласно данным информационных агентств, контролируется «Исламским государством»? Причем, ни о каких конфликтах зашедших турецких сил с «ИГ» — что-то не слышно…
Официальный Багдад — в гневе
Представители иракской власти заявили, что разрешения на заход на свою территорию не давали ипотребовали ее немедленно покинуть. Турция — сделала вид, что ничего не слышит. Тогда глава комитета иракского парламента по безопасности и обороне Хаким аль-Замили официально обратился к правительству страны с тем, чтобы по позициям турецких фактически оккупационных сил был нанесен авиаудар.
И, если такое решение будет принято, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Учитывая политику Анкары в последнее время, будь она хоть трижды агрессором и четырежды не права, она, тем не менее, считает, что у тех, по отношению к кому она совершает акты агрессии, нет права на применение силы. И агрессором в данной ситуации может быть объявлен Ирак — со всеми вытекающими последствиями.
Ситуация весьма щекотливая — со скидкой на то, что формально США продолжают «опекать» официальный Багдад, а Турция — является союзником по НАТО и в последнее время — вообще явным любимчиком альянса.
Но тут нужно отметить, что отношения Вашингтона и Багдада на глазах становятся все более и более формальными. Власти Ирака — находятся на откровенно проиранских позициях, и Тегеран им явно во всех смыслах ближе заокеанских «партнеров», вбомбивших их страну в каменный век. В словах американских властей все меньше теплоты в адрес Багдада, и все больше — неприкрытого раздражения по поводу роста влияния в регионе Тегерана и, косвенно, Москвы.
А вот Турция, несмотря на то, что США публично дистанцировались от мосульской ситуации, вряд ли бы решились на вторжение на чужую территорию без одобрения из Вашингтона. Тем более, что ситуация скользкая. По войскам члена Альянса — может быть нанесен удар. Вот только удар не по территории члена Альянса, а по фактически оккупированной им территории… Формально у союзников есть все законные основания Анкаре вежливо (или не очень) в поддержке отказать. Но как все будет на самом деле — неизвестно. Зато с вероятностью процентов в 90 можно предсказать, что Турция бомб сброшенных на головы своим солдатам просто так не оставит. И тогда — из искры может разгореться пламя. И с большой долей вероятности на помощь друзьям и единоверцам в Ираке вынужден будет прийти Иран.
Втягивают Сирию
Ситуация в Сирии — не менее сложная. Учитывая наглость и беспардонность, с которой действует Анкара, ее абсолютный нигилизм по отношению к вопросам международного права, нельзя исключать, что закрепившись в одном месте в Сирии, турецкие войска станут двигаться дальше. Сирийской армии никак не реагировать на это нельзя, но что будет, если она отреагирует? А я напоминаю, что сирийская армия действует сегодня в связке с российскими ВКС.
Россия пока всеми силами пытается сохранить мир, и на военные провокации Турции фактически не отвечает. Но в виду полной и совершенной неадекватности турецкого руководства предсказать его дальнейшие действия — просто невозможно. Политика Турции, к сожалению, начинает прямо на глазах все больше напоминать политику гитлеровской Германии, и, если ей раз дать палец, она обязательно попытается потом отмахнуть и руку…
Причем, ситуация в Сирии и Ираке — уже касается безопасности России не косвенно, а ужасающе прямо. Если раньше диванные эксперты-идеалисты рассуждали о том, что Кавказ отделен от позиций ИГ Турцией, то сегодня для всех очевидна полная прозрачность турецкой границы для террористов…
Причем, почти открыто сотрудничающий с Турцией ИГ сейчас прямо на глазах становится могущественнее. В Афганистане объявлено о смерти лидера «Талибана» Муллы Омара. Информация пока окончательно не подтверждена, но, если это так, то во власти над исламистскими группировками в Центральной Азии образуется вакуум, который сразу же поспешит заполнить ИГ, и без того в последние месяцы безнаказанно наращивавший силы в Северном Афганистане (под самым носом у американских силовиков). Чем это может грозить России, думаю, объяснять не надо.
Во всей этой жуткой игре не нужно обольщаться по поводу отношений властей США лично с Эрдоганом. США и Западу в целом в Турции были традиционно близки националисты-пантюркисты, популярные в военной среде. Не исключено, что Вашингтон снова планирует проделать рокировку, подобную той, которую 70 лет назад сорвали в Германии советские разведчики. С 1943 по 1945 годы Лондон и Вашингтон продумывали варианты технической замены Гитлера на лояльный к себе консорциум нацистских военных и спецслужбистов, вместе с которым можно было бы единым фронтом выступить против СССР. Но благодаря усилиям гениальных советских разведчиков Москва была постоянно на шаг впереди, и попытки «подружиться» с нацистами с одновременным принесением в жертву Гитлера — были чреваты уродливым международным скандалом.
Сейчас США с загадочной полуулыбкой поощряют Эрдогана, стараясь при этом не переходить определенную черту. Когда же он сделает свое дело, распалив костер войны, его можно будет обвинить во всех смертных грехах (и в первую очередь в финансировании международного терроризма), и технично заменить на полностью подконтрольных Западу военных-националистов, мечтающих о мести Эрдогану за недавние массовые посадки и прочие унижения.
Кто заинтересован
Зачем все это США? Все очень просто. Мы уже писали о том, что США несколько лет «вентилируют» вопрос изменения границ на Ближнем Востоке на более удобные для себя.
Причем, делается это силами хоть и «не официальных», но и «не случайных» лиц. А именно — экспертами из числа бывшего высшего руководства силовых и дипломатических структур США. О целесообразности изменения границ заявил на своей пресс-конференции при увольнении в отставку бывший начальник штаба Армии США генерал Рэймонд Одиерно. Писал — бывший высокопоставленный разведчик Ральф Петерс, по книгам которого сейчас учатся в ведущих военных ВУЗах США. А недавно к ним присоединился еще один из самых авторитетных американских экспертов — бывший заместитель госсекретаря США и представитель США в ООН — Джон Болтон:
«Нынешняя реальность такова, что тех Ирака и Сирии, что мы раньше знали, больше нет. «Исламское государство» вырезало новую структуру из наследия постосманской империи, мобилизовав суннитов, которые находятся в оппозиции по отношению к режиму президента Башара аль-Асада и к правительству Ирака, подконтрольному Ирану. Кроме того, после многолетней борьбы формируется фактически независимый Курдистан… Вместо того, чтобы бороться за воссоздание состояния карты мира, в котором она была после Первой мировой войны, Вашингтону следует признать новую геополитическую ситуацию. Лучшая альтернатива «Исламскому государству» на северо-востоке Сирии и западе Ирака — новое, независимое суннитское государство».
Джон Болтон
Болтон фактически дословно повторил Петерса, причем цинично уточнил, что новое государство явно не будет демократическим, но в этом, мол, нет ничего плохого! Только если Петерс изменение границ прогнозировал в большей степени все же в теории, то когда об этом завел речь Болтон, такого рода заявления стали основываться на реальной оперативной обстановке! И это наводит на очень и очень серьезные подозрения относительно того, что вся ситуация полностью смоделирована, причем в рамках реализации одного стратегического плана.
Не нужно питать никаких иллюзий. «Новое независимое суннитское государство», обозначенное Болтоном, это и есть тот же ИГ! Просто в нем в нужный момент также будут принесены в жертву некоторые из самых одиозных лидеров! Снова «вариант Даллес-Гиммлер 1945»!
В определенном смысле проблемой сегодня является Курдистан. Курды на территории Турции и Сирии сегодня настроены явно негативно, что по отношению к Анкаре, что по отношению к Западу и не скрывают своих левых взглядов. Поэтому Запад проводит форсированную работу с лояльной к себе частью иракских курдов, из которых явно планируют «ковать» новую элиту — возможно даже единого независимого Курдистана, который в отличие от сегодняшнего «антизападного» мозаичного Курдистана, можно было бы развернуть против Дамаска, Багдада и Тегерана. Как вариант — его можно будет либо ограничить севером Сирии и Ирака, либо — заставить новую турецкую элиту пожертвовать частью своей территории в обмен на власть и признание легитимности. В ситуации «большой войны» — это будет воспринято нормально.
Итак, идеальная карта для Запада:
— разделение Ирака на три части (шиитский Юг, часть, уходящая в новое суннитское государство, часть, уходящая в новый Курдистан);
— разделение Сирии на три-четыре части (часть, уходящая в новое суннитские государство; часть, уходящая в новый Курдистан; прибрежная часть, в которой было бы создано миниатюрное светское прозападное государство — или которая в ходе торгов может быть оставлена за алавитами);
— ослабленная, уменьшенная и более подконтрольная Западу Турция.
Страны, в которые для Запада было бы неплохо перебросить огонь войны — это Иран (от которого Вашингтон явно с удовольствием бы отделил северную часть, населенную курдами и азербайджанцами) и Саудовская Аравия, ведущая в последнее время все более независимую от Вашингтона политику (такое поведение ранее вернейшего союзника не может не раздражать Штаты).
Просто идеальным вариантом для Вашингтона было бы отторжение от Ирана всего севера, населенного этническим меньшинствами и имеющего выход к Каспию. Образовавшаяся полоса превратилась бы в сухопутный коридор для проамериканских сил в Центральную Азию…
Ну и, конечно, стратегической целью этого большого плана была бы южная часть России, являющейся согласно западным военным доктринам, — «основной угрозой» и против которой, значит, хороши все меры.
Если план пойдет по контролируемому и прописанному за океаном сценарию — для нас это будет весьма трагично.
Но не менее трагично, что для нас, что для всего мира будет, если на месте реализации плана начнутся неконтролируемые реакции (появление неожиданных игроков, применение ОМУ и т.п.), из-за которых может полыхнуть сразу мировой пожар.
Действия России в этой ситуации превращаются в сложнейшую шахматную партию. Одно понятно на 100%. Решение о начале операции в Сирии было стратегически стопроцентно верным. И в нем есть только один минус: то, что оно не было принято еще раньше.<
Фото Politrussia