Исторический факт: именно Поднебесная первой начала устанавливать связи между Востоком и Западом. Почти за столетие до путешествий Колумба, Васко де Гаммы и Магеллана экспедиция китайского адмирала Чжэн Хэ фактически открыла морской путь из Восточной Азии в Европу, пройдя Малаккский пролив, обогнув Индию, Аравию и Восточную Африку, дошла до Синайского полуострова через Красное море. Но еще ранее, во II веке до нашей эры, сановник ханьского императора Чжань Цянь первым проложил сухопутный торговый маршрут между востоком и западом Евразии. Этот путь проходил по двум основным направлениям — северному (через Центральную Азию) и южному (через Индию и Афганистан). В истории он сохранился под названием «Великий шелковый». Но порой отождествляется с понятием «Великий кровавый»: маршруты были крайне опасными, жестокими и коварными. На купцов то и дело нападали варвары (кочевники), их жульнически обманывали контролировавшие путь согдийцы и евреи-рахдониты.
В результате кровопролитных войн на Ближнем Востоке Великий шелковый путь был закрыт. Купцы Поднебесной обратили свой взор на территорию современной России, маршруты через которую (Северный Кавказ и современный Татарстан и далее в Киевскую Русь) оказались относительно безопасными.
В последние два десятилетия Пекин активно возрождает Великий Шелковый путь. Уже функционирует «Северный коридор», который благодаря российской Транссибирской железной дороге перемещает людей и продукцию в Белоруссию и далее в ЕС. Но прокладывая путь в Европу, Пекин решил использовать принцип многовекторности и обращается к новым маршрутам. Один — проект «TRACECA», планируется провести через Киргизию, Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Азербайджан, Грузию и Турцию (альтернативно — Украину и Румынию). Второй, «Южный коридор», должен пройти через Мьянму, Индию, Пакистан, Иран и Турцию.
История повторяется. «Южный коридор» и проект «TRACECA» должны пройти через те самые регионы, где со времен древнего Великого шелкового потока беспрерывно возникали и возникают восстания, перевороты и войны.
Немало конфликтных зон, территориальных споров существует и сейчас. Как минимум четыре расположены там, где пройдет «Южный коридор». Первый, между Пекином и Дели — из-за ряда спорных приграничных территорий. Сегодня он заморожен, но опасность состоит в том, что китайско-индийская граница до сих пор юридически не оформлена и в официальных документах называется «линия фактического контроля».
Второй конфликт — между Индией и Пакистаном. Во второй половине XX века эти страны практически беспрерывно воевали между собой, оспаривая ряд приграничных территорий. Одна из них — историческая область Джамму и Кашмир. Здесь до сих пор проходит линия военного противостояния, а между сторонами — лишь временное перемирие.
Третий — между Ираном и Турцией. Эти страны претендуют на региональное лидерство, соперничают из-за влияния на Сирию и Ирак. Их противоречия усугубляются межконфессиональными расхождениями. Иран населяют шииты, а в Турции преобладает суннитская исламская ветвь.
Наконец, четвертая конфликтная зона — между Пекином и Анкарой в так называемом уйгурском вопросе. Уйгуры (тюрки) по этническому происхождению туркам близки и по этой причине их сепаратистские движения активно поддерживаются и финансируются с одобрения США Турцией.
Еще больше территориальных споров там, где должен пройти поддерживаемый Соединенными Штатами маршрут «TRACECA»: между Киргизией и Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном, Азербайджаном и Арменией, Арменией и Грузией, Турцией и Арменией, Украиной и Румынией и т. д.
Каждый из этих споров может использовать третья сторона, чтобы разжечь конфликт. Главные конкуренты Китая — Соединенные Штаты, сегодня внимательно наблюдают за продвижением Пекина на Запад, предлагают новые маршруты, стимулируя как можно больше в них инвестировать. Но как показывает исторический опыт, американские финансовые корпорации используют все средства, чтобы сдерживать соперника. Вовлекая Китай в реализацию трансконтинентальных проектов, пути прохождения которых пролегают через конфликтные территории, увеличивают риски маршрутов Великого шелкового пути, снижают их безопасность.
Конечно, Восток дело тонкое. Но история это все-таки та наука, которую нельзя игнорировать. Если ее не знать и не уважать, то она может жестоко наказать.