Турция начала перенимать любимые приемы украинской газовой пропаганды: громкие заявления об избавлении от российского газа соседствуют с увеличением его реальных закупок. Правда заключается в том, что предоставить Турции природный газ в нужных для страны количествах способна на данный момент только Россия.
Несмотря на заявления Турции о готовности снизить зависимость от российского газа, в четвертом квартале экспорт Газпрома в эту страну может вырасти примерно на 1 млрд кубометров по сравнению с октябрем – декабрем 2014 года, свидетельствуют расчеты «Интерфакса».
Так, с 9 декабря через ГИС «Орловка» (по этому коридору газ получают запад Турции, а также Болгария, Румыния, Греция, Македония) поставки вышли на максимальный уровень – свыше 68 млн кубометров в сутки. Такие данные опубликовал Укртрансгаз. Если эта динамика закрепится в оставшиеся дни уходящего года, то в четвертом квартале Газпром может поставить в Турцию 7,5 млрд кубометров газа после 6,59 млрд кубов в четвертом квартале 2014-го, то есть почти на 1 млрд кубов больше.
Рост объемов отбора газа Турцией резко контрастирует с недавними заявлениями о готовности республики снижать потребление российского газа за счет роста поставок из других источников.
«Объем нашего импорта из России составляет около 25 млрд долларов, основная его часть – энергоносители. Мы работаем над тем, чтобы минимизировать нашу энергозависимость от России в ближайшие годы. Этого мы планируем достичь в ходе переговоров с Азербайджаном, Катаром, Северным Ираком и другими странами», – заявлял министр экономики Турции Мустафа Элиташ на телеканале NTV буквально неделю назад.
Также на прошлой неделе у Турции появилось желание наладить газовое сотрудничество с Израилем. Причем израильский премьер Биньямин Нетаньяху ответил, что со своей стороны Израиль тоже готов поставлять в Турцию газ, а также сотрудничать со страной как с транзитером, несмотря на разногласия, существующие между государствами. В Израиле возлагают большие надежды на разработку месторождений «Тамар» и «Левиафан». Израиль хотел бы продавать топливо не только в Турцию, но и на Кипр, в Грецию, а также в Египет и в Иорданию. Более того, среди возможных покупателей газа в Иерусалиме видят также государства Европы.
Почему Турция стала покупать российский газ по максимуму? Это можно было бы объяснить похолоданием. Однако в Турции погодный фактор не оказывает значительного влияния на емкость рынка в целом, отмечают аналитики Interfax Global Energy. По первым 10 месяцам этого года роста потребления газа в Турции не было, наблюдалось даже снижение примерно на прошлогоднем уровне, говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Судя по всему, Турция начала закупать российский газ по максимуму потому, что иранский газ не поставляется в нужных объемах, а СПГ не так привлекателен по цене, считает Алексей Гривач.
Аналитики Interfax Global Energy подтверждают, что Анкара наращивает поставки российского газа одновременно со снижением поставок иранского газа и импорта СПГ.
Иран всегда отличался нестабильностью поставок газа в Турцию. «У Ирана бывают технические проблемы или проблемы с тем, что потребление в самом Иране увеличивается, поэтому им приходится сокращать подачу газа на экспорт. Газпром регулярно закрывает дополнительные потребности Турции в газе, когда у страны возникают трудности с иранским топливом», – объясняет Гривач. Сейчас, судя по всему, именно такой случай.
При этом надо понимать, что Турция берет у России газ уже по максимуму, поэтому потенциальные дополнительные проблемы с иранским газом уже не смогут быть покрыты поставками российского газа, уточняет газовый эксперт. Здесь должен был помочь выгодный для Анкары «Турецкий поток». Однако Москва приостановила этот проект, и для его возрождения первый шаг придется делать самой Турции.
Что касается заявлений Анкары о планах покупать израильский газ, то этого топлива еще фактически нет. «По израильским месторождениям («Тамар» и «Левиафан») пока нет окончательных инвестиционных решений, и схема их разработки до конца не понятна», – замечает Алексей Гривач. Более того, нет еще и никакой инфраструктуры для поставок израильского голубого топлива в Турцию.
«Теоретически поставки из Ирана могут быть реализованы только по морскому газопроводу. Вероятно, придется вести его вдоль берега либо Сирии, либо кипрского шельфа. Это очень сложный проект, с очень далекой перспективой и неопределенностью», – оценивает эксперт.
Впрочем, шансы на успех газовых переговоров Турции с Израилем крайне малы из-за серьезных политических противоречий двух стран. Для начала Анкаре и Иерусалиму надо нормализовать отношения, испорченные в 2010 году историей с «Флотилией свободы», которая пыталась прорвать блокаду сектора Газа. В результате несколько турецких граждан погибло.
На днях президент Турции назвал условия нормализации отношений с Израилем. Власти Израиля должны извиниться за инцидент с «Флотилией свободы», выплатить компенсацию семьям погибших и прекратить блокаду сектора Газа. За инцидент Иерусалим уже извинился, однако отмена блокады сектора Газа неприемлема для Израиля, который считает ХАМАС, контролирующий сектор, террористической структурой. В Иерусалиме же предупредили, что газовые переговоры могут сорваться, если Анкара будет настаивать на политических требованиях.
Турки делают вид, что ищут другой газ – проблема лишь в том, что других источников на самом деле нет, уверяет Алексей Гривач.
В этом плане турецкий популизм очень похож на украинский. Киев вот уже два года активно ищет другой газ взамен российского. Хотели покупать и казахстанский, и туркменский, и азербайджанский, и даже американский. Однако воз и ныне там. Ни одно громкое заявление не было подтверждено реальными действиями, даже необязательным к исполнению меморандумом.
Утверждения же украинских властей о том, что российский газ заменен реверсом из Европы, – прямая подтасовка. Без российского газа никакого реверса из ЕС не было бы. Потому что Евросоюз сам себя газом не обеспечивает, а является крупным импортером голубого топлива из России. Реверсный газ из Европы на Украину только на бумаге европейский, а по факту это тот же российский газ, который трейдеры ЕС перепродают Киеву.
«У Турции также нет возможностей уменьшить долю российского газа. Могут быть лишь тактические решения, например сегодня взяли чуть больше СПГ, завтра – чуть меньше, но принципиально изменить баланс Турции в ближайшие пять–семь лет не под силу», – заключает Алексей Гривач из ФНЭБ.
Интересно, что рост поставок российского газа в Турцию в четвертом квартале на 1 млрд кубов после четырех кварталов падения подряд может компенсировать если не всю, то большую часть падения предыдущих кварталов. По итогам 2015 года российский экспорт в Турцию может сложиться на уровне 27 млрд кубов после 27,334 млрд в 2014 году. Турция зависит от российского газа на 60%, без него турецкая экономика просто рухнет.
Фото Reuters