Мовчан: У нас есть целая элитарная группа, которой даже выгодно сегодняшнее падение экономики.
Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан, комментируя сложившуюся сегодня ситуацию в российской экономике, отметил, что в сформированном сейчас правительстве нет людей, который умеют делать реформы.
«Эти люди, даже если бы захотели, их реформы свелись к тому, что они выпустили бы еще несколько запретительных указов и создали бы несколько комиссий и министерств, — заявил он в интервью RFI. — С другой стороны, никаких реформ правительство не хочет просто потому, что любая реформа — это всегда временное ухудшение ситуации. Невозможно реформировать так, чтобы с утра встать и всем стало бы хорошо. Реформа — это два-три года проблем, связанных с ее внедрением. Это конфликты с элитами, которые заинтересованы в отсутствии реформ. У нас есть целая элитарная группа, которая является бенефициаром архаичной экономики, которой даже выгодно сегодняшнее падение экономики».
По мнению эксперта, российская государственная экономическая политика «невероятно пассивна».
«За 2015 год кроме неорганизованных попыток поднять налоги, правительство не предпринимало никаких активных действий, — отметил Мовчан. — Если говорить о социальной повестке, о том, что происходило вообще на рынке, прежде всего, идет тотальное сокращение экономики, начиная с сектора малых предприятий. Оно пока не так заметно, потому что достаточно большое количество этих предприятий пытаются продолжать работать. У многих была надежда, что ситуация временная, что экономика адаптируется. Но мы видим, что наступает второй нефтяной шок. Экономика оказалась явно неадаптивной. Никаких мер к внутреннему развитию не предпринимается. Скорее всего, это готовит на будущий год массовое банкротство малых и средних предприятий, сокращение сферы услуг, сокращение внутреннего малого производства. В этом году инвестиции уже сократились больше чем на 10%, а в долларах — больше, чем на 40%. Капитальное строительство сократилось уже примерно на 10%. А в следующем году, скорее всего, сократится вдвое».
Финансист полагает, что «мы уже находимся на уровне середины нулевых годов с точки зрения экономических показателей и постепенно будем двигаться в сторону конца 1990-х».
При этом, добавил он, «правительство, которое сегодня сформировано, не умеет делать реформы».
«Там нет людей, которые воспитаны в предпринимательской, реформистской среде, которые в состоянии принимать решения и отвечать за них, смотреть на мир с современных, научных точек зрения: с точки зрения использования мотивационных стратегий, использования так называемой невидимой руки и так далее, — заявил Мовчан. — Если вы посмотрите в хронологическом порядке заявления людей в правительстве, то становится ясно, что они совершенно не разбираются в ситуации, совершенно не понимают перспектив, не видят, каким способом, кроме дополнительных запретов, можно регулировать экономическую жизнь и вообще жизнь в стране. Эти люди, даже если бы захотели, их реформы свелись к тому, что они выпустили бы еще несколько запретительных указов и создали бы несколько комиссий и министерств… Кроме того, на сегодняшний день нет однозначного понимания, к чему реформы могут привести. Потому что реформы — это всегда дестабилизация. А дестабилизация может бросить страну в любую сторону».
«Я могу предположить, что первый шаг для нас — это система правоприменения», — отметил эксперт.
По мнению Мовчана, необходимо защитить инвестиции, права собственности и защитить права граждан.
«Я думаю, что остальные реформы были бы производными. Реформу правоприменения нельзя сделать за счет косметических законов или отдельных увольнений и посадок коррумпированных судей. Должна быть масштабнейшая реформа, которая меняет все институты, меняет их взаимоотношения между собой, крепко привязывает внутреннюю систему правоприменения к международным стандартам. И только тогда можно говорить о том, что у нас есть база, чтобы думать о том, как теперь нам быть с экономикой», — добавил он.