Сильный пожар вспыхнул на нефтедобывающей платформе № 10, принадлежащей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР) на каспийском месторождении Гюнешли-мелководное 4 декабря около 16.00 по бакинскому времени. Тогда в районе Среднего Каспия стояла штормовая погода, и поднимались волны высотой до 10 м. Спустя два дня пожар еще не был полностью потушен. Шторм сильно затруднил работу пожарных и спасение нефтяников.
По сообщениям западных и российских СМИ, к вечеру 6 декабря пропавшими без вести числились 29 работников платформы, были обнаружены тела двоих погибших, 32 человека спасены.
Первый вице-президент ГНКАР Хошбахт Юсифзаде на пресс-конференции 6 декабря сообщил, что спасательные работы проводятся в сложных метеоусловиях, ведется поиск пропавших с вертолетов МЧС и нефтекомпании. Г-н Юсифзаде дал понять, что шансы найти живыми пропавших без вести нефтяников невелики.
По его словам, пожар вспыхнул из-за повреждения штормом газопровода на платформе, и огонь перекинулся на соседнюю скважину. В общей сложности на этой платформе действуют 28 скважин, из которых ежесуточно добывалось 1 млн кубометров газа и 900 тонн нефти. Официальных сообщений на веб-сайте азербайджанской государственной нефтегазовой компании ГНКАР (SOCAR) к этому времени так и не появилось.
Остается неясным, насколько велика экологическая опасность, созданная этой аварией, и какой ущерб уже нанесен окружающей среде.
В связи с происшествием Генеральная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 6 декабря подписал указ об объявлении однодневного траура по погибшим нефтяникам. Также он приказал сформировать Государственную комиссию по расследованию происшествия под руководством премьер-министра Артура Расизаде.
В воскресенье днем президент России В.В.Путин направил И.Алиеву телеграмму с соболезнованиями.
Место происшествия находится в 90 км. на восток от Баку. Здесь в море расположена группа месторождений Азери – Чираг – Гюнешли (АЧГ), которые фактически представляют собой одно крупное нефтегазовое месторождение вытянутой формы площадью 48 х 5 км.
Открытые советскими геологами в 1980-е годы эти месторождения с 1994 года разрабатываются на основе соглашения о разделе продукции международным консорциумом АМОК под управлением британской компании BP. В нем также участвуют американские, японские, индийская, турецкая и норвежская нефтяные компании. Азербайджанской ГНКАР в консорциуме принадлежит 11,6%. В СМИ это предприятие получило наименование «контракт века».
Участие иностранных партнеров было необходимо Баку из-за сложности и дороговизны разработки морских месторождений. Однако наиболее простая в освоении мелководная западная часть АЧГ (Гюнешли-мелководное) изначально не была включена Азербайджаном в зону действия АМОК и разрабатывается ГНКАР самостоятельно. Тот факт, что именно здесь произошла тяжелая авария, позволяет предположить, что ее причиной могло стать недостаточно строгое соблюдение азербайджанскими нефтяниками техники безопасности.
Территория современной Азербайджанской Республики исторически является самым старым в мире нефтедобывающим районом. Уже более столетия интенсивная добыча нефти здесь ведется с применением самых современных технологий. За это время материковые месторождения в Азербайджане практически истощились, и теперь разработка запасов углеводородов в Каспийском море составляет основу валютных доходов этой страны. В последние несколько лет АЧГ ежегодно обеспечивает добычу 30 – 32 млн тонн нефти (около 75 % всей добычи в Азербайджане).
Добыча нефти и газа на морских месторождениях считается технологически сложным и опасным предприятием. На буровых платформах среди морской стихии в стесненных условиях размещаются люди, механизмы, трубопроводы и емкости с горючими веществами, в том числе находящимися под высоким давлением. В аварийной ситуации неизбежно возникает опасность не только для персонала платформы, но и для окружающей среды.
Так, в апреле 2010 года в акватории Мексиканского залива произошел взрыв и пожар на буровой платформе Deepwater Horizon, находившейся в аренде у компании BP. В итоге аварии погибло 13 человек, в море попало более 700 тыс. тонн нефти, что нанесло сильный удар по экосистеме моря и побережья, ущерб рыболовной и туристической отрасли. Экономическая оценка нанесенного природе ущерба до сих пор однозначно не определена, ясно, что он исчисляется многими миллиардами долларов.
В условиях Каспийского моря перспектива подобной аварии видится особенно пугающей. В отличие от Мексиканского залива Каспий – замкнутый и сравнительно небольшой водоем. В случае крупного разлива нефти и нефтепродуктов ущерб для каспийской экосистемы окажется даже более тяжелым, чем в случае открытого моря. Большие сомнения вызывают финансовые и технические возможности всех каспийских стран, и в первую очередь небольших как Азербайджан, по проведению срочных, затратных и согласованных мероприятий по борьбе с такими угрозами.
В то же время Каспийское море обладает уникальными природными особенностями. Это реликтовый морской бассейн, в котором сохранилась очень своеобразная экосистема. Здесь обитает более 500 видов растений и более 1000 видов животных, в том числе 110 видов рыб. Среди прочего в Каспийском море сохранилось 90% мирового стада осетровых рыб и добывается 95% осетровой икры. Среди прочих известных эндемиков – каспийский тюлень и розовый фламинго. Каждый год бассейн Каспия пересекают до 12 млн. перелетных птиц, и еще около 5 млн. остаются тут на зимовку.
В течение XX века биологическому богатству Каспийского моря и связанных с ним рек было нанесено немало ударов. Одним из самых тяжелых стало строительство каскада плотин и ГЭС на р. Волга в 1940 – 70-е гг. Это затруднило связь моря с его самой крупной рекой, служившей важнейшим местом нереста и откорма многих видов рыб. Открытый в 1952 г. судоходный канал Волга – Дон нарушил древнюю экологическую изоляцию Каспия. Все это имело печальные последствия для биологического богатства моря.
В настоящее время наступление цивилизации на природу Каспийского моря возглавляют индустрия морской нефтегазодобычи и активно развивающееся судоходство. Немалую опасность для природы моря представляют проекты транскаспийских трубопроводов, которые предлагаются с 1990-х гг. для перекачки нефти и газа с восточного побережья Каспия на Запад через Азербайджан. Из-за высокой сейсмической активности и сложного рельефа дна в зоне Среднего Каспия существует немалая вероятность повреждения подводных трубопроводов при землетрясениях и обвалах. Кроме того, шум от их работы, распространяясь в воде, будет оказывать отпугивающее воздействие на морских обитателей. А для многих видов рыб Каспия, в том числе осетровых, жизненно важны сезонные миграции по всему периметру моря.
Об этом не лишне напомнить в условиях осложнения отношений России с Турцией. Зависимость от поставок российского природного газа толкает Анкару к активизации поисков других крупных поставщиков этого топлива. Таким образом, неизбежно последует новое усиление интереса Турции к проекту Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан, который она уже не раз пыталась «продавить» несмотря на неразрешенный вопрос о статусе Каспия и экологические риски. Объявленный на 11 – 12 декабря с.г. визит Р.Т.Эрдогана в Ашхабад наверняка будет направлен на решение этой задачи.
Однако ни обострение взаимных политических противоречий, ни усиление экологических рисков в конечном счете не выгодно ни для одной из каспийских стран. Напротив, будущее региона – в углублении сотрудничества, в том числе в детальной проработке вопросов экологической безопасности и ответственности всех стран Каспия.