Процедура дешифрации информации с бортового самописца российского бомбардировщика Су-24М, который в ноябре этого года был сбит турецким истребителем в небе Сирии, будет завершена в этот понедельник. Сам «черный ящик» был вскрыт в минувшую пятницу, возможно, впервые публично.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК), которым прибор передали представители Минобороны РФ, начали извлекать данные из него в присутствии десятка журналистов. Телеканалы «Россия-24» и RT вели прямую трансляцию мероприятия.
По словам замначальника службы безопасности полетов Воздушно-космических войск генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, в пятницу, 18 декабря, планировалось выполнить работы, связанные с извлечением твердотельного носителя информации из устройства, начать работы по его монтажу на технологическом стенде, а также списать данные и сформировать файл полетной информации. Основные работы — анализ и обработка полученных с самописца сведений — планировалось, по словам военных, выполнить в субботу, 19 декабря.
Однако уже после первого этапа возникла непредвиденная трудность. Выяснилось, что работа экспертов будет осложнена тем, что в результате падения Су-24 бортовой накопитель получил частичные повреждения: начиная от лакировочного покрытия до крышки (она отсутствовала полностью), к которой прикрепляется электрожгут для подсоединения с бортом самолета (сам электрожгут «черного ящика» оборван). Кроме того, механические повреждения получила карта памяти. Это связано с тем, что ракета турецкого бомбардировщика F-16 попала в хвост нашего самолета, где и находился бортовой самописец.
«На верхней плате 3 из 8 микросхем имеют повреждения со сколами, заметные невооруженным глазом, что свидетельствует о том, что полетная информация на них отсутствует», — заявил в пятницу начальник информационно-аналитической службы отдела службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ полковник Андрей Семенов.
Поэтому, по словам полковника Семенова, принято решение направить извлеченные микросхемы в лабораторию на рентгенографию.
«Довожу до вас промежуточные результаты нашей работы. Специалисты извлекли плату памяти. К сожалению, она имеет механические повреждения, поэтому комиссия будет обсуждать данную ситуацию с привлечением международных наблюдателей», — прокомментировал замначальника службы безопасности ВКС Сергей Байнетов.
Отметим, что РФ пригласила в качестве наблюдателей экспертов из 14 стран. Однако, по словам военных, не отказались от приглашения лишь представители КНР и Великобритании. Также, по словам заместителя главкома Воздушно-космических сил Сергея Дронова, в данной работе принимают участие президент и вице-президент международного общества расследований авиационных происшествий, граждане США — Дель Грандио и Рональд Шлидт.
Они уже высказались по поводу организации всей процедуры по вскрытию «черного ящика». Согласно данным с сайта МАК, международные эксперты отметили «высококлассную подготовку специалистов и беспрецедентную открытость», которую продемонстрировали сотрудники МАК и Минобороны России. Они также подтвердили, что все работы на мероприятии проводились объективно и беспристрастно.
«Мало кто может вспомнить моменты, когда пресса была допущена до вскрытия бортовых накопителей», — указал генерал Сергей Байнетов, подчеркнув, что журналисты были допущены в «святая святых» в расследовании авиапроисшествий.
На понедельник в той же аудитории Международного авиационного комитета, где в пятницу был вскрыт «черный ящик», запланировано обнародование результатов вскрытия.
Будут обнародованы полученные данные, и все узнают, где именно находился российский самолет в тот момент, когда в него была выпущена турецкая ракета, и предупреждали ли турки о готовящейся авиаатаке. Кроме того, расшифровка «черного ящика» может помочь выяснить, как именно был уничтожен наш боевой самолет.
Дело в том, что в эти выходные появилась информация, что российский бомбардировщик был добит с земли.
Сотрудники информагентства Anna News одними из первых побывали на месте крушения российского Су-24М и выяснили новые обстоятельства происшествия. По их данным, во время атаки на бомбардировщик было осуществлено два удара. После первого ракетного удара ракетой с истребителя F-16 турецких ВВС российский самолет еще пытался набрать высоту. А разбился бомбардировщик лишь после того, как Турция ударила в хвост военного воздушного судна России с земли зенитной ракетой. Именно в момент второго удара пилоты, управлявшие российским самолетом, катапультировались.
По словам журналиста издания Марата Мусина, эта версия будет доказана 21 декабря, когда станут известны результаты итоги расшифровки бортового самописца Су-24.
Стоит напомнить, что, согласно первоначальному заявлению Минобороны РФ, российский бомбардировщик был уничтожен, предположительно, с земли зенитно-ракетным вооружением. И лишь позже, после того, как сами турки признались в содеянном, версия об уничтожении ракетой «воздух-воздух» стала приоритетной.
Добавим, что госсекретарь США Джон Керри в интервью ведущему программы «Вести в субботу» Сергею Брилеву заявил, что у США есть «определенные данные» с радаров о произошедшем инциденте с российским Су-24 в Сирии. При этом Керри отметил, что детали произошедшего ему лично пока неизвестны.