Комплектующие для бытовой техники, автозапчасти, турецкие ткани — все эти грузы уже три недели не могут дойти до российских заводов. Что это значит для потребителей, выясняла DW.
Санкции в отношении Турции, которые Москва ввела в ответ на сбитый турецкими военными российский бомбардировщик Су-24, начнут действовать с 1 января. Тем не менее, еще до их официального вступления в силу возникли проблемы с доступом турецких товаров на российский рынок.
В результата задержек с оформлением турецких товаров на российских таможенных постах заводы под Санкт-Петербургом с конца ноября не могут получить контейнеры с комплектующими для сборки бытовой техники и автокомпонентами, рассказал председатель комитета по промышленной политике и инновациям города Максим Мейксин. По его словам, с недопоставками столкнулись десятки предприятий, а некоторым пришлось приостановить работу.
Оглавление:
Российские холодильники с турецким акцентом
Таможенные брокеры — компании-посредники между владельцами грузов и таможенной службой — о ситуации с задержками грузов говорят неохотно. «Задержки были сразу после того, как сбили самолет, но сейчас грузы начали выпускать», — рассказал DW директор одной из компаний, работающих в Новороссийске, куда морем прибывают турецкие грузы. Однако представитель московской фирмы, которая прекратила работать с турецкими поставщиками еще до начала задержек, сообщил, что на таможне застряло большое количество турецких товаров: «Коллеги рассказывают, что все плохо, все стоит».
От проволочек при оформлении на таможенных постах пострадали в первую очередь производители бытовой техники. Многие из них либо приостановили производство, либо работают с затруднениями, сообщил DW представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
По его словам, Турция — один из важнейших поставщиков на российский рынок готовой бытовой техники и комплектующих для локального производства. От 15 до 20 процентов комплектующих в произведенных в России холодильниках, стиральных машинах и микроволновках — турецкого происхождения, подчеркнул Гуськов. «Поэтому осложнение отношений и, как следствие, затруднения на границе сильно ударят по внутреннему рынку», — резюмировал он.
Таможня дает добро, но медленно
В связи с задержкой комплектующих производство стиральных машин 9 декабря приостановил завод Bosch-Siemens под Санкт-Петербургом, рассказал Мейксин в интервью телеканалу «РБК». А с понедельника, 14 декабря, пришлось заморозить и производство холодильников, добавил он. В главном офисе владеющей заводом компании BSH Bosch und Siemens Hausgeräte в Мюнхене ситуацию комментировать отказались. По данным на вторник, 15 декабря, таможенное оформление грузов началось, и, если не будет новых проволочек, завод сможет снова запустить конвейер на следующей неделе, цитирует Мейксина петербургское издание «Фонтанка.ру».
В Федеральной таможенной службе заверили, что никаких задержек при оформлении поступающих из Турции товаров не происходит. «Товары из Турции проходят российскую таможню и выпускаются в установленном порядке, — сообщили в ведомстве в ответ на запрос DW. — Без таможенного досмотра через российскую таможню проходят скоропортящиеся товары и комплектующие для предприятий отечественной промышленности, например автокомпоненты». Остальные товары проходят таможенный досмотр в предусмотренные законом сроки, добавили в ФТС.
Правда, по информации «Фонтанки.ру», которая ссылается на представителя одного из петербургских заводов, часть грузов не может даже подойти к таможне, поскольку на границе образовалась очередь из стоящих грузовиков.
Под ударом автолюбители и модники
От турецких запчастей зависит и российский автопром. Среди задержанных на таможне грузов оказались контейнеры для санкт-петербургского завода Toyota. Однако пострадать могут гораздо больше автопроизводителей. Турецкие компоненты поставляются на 15 автомобильных заводов по всей России, отметил аналитик автомобильной отрасли в Ernst & Young Андрей Томышев.
Обострение российско-турецких отношений может негативно отразиться и на российской легкой промышленности, поскольку Турция — крупный поставщик тканей для российских производителей одежды. На ее долю приходится 12,5 процентов всех поставляемых в Россию тканей, говорит коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. Своевременные поставки имеют ключевое значение для производителей одежды, подчеркнула она: «Производство — это отлаженный процесс. И если ткань не приходит вовремя, то вся цепочка обрушится». По словам Гаспарян, в ситуации неопределенности с поставками производители вынуждены искать альтернативу на других рынках, что влечет дополнительные расходы.
Для покупателей это может означать рост цен на одежду, который станет косвенным результатом ограничений, предупреждает эксперт. «Необходимость в экстренной смене проверенных поставщиков, скорее всего, приведет к продолжению роста рублевых цен на качественную продукцию», — резюмировала Гаспарян.
Что почувствуют потребители?
Для российских потребителей осложнение торгово-экономических отношений между двумя странами не пройдет незамеченным, уверен профессор Высшей школы экономки Алексей Портанский. Опыт введения санкций в отношении продукции из стран ЕС уже показал, что потребительский рынок сильно страдает от подобных мер, отметил он в интервью DW.
«Никакого немедленного импортозамещения произойти не может. Налаженные поставки бывает трудно сразу заменить, и без негативных последствий это не обходится», — подчеркнул эксперт.