Статьи

Шельфовая война Украины и России в Черном море

14h

Недавно во время буксирования по Черному морю турецкое судно пыталось помешать переводу самоподъемной платформы «Таврида» к побережью Крыма. На следующий день украинский МИД заявил о том, что российская сторона украла платформу, принадлежащую Украине.

С точки зрения российской власти, это — абсолютный абсурд, но не надо спешить с выводами. Нерешенность вопроса раздела шельфовых вод Черного моря ставит перед двумя странами целую стену проблем, решить которые будет невозможно еще долгие годы, если не десятилетия.

Как мы понимаем, главная проблема взаимоотношения двух стран — это статус Крыма. Ни одна украинская власть в ближайшей перспективе формально не откажется от своих притязаний на полуостров. Проблемы статуса и принадлежности Крыма делают невозможными и любые официальные переговоры по этому поводу, что ставит перед странами массу проблем: политических, энергетических, экономических.

Кто сильнее тот и прав. Это древнее и простое правило надолго станет главенствующим при определении принадлежности того или иного объекта в акватории Черного моря. В первую очередь это будет касаться статуса и принадлежности газовых месторождений шельфа и движимого имущества крымских компаний.

Особого колорита этой истории придает тот факт, что некоторые освоенные месторождений, находящихся западнее Крыма и южнее Одессы, находятся ближе к последней. Например, самое значительное по разведанным запасам Одесское газовое месторождение с балансовыми запасами газа в размере 22 млрд куб. м. находится от украинской материковой части на расстоянии 130 км, а от побережья Крыма на расстоянии 150 км.

14h_1
Pbs

Не будь территориального спора, все было бы просто и ясно. Но в виду прошлой общности территорий и согласно прошлым планам развития промысла, трубопровод от данного месторождения идет в Крым. И формально решить вопрос принадлежности газа из Одесского месторождения никак невозможно.

Только силой, тем более, что на протяжении следующих двух лет данный промысел совместно с соседним для обеспечения Крыма газом (о чем ниже) будет критически важным. А потому в акватории постоянно дежурят корабли Черноморского флота РФ, и данная ситуация, скорее всего, будет продолжатся еще очень долго.

Не исключу вероятности террористических актов со стороны так называемых «активистов»-блокадников Крыма, которые недавно объявили о блокаде полуострова с моря. Проще всего провести диверсию на мелководном участке шельфа где проложена труба. Это сразу создаст значительные проблемы для полуострова (пока не будет проложен магистральный газопровод по дну Керченского пролива).

Это, так сказать, проблемы текущие, но есть и проблемы, которые проявятся в будущем.

Утраченные возможности

Постоянной проблемой для России теперь будут претензии Украины на имущество крымских компаний и в первую очередь таких, как «Черноморнефтегаз».

Дело в том, что в последние годы принадлежности Крыма Украине, основные капиталовложения в нефтегазовый комплекс последней и основные надежды на рост добычи природного газа были связаны именно с добычей газа на шельфе. В 2011 году добыча компании «Черноморнефтегаз» была примерно 1 млрд куб. м в год. Уже в текущем году она должна была составить 3 млрд кубов, что полностью покрывало бы потребности полуострова и позволяло закрывать частично потребности юга Украины.

Далее предполагалось доведение добычи до 5 млрд. кубов газа в год, что позволяло Украине добывать суммарно 25-27 млрд кубов газа уже в 2020 году. В нынешней ситуации эти планы стали нереализуемы. Страшнее всего для украинского нефтегазового комплекса то, что других вариантов роста отрасли в ближайшей перспективе не просматривается. На материковой части Украины уже давно не открывали ни одного даже среднего по запасам месторождения.

Я уже молчу о крупных.

Если бы не Шебелинское гигантское месторождение в Харьковской области, на котором за все годы уже добыто более 1,1 трлн кубов газа, то ситуация выглядела бы совсем грустно. До сих пор половина всего украинского газа добывается на этом украинском газовом «клондайке», и в ближайшие годы здесь ничего не изменится.

К сожалению, для Киева украинская территория уже давно изучена и найти значительные запасы газа на ней практически невозможно (за исключением юга Одесской области). Пик добычи (76 млрд кубов в год) был пройден в середине 1970-х, и достигнуть вновь этих цифр уже никогда не удастся.

Надежда была на шельф, в том числе и глубоководный. Именно для разработки данных площадей Украиной за огромные деньги (около 1,5 млрд долларов) были приобретены две буровые вышки: «Независимость» и «Петр Годованец». Сейчас они вместе с остальным имущественным комплексом «Черноморнефтегаза» находятся в распоряжении России и являются одной из основных претензий Украины, которые делают невозможным перевод данных платформ в акваторию других морей. Они навсегда будут «замкнуты» в Черном море.

При попытке провода их через Босфор они будут реквизированы по иску Украины.

Для Москвы это не критично, как некритична и добыча углеводородов на шельфе западнее Крыма после 2017 года. Уже к концу 2017 года из Кубани будет проложена нитка газопровода, которая раз и навсегда решит все будущие проблемы газификации полуострова.

На сегодня полуостров полностью обеспечен газом. А в связи с тем, что на его территории есть всего лишь одно газовое хранилище незначительного объема, некоторые скважины в летний период даже глушатся. Правда, с вводом в строй двух мощных газовых блоков ТЭС (в Симферополе и Севастополе) ситуация изменится и «своего» газа Крыму уже станет не хватать.

А вот для Украины неурегулированность проблем с Россией является значительной проблемой. Остаток шельфа Черного моря теперь разрабатывать некем и нечем. Даже переподключить месторождение Одесское к Украине нечем. Своих денег у страны нет, а инвестиции в регион не придут, пока не будет решен территориальный спор. Получается замкнутый круг.

Таким образом, Украина, нагнетая ситуацию вокруг шельфа и принадлежности газовых месторождений, фактически ничего не теряет. Она все уже потеряла «благодаря» перевороту в Киеве в феврале 2014 года. А значит, разного рода угрозы и мелкие пакости со стороны «активистов» вполне возможны и даже ожидаемы. С провалом энергетической блокады, Киев может попытаться устроить полуострову блокаду газовую.

На самом деле, угроза более чем реальная. Еще два года Крым будет зависеть от внутренних ресурсов газа, находящихся в море. А значит, ожидать, что проблема будет по-тихому замята не приходится.

Источник

Фото Politrussia

 

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.