Статьи

Путин и Трамп начинают игру против Хиллари Клинтон

Только за последние дни соперники Дональда Трампа назвали его придурком, вербовщиком ИГИЛ, фашистом, поклонником диктатора Путина – рассчитывая тем самым преградить ему путь в Белый дом. Но сам Дональд Трамп, после того как неожиданно получил в лице Владимира Путина своеобразного союзника в президентской кампании, вместо того чтобы оправдываться, продолжает нахваливать российского президента – рассчитывая заработать на этом дополнительные очки.

Никогда раньше фамилия руководителя нашей страны не звучала так часто в ходе предвыборной кампании в США. Сталина вспоминали в последние выборы Рузвельта в 1944-м, но тогда наши страны были союзниками в войне и главным большевиком уже не пугали детей, о Хрущеве шла речь в ходе дебатов Кеннеди и Никсона в 1960-м – но уже на финише кампании и только в контексте отношений с СССР.

Американские выборы вообще абсолютно внутреннее дело – внешний мир рассматривается как объект, а иностранные лидеры не считаются достойными персонального внимания. Тем более невозможно себе представить, чтобы кандидат сравнивал себя с кем-то из заморских лидеров или бравировал его поддержкой. И уж тем более просто не могло быть ситуации, когда бы отношение к хозяину Кремля стало важным элементом позиционирования кандидатов. Но нынешняя кампания ломает многие стереотипы – в том числе и этот.

Конечно, вопрос «Как вы оцениваете позицию кандидата в отношении президента России?» еще не включается в социологические опросы, но умолчать о Путине не может уже ни один претендент. Причем, что важно, речь идет даже не об оценке политики России и ее курсе, а уже об отношении к Путину как таковому, то есть некоему образу сильного лидера, который сложился в США. Бренд Путина становится значимым фактором предвыборной борьбы – и сейчас мы можем наблюдать, как его разыгрывает самый перспективный и хваткий кандидат, Дональд Трамп.

С самого начала кампании Трамп был единственным, кто в основном положительно отзывался о Владимире Путине – даже один из кандидатов от влиятельного движения «чайников», антиэлитного республиканского течения, сенатор Рэнд Пол, отличающийся самым разумным среди всех претендентов подходом к внешней политике, и то решил отдать дань антироссийской риторике.

Трамп же сознательно сделал присказку о том, что он сумеет наладить отношения с Путиным, одной из ключевых в своей кампании. Путин не уважает Обаму, ни в грош его не ставит, потому что нынешний президент слабак, а я вот сумею найти общий язык с этим русским. Сначала эти слова Трампа воспринимались как его очередная глупость – ну да, клоун, ругает Макейна и латиноамериканцев, хочет договориться с Путиным, сам себя закапывает, что с него взять.

Но умеренные комплименты Путину никак не мешали триумфальному росту рейтинга Трампа – наоборот, пока большинство остальных кандидатов соревновались в изобретении методов обуздания России и Путина, миллиардер продолжал повторять свое «мы договоримся». Причем в какой-то момент он, наверняка еще и с цифрами социологов, убедился в том, что подобная линия не только не отнимает у него сторонников, а еще и прибавляет.

Уже в разгар осени, когда началась российская кампания в Сирии, Трамп однозначно выступил в ее поддержку, заявив, что Путин правильно делает, что воюет с ИГИЛ. И сейчас, после того как Вашингтон вынужден был отложить в сторону свое требование ухода Асада, пойти навстречу Путину и фактически дезавуировать свою политику изоляции России, Трамп получил еще и бонусы – ну посмотрите, Обама же делает то, что я и говорил, правда, у него все равно ничего не получится, потому что он слабак.

При этом с начала декабря Трамп снова стал увеличивать свой отрыв от конкурентов – сейчас он вдвое опережает ближайших преследователей – и для него пришло время закреплять свою «базу». И в этот момент у него появился неожиданный союзник – Владимир Путин аккуратно, но точно поддержал Трампа. После четверговой пресс-конференции президент России наконец-то среагировал на вопрос, ответ на который от него хотели услышать как минимум последние три месяца, с тех пор, когда многим уже стало понятно, что Трамп – это серьезно.

Путин назвал Трампа талантливым и безусловным лидером гонки, на что Трамп тут же среагировал, сказав, что для него большая честь принять комплимент от такого лидера, от человека, пользующегося большим уважением как у себя на родине, так и за ее пределами. То есть Трамп еще и ответил Путину в максимально раздражительном для американского истеблишмента тоне. «Уважаемый лидер» – это про того, кого настоящие американские политики называют в лучшем случае хулиганом, а в худшем – диктатором? Да как он посмел!» – так должны были среагировать на слова Трампа, и так и среагировали. И тут Трамп пошел еще дальше – в ответ на критику он заявил, что остальные кандидаты ему просто завидуют:

«Путин хорошо относится ко мне. Я, честно, хорошо отношусь к нему. Я думаю, мы можем работать вместе с Россией нам на пользу. Ради всеобщей выгоды. А они чертовски завидуют, потому что он этих людей не упоминает и упоминать не собирается. Поэтому парочка из них выступила с заявлениями в духе: «О нет, вы не хотите быть друзьями, о нет, мы не хотим быть друзьями». Нет, мы хотим потратить еще пять триллионов долларов, продолжая ссориться».

Трамп высмеивает своих соперников, глумится над ними, да еще и говорит о том, что с Россией выгодно сотрудничать: «Я всегда чувствовал, что России и США надо сообща бороться с терроризмом и восстанавливать мир, не говоря уже о торговле и других выгодах, получаемых от взаимного уважения». Хуже того – в одном из интервью в прошедшие выходные Трамп начал спорить с ведущим, который стал говорить о том, что является практически само собой разумеющимся для мира большой американской политики. О том, что Путин «диктатор и убийца».

В ходе интервью телеканалу MSNBC ведущий выразил Трампу свое недоумение по поводу высказанных в адрес российского президента комплиментов.

«– А что? Когда вас называют блестящим, это всегда хорошо. Особенно когда этот человек правит Россией.

– Это также человек, который убивает журналистов и политических противников и вторгается в другие страны. Это явно повод для беспокойства, не так ли?

– Он правит своей страной. И он, по крайней мере, лидер. Не то, что мы имеем у себя в стране.

– Но опять же, он убивает журналистов, которые с ним не согласны

– Я считаю, что наша страна тоже много убивает, вы понимаете, Джо? В мире сейчас происходит много всякой глупости, Джо. Много убийств, много глупостей.

– Я чего-то не понимаю. Но вы, очевидно, осуждаете Владимира Путина за то, что он убивает журналистов и политических противников, верно?

– Конечно, безусловно…»

Думаете, от Трампа добились-таки осуждения Путина? Нет, в другом интервью в тот же день, на телеканале АВС, с ним попытались продолжить эту тему, снова предложив ему «осудить Путина»:

«Если он убивал репортеров, то это ужасно. Но ведь не доказано, что он стоял с пистолетом, и, знаете, он никогда не брал на себя ответственность и не признавался в убийствах. Он всегда это отрицал. Вы вот сказали, что Путин убивает людей. Я этого не видел. Ну назовите мне убитого правительством русского журналиста».

После того, как ведущий сказал, что «Путин, безусловно, убил журналиста-расследователя Анну Политковскую в 2006 году» (умолчав, естественно, что это произошло в день рождения Путина), Трамп ответил:

«Никогда не было доказано, что он убил. Вы вроде как должны считаться невиновным, пока ваша вина не доказана? По крайней мере, в нашей стране».

И после всего этого Трамп еще имел наглость доказывать ведущим и аудитории, что Путин популярный лидер не потому, что он убил всех оппозиционеров и уничтожил «свободную прессу»:

«Я всегда относился к Путину нормально. Я считаю его сильным лидером. Он мощный лидер. Он реально популярен у себя в стране. Там его уважают как лидера…. Мне кажется, что у него рейтинг сильно за 80 процентов…. Смотрите, а у Обамы за 30 с чем-то или 40 с мелочью. И я не знаю, кто проводит эти опросы, но я думаю, что их на самом деле проводят американские компании».

Это уже само по себе скандал для американской политики – мало того, что Трамп ломает все сценарии предвыборной кампании, он еще и подвергает сомнению основополагающие постулаты внешнеполитической доктрины, согласно которым Россия стонет под игом чекистского режима, и только ядерная триада мешает Америке прийти на помощь порабощенному русскому народу с его борцами за демократию Навальным и Касьяновым. Трамп ведет подрывную деятельность, гораздо более опасную, чем вещание десяти «Раша Тудей» – потому что он сейчас самый популярный политик в США, и его смотрят и слушают десятки миллионов человек (среди которых становится все больше его сторонников), причем тех, кто никогда бы не стал смотреть англоязычный российский информационный канал.

И самое обидное для американской элиты – это то, что крыть Трампа нечем, как нечего возразить на его внутриполитические обличения продажных и бессмысленных политиков, так невозможно и противопоставить что-то осмысленное словам Трампа о Путине. Можно только плоско шутить, как это сделал сенатор Маккейн, назвавший альянс Путина и Трампа «счастливым браком», или запускать сатирические сайты trump-putin2016.com, как это сделал один из соперников Трампа Джон Кейсич, забавляясь переделкой лозунга миллиардера в «Сделаем тиранию снова великой!» и «пресс-релизами» о выборе Трампом Путина в качестве кандидата в вице-президенты.

Получается, что как Путин работает на Трампа – позволяя ему быть и во внешнеполитических вопросах главным антисистемным кандидатом, а заодно и передавая ему свой рейтинг в США, так и Трамп работает на Россию – проводя сеанс разоблачения антипутинской пропаганды и хотя бы на словах выступая за нормальные отношения двух стран.

Кстати, в этом и есть одна из причин того, что Путин решил поддержать Трампа так рано – не став дожидаться его выдвижения в президенты от республиканцев.

За все годы – а это уже пятые выборы в США за годы его правления – Путин лишь однажды давал понять о своих симпатиях в ходе американской президентской кампании.

Выборы 2000 года – между Гором и Бушем – мнение России вообще никого не интересовало. У нас шла Вторая чеченская, и обе партии были намерены давить на Россию с целью не дать ей возомнить о себе лишнего. Осенью 2004 года Путин сказал, что если Джордж Буш проиграет выборы, то террористы отпразднуют победу – тогда на пути переизбрания Буша-младшего стоял демократ Джон Керри. Но это было сказано менее чем за месяц до выборов – и понятно, что во многом благодаря тому, что с действующим президентом у Путина сложился человеческий контакт, который ему не хотелось менять на выстраивание отношений с малознакомым сенатором.

Но уже спустя два с половиной года, в феврале 2007-го, в Мюнхене Путин, окончательно убедившийся в том, что политику США определяет скорее вице-президент Чейни, чем президент Буш, высказал практически все, что он думает про американскую исключительность.

Потом, в 2008-м, боролись сенаторы Маккейн и Обама – и при всей антипатии к сбитому советским зенитчиком летчику Путин не испытывал никаких иллюзий и в отношении стоявших за мулатом Байденом и Клинтон.

Спустя четыре года Митт Ромни назвал Россию главным геополитическим врагом США – но в ноябре 2012-го Путину по большому счету было уже абсолютно все равно, останется ли еще на четыре года Обама – Байден, или придут республиканцы. Понятно, что Обама был меньшим злом – но очень условно: уже при возвращении Путина в Кремль, произошедшем за несколько месяцев до американских выборов, было понятно, что в Вашингтоне по отношению к России есть двухпартийный консенсус как минимум в двух вещах. Россию нужно сдерживать, а Путина нужно блокировать где только можно. Да, с Обамой еще удалось договориться о предотвращении атаки на Сирию осенью 2013-го – но через пару месяцев началась Украина, и конфронтация Москвы и Вашингтона достигла исторического максимума.

К выборам 2016 года был заготовлен выбор между Джебом Бушем и Хиллари Клинтон – в котором для России, конечно, не оба хуже, но третий Буш был бы предпочтительней в основном в чисто человеческом плане. По Клинтон, кстати, Путин уже, что называется, проходился в прошлом году – но при нынешнем уровне конфронтации России и США какая разница, с кем ты будешь видеться пару раз в году на многосторонних саммитах вроде «большой двадцатки».

Реальная элита в Штатах надпартийна – а уж в вопросах геополитики различия и вовсе носят ситуационный характер. Конечно, с Бушем было бы проще разговаривать – не договариваться, а просто говорить – но были серьезные сомнения в его способности выиграть у бывшей первой леди. И они досрочно подтвердились, да еще как – 2015 год бывший губернатор Флориды заканчивает с трехпроцентным рейтингом, отводя душу публичным обзыванием придурком Трампа.

Трампа – от которого Буш отстает уже на порядок. Отстает так, что остановить Трампа становится уже малоразрешимой задачей не просто для клана Бушей, а для всего республиканского истеблишмента. Да и демократического тоже – так что у Путина до следующего ноября будет еще немало возможностей передать «привет горячий» Хиллари Клинтон. И он, несомненно, ими воспользуется – через несистемного и оттого столь ценного для нас Дональда Трампа.

Источник

Фото Cont

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.