В старину на флоте на высокой мачте постоянно сидел матрос и всматривался вдаль. Он должен был заметить на горизонте землю, корабли и другие объекты раньше всех. Иногда от его дальнозоркости зависела судьба всего экипажа.
С развитием техники средства обнаружения и разведки совершенствовались. Сегодня глаза и уши армий — это радары и спутники. Именно они предупреждают об опасности. А если они выходят из строя, страна становится беззащитной для удара извне.
Однако в реальной войне обычно выигрывает тот, кто выбрал правильную стратегию ее ведения и просчитал свои ходы хотя бы на один шаг дальше.
Страна, точно рассчитавшая свои действия на десятилетия вперед, всегда обыграет на геополитической шахматной доске противника, имеющего гораздо более близкие временные ориентиры.
Два старых американских зубра политики Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский являются пока еще живыми свидетелями уходящей эпохи. Той эпохи, в которой мыслили континентами, а шаги рассчитывали на десятилетия вперед. Именно умение американской дипломатии второй половины 20-го века мыслить дальше своего противника, позволило Вашингтону переиграть СССР в «холодной войне».
«Гений» Никиты Хрущева не разглядел всей опасности разрыва Советского Союза и коммунистического Китая и позволили Вашингтону оторвать от себя 1/5 часть мирового населении и 1/12 часть суши. В конечном итоге это во многом и предопределило падение социалистического блока, который был зажат на 1/5 части суши и имел к концу 1980-х менее 10% мирового населения.
Было много и других ошибок калибром поменьше, но главной стал именно разрыв с Китаем, который из преданного друга превратился в заклятого врага.
В политике не бывает перерывов. Когда оканчивается одна игра, всегда начинается вторая. США в 1990-х почивали на лаврах победителей. Экономика Штатов процветала, питаясь остатками СССР, а впереди была эпоха глобального мира с ними во главе. Казалось, их правление будет незыблемым, и поэтому не стоит напрягать себя дальними расчетами. Зубры политики ушли на заслуженный отдых и, оказалось, что они так и не научили свою смену самому главному: заглядывать в будущее.
Максимальными сроками планирования американского руководства в это время становятся промежутки в четыре и восемь лет — периоды между гонками за главное кресло страны. Любой президент США не может подряд занимать этот пост более двух раз, а потому планировать свои шаги дальше и тем более обеспечивать процессы ресурсами стало с точки зрения «элит» США бессмысленной тратой средств.
Зачем, раз они единственные, кто вершит судьбы мира, и никто другой на это уже покуситься не сможет?
Наверное, нет ничего странного и в том, что экономические кризисы в США стали повторяться более-менее с этой же периодичностью. В конечном итоге политика и экономика взаимосвязаны как два конца палки.
Окончание затяжного кризиса 1980-х окончилось в 1992-93 гг., когда «трупик» СССР накормил всех страждущих своими богатствами. За ним последовал кризис «доткомов» в 2001 году, затем очередной кризис конца 2008–2009 годов. Следующий кризис, как говорят многие аналитики, не за горами.
«Большой Збиг» (Збигнев Бжезинский) уже устал повторять своим политическим наследникам, что они думают не теми категориями, мыслят не теми сроками. Политики старой школы знали, что мир не статичен, и господство в нем США рано или поздно окончится, поэтому надо продумывать схемы поведения, когда Штаты столкнутся с новым вызовом своему статусу.
Бжезинский это говорил и в 1990-х, и в 2000-х. Сегодня он говорит о том, что время уже упущено. США проглядели смычку путинской России и Китая и, а создание этого союза несет смертельную угрозу американскому мировому владычеству. Особенно, если оно усугубится вступлением в этот союз объединенной Европы. Это станет настоящим крахом, который нельзя будет предотвратить никакой большой войной.
Сроки планирования на 4 и 8 лет сыграли с Вашингтоном злую шутку. Последствия этого просчета исправить будет очень трудно, если вообще еще возможно.
Именно поэтому США сейчас все сильнее загоняют себя в угол, выдумывая временные схемы решения постоянно возникающих кризисных ситуаций.
Ирак, Иран, Афганистан, Египет, Ливия, — это все перечень последних геополитических поражений. И тут даже не важно, что вооруженные силы США и их политическое давление смогли сокрушить многие из этих стран. Геополитический итог всей этой возни пока не в пользу «заказчика».
Ирак, после 20 лет войн в конечном итоге перешел под фактический протекторат Ирана. Афганистан так и не стал рассадником терроризма в Средней Азии, а живет внутренними проблемами, которые никого особенно не интересуют и никому не мешают. Египет после удара в спину местной элите со стороны США не стал центром Халифата и перешел в лагерь союзников России.
Сам Халифат пришлось временно переносить в Ливию и Сирию. А тем временем США так и не удалось додавить правительство Башара Асада и нейтрализовать действия России по превращению ДАИШ в мировое пугало раньше того времени, когда он смог укрепиться на Ближнем Востоке.
Каждое из этих поражений требовал изменения плана на очередное временное решение, которое с каждым разом становилось все хуже и хуже. Дошло до того, что уже Россию считают лидером в регионе и Россия всего в нескольких шагах от того, чтобы погасить пожар глобальной войны, задуманной США.
Не лучше дела Вашингтона и в Европе.
В 1990-х она была у их ног. Вся бывшая. И даже с частью территории СССР (Прибалтика). Щупальца Вашингтона уже прочно держали в объятиях Украину, Грузию и Молдавию, а саму Россию, казалось, ожидал неминуемый распад.
Прошло 15 лет.
На сегодня мы имеем ситуацию, когда часть Европы: Германия, Франция, Венгрия, Сербия и т.д. — хочет и готова договариваться с Россией. Внутренний кризис в республиках бывшего СССР разваливает их на части и ставит под вопрос их дальнейшее «независимое» существование. Восточная Европа и Балканы превратились в центр геополитической нестабильности.
Вину за это европейские элиты возлагают на недальновидную политику Вашингтона и ищут пути выхода, которые еще больше сближают их позицию с позицией России. Чтобы не дать Европе уйти в лагерь России и Китая, США приняли решение расшатывать внутреннюю ситуацию в Европе.
Совершив одну ошибку, устроив цветные революции и получив поражения во всех случаях Вашингтон, усугубляет ее другой. Он сносит вышедшие из повиновения шахматные фигуры, чтобы они не достались противнику. Тем самым еще сильнее сближая позиции своих потенциальных противников и недавних союзников.
Собственно, в Европе повторилось то же самое, что и на Ближнем Востоке. Россия туда вернулась во многом благодаря тем ошибкам, которые были допущены администрациями Джорджа Буша и Барака Обамы.
Одному нужна была победная война перед выборами, второй решил, что он миротворец. А то, что они оба рушат долгие планы своих предшественников, они видимо так и не поняли. Потому что мыслят меньшими сроками.
Везде мы видим одно и то же. Геополитическое превосходство, добытое США в итоге «холодной войны», расслабило новое поколение их «элит», приблизило границы планирования своих действий и поставило во многих ключевых регионах планеты политику США в зависимость от действий противника. Инициатива перешла на сторону их противников и в будущем это может стать основной причиной геополитического поражения Вашингтона.
В шахматах «русская партия» имеет массу ловушек. Попасть в них может как одна, так и другая сторона, и в ней противники должны всегда держать ухо востро.
Фото Politrussia